Советская военная контрразведка «Смерш» летом 1944 года сорвала вооруженный мятеж, который готовили украинские националисты, специально проникшие в Красную армию. Об этом свидетельствуют рассекреченные архивные документы ФСБ России.
Весной 1944 года советские войска вышли на государственную границу СССР. На освобожденных территориях начались мобилизация местного населения призывного возраста и формирование запасных полков и дивизий Красной армии. Среди призванных на военную службу оказалось большое количество участников таких националистических формирований, как «Организация украинских националистов» (ОУН) и «Украинская повстанческая армия» (УПА - обе запрещены в России).
Заместитель начальника Главного управления контрразведки «Смерш» Наркомата обороны СССР Николай Селивановский 29 августа 1944 года направил в Государственный комитет докладную записку «о результатах работы органов контрразведки военных округов по очистке от враждебного, националистического и другого преступного элемента запасных стрелковых дивизий, укомплектованных мобилизованными из западных областей Украины».
Он докладывал, что в ходе мобилизации в Красную армию жителей Западной Украины главари ОУН и УПА поручили своим подчиненным специально идти на воинскую службу в ряды Красной армии и создавать в воинских частях националистические группы для проведения подрывной работы.
По словам Селивановского, следуя этим указаниям, украинские националисты, находясь в запасных частях Красной армии, начали свою подрывную работу. Она заключалась в антисоветской агитации в рядах призванных украинцев под лозунгом борьбы за «самостийную Украину»; создании повстанческих групп, разложении воинской дисциплины и организации дезертирства красноармейцев с оружием в банды УПА; а также совершении терактов в отношении офицеров Красной армии.
Как докладывал Селивановский, в июле 1944 года отделом «Смерш» Киевского военного округа арестована повстанческая группа в количестве 41 оуновца – военнослужащих 148 запасного стрелкового полка 20 запасной стрелковой дивизии, в том числе ее организаторы Кучер Е.А., Зарусинский Н.М. и Шевчук М.И..
По данным следствия, злоумышленники намеревались захватить оружие и боеприпасы, хранившиеся в близлежащих воинских складах, уничтожить офицерский состав полка, а затем уйти на соединение с бандами УПА, скрывавшимися в лесах Западной Украины.
Как отмечалось в документе, всего с 1 апреля по 25 августа 1944 года военными контрразведчиками было арестовано более 6,6 тысячи человек, из них более 4,2 тысячи участников ОУН и УПА.
Ранее в журнале «Международная жизнь» была опубликована статья, рассказывающая о «деятельности» бандеровского подполья на Украине. «Численность УПА на пике ее мощи в 1944-1945 годах оценивается в 30-40 тыс. человек (данные некоторых украинских источников - 100 тыс. представляются нереалистичными). Украинская повстанческая армия делилась на три главных военных округа (Север, Юг и Запад; несмотря на неоднократные рейды бандеровцев на территорию Восточной Украины, им так и не удалось там закрепиться), которые делились на округа. Основной боевой единицей в 1944-1946 годах был курень (батальон), состоявший из рот (сотен). Для проведения крупных операций курени сводились в загоны (полк), а те, в свою очередь, - в группы (эквивалент дивизии, хотя группы УПА редко насчитывали более 2 тыс. человек). На первом этапе УПА была неплохо вооружена за счет помощи немцев и захвата оружия при прохождении фронта, а у некоторых отрядов были орудия и даже танки.
Верховное военное руководство УПА осуществлял штаб во главе с Шухевичем, а политическое - образованный в июне 1944 года Украинский главный освободительный совет (или рада), состоявший из членов ОУН-Б. Шухевич входил в совет как «военный министр».
С апреля 1944 года начались крупные столкновения тыловых частей Красной армии и войск НКВД с УПА. Так, в одном из сражений на Волыни участвовали до 30 тыс. советских солдат и 5-6 тыс. бандеровцев. Националисты понесли серьезные потери: более 3600 человек убитыми. Но до окончания войны руководство СССР не могло выделить достаточно сил для подавления вооруженного сопротивления националистов. УПА по-прежнему пополняла свои ряды в основном за счет обманутой молодежи и путем насильственной мобилизации. Служба безопасности ОУН, помимо индивидуального террора против советских военнослужащих и представителей органов власти, занималась «чисткой» собственных рядов. Только один «эсбист» Степан Янишевский собственноручно уничтожил более 400 своих сослуживцев. «Фирменной» казнью СБ было удушение удавкой, которую каждый член СБ был обязан всегда иметь при себе.
Летом 1945 года руководство УПА выдвинуло следующую установку: «УПА должна действовать так, чтобы все, кто ее (советскую власть) поддерживает, уничтожались... повторяю, не запугивать, а физически уничтожать. Пусть из украинского населения останется половина - ничего страшного нет»*. (*Автором данного тезиса является не кто иной, как нынешний «герой» Украины Роман Шухевич.) Всего УПА уничтожила более 55 тыс. советских граждан, из которых 30 тыс. были сотрудниками НКВД - МГБ - МВД и военнослужащими, а остальные - мирными жителями», - говорилось в публикации.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs