1 декабря 2023 г. Бразилия официально приняла председательство в G20: символический молоток председателя перешел от индийского премьер-министра Нарендо Моди к бразильскому президенту Луле да Силве.
Подчеркивая свою принадлежность к группе развивающихся, а не развитых экономик, Бразилия как страна-председатель G20 будет лоббировать повестку дня, напрямую затрагивающую национальные интересы развивающихся стран. В частности, первостепенное внимание со стороны Бразилии будет уделено преодолению бедности, устойчивому развитию, а также реформированию институтов, где развитые страны пользуются привилегированным положением, такие как Международный валютный фонд (МВФ) и Совет Безопасности ООН (СБ ООН). О серьезности амбиций Бразилии свидетельствует масштаб её планов на 2024 г. – будет проведено более 120 встреч в 13 бразильских городах: 93 встречи на уровне экспертов, 26 видеоконференций, 10 встреч премьер-министров и 23 встречи на уровне федеральных министров.
Официально приняв статус государства-председателя с 1 декабря, Бразилия провела 7 мероприятий, наиболее результативными из которых стали собрания шерп G20 (11-12 декабря), заседание председателей Центробанков G20 (13 декабря), а также встреча министров финансов G20 (14-15 декабря). Преимущественно экономический фокус, через призму которого страна подошла к началу своего председательства, внес большие изменения в протокольную практику «Большой двадцатки». Так, в предыдущие годы встречи председателей Центробанков и экспертов-экономистов «Большой двадцатки» традиционно проводились на финальных этапах подготовки к саммиту, то есть, согласно установленным стандартам, Бразилия должна была провести эти встречи ближе к саммиту в Рио-де-Жанейро в ноябре 2024 г. Решение бразильского правительства перенести экономические мероприятия на более ранний срок демонстрирует то, что основным вектором работы «Большой двадцатки» в 2024 г. станет экономико-социальное измерение.
Особое внимание в рамках бразильского председательства привлекла и высокая степень вовлеченности механизмов цифровой дипломатии в работу G20. В частности, в декабре 2023 г. крупнейшими бразильскими IT-компаниями был создан сайт, посвященный планам G20 в 2024 г.: на сайте указаны не только цели председательства, но и четкое расписание ближайших встреч G20, а также дан краткий обзор уже прошедших мероприятий.
Наряду с первыми положительными результатами Бразилия столкнется со следующими 5 вызовами в ходе своего председательства в 2024 г.
Во-первых, борьба с бедностью. В настоящее время в мире насчитывается как минимум 1,2 млрд человек, живущих в условиях «многомерной бедности», причем на фоне надвигающейся рецессии и роста долгового бремени 54 развивающихся стран ситуация будет ухудшаться. В ходе своего председательства в «Большой двадцатке» в 2024 г. Бразилии предстоит поделиться собственным богатым опытом, накопленным в результате проведения ряда социально-экономических трансформаций в 2000-х годах. Так, в годы президентства Лулы да Силвы (2003-2010) в стране реализовывались широкомасштабные программы по борьбе с бедностью, голодом, расширялся доступ населения к высшему образованию и банковскому кредитованию, в связи с чем ее председательство в «Большой двадцатке» может быть как никогда полезным.
Во-вторых, продвижение зеленой трансформации как часть экономического инструментария G20. Как продемонстрировала 28-ая Конференция Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-28), темпы перехода к зеленой экономике недостаточны для достижения целей Парижского соглашения. Первоочередной задачей Бразилии как страны-председательницы является ускорение процесса достижения консенсуса развитых и развивающихся экономик по вопросу зеленой трансформации в рамках G20.
В-третьих, реструктуризация и списание долгов развивающихся стран. Во время пандемии задолженность стран с низким уровнем дохода выросла на 12%, из-за чего странами «Большой двадцатки» было принято решение о приостановлении платежей этих стран по долгам: были отсрочены выплаты на сумму около $5,7 млрд. Бразилии необходимо ускорить работу по реструктуризации долгов бедных стран, а также рассмотреть, в каких случаях G20 придется прибегнуть к аннулированию задолженностей.
В-четвертых, растущее гендерное неравенство на мировом рынке труда. Несмотря на то, что за последние 20 лет удалось достичь заметного прогресса в борьбе с гендерным неравенством, в сфере труда оно сохраняется: на 10 работающих мужчин приходится 6 работающих женщин. При этом показатель женской безработицы варьируется в зависимости от регионов, и Бразилии предстоит направить усилия стран G20 на более равномерное географическое распределение этого показателя для улучшения ситуации на рынке труда.
В-пятых, реформирование институтов глобального управления. Привилегии, которыми пользуются развитые экономики в таких Бреттон-Вудских институтах, как МВФ и МБРР, увеличивают экономическую асимметрию между развитыми и развивающимися странами. Сокращение такой асимметрии является ключевой задачей бразильского председательства. Более того, на встречах G20 в 2024 г. бразильские дипломаты планируют обсуждение возможностей реформирования Совета Безопасности ООН с целью увеличения репрезентативности в нем развивающихся экономик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs