Владимир Чижов: «России и Евросоюзу нужна не перезагрузка, а механизм ускорения»

00:00 02.11.2010 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Отношения России и Евросоюза нуждаются не в «перезагрузке», а в «педали» для усиления скорости  - эту мысль высказал журналистам в Москве представитель Российской Федерации в европейских сообществах Владимир Чижов. Он провёл брифинг в МИД РФ, посвященный открывающемуся 7 декабря в Брюсселе очередному саммиту «Россия-ЕС».  Двухдневный форум, который весной собирается в одном из городов России, а по осени отныне станет проходить исключительно в столице Бельгии – штаб-квартире Евросоюза, готовит по традиции регламентированную повестку дня. Она включает  вопросы  двустороннего взаимодействия России - ЕС и  блок вопросов  международной проблематики.

В постлиссабонский период, наступивший для Евросоюза 1 декабря 2009 года после вступления в силу Лиссабонского Договора, следует учитывать новые реалии, отметил Владимир Чижов. «Впервые Евросоюз стал полноценной международной организацией», - подчеркнул он. Однако по-прежнему отношения между Россией и ЕС являются ключевым фактором европейской политики и европейской экономики. Но сегодня у двух партнёров есть повод задуматься над механизмом ускорения.  «Началась реализация инициативы, запущенной на предыдущем саммите в Ростове-на-Дону «Партнёрство для модернизации». В этом обоюдно заинтересованы и страны ЕС, и российская экономика», - сказал на брифинге высокопоставленный дипломат.

Евросоюз остаётся крупнейшим рынком приложения инвестиций из России, равно как и  европейских вложений в экономику нашей страны. По объёму товарооборота ЕС – наш ключевой экономический партнёр: на его долю приходится более 50 процентов внешнеторгового оборота. А если учесть, что Евросоюз – мощный центр мировой политики, то для России – это ещё и дополнительные перспективы для расширения наших отношений. Продолжаются переговоры по новому базовому соглашению о сотрудничестве между Россией и ЕС. Одиннадцатый раунд переговорного процесса, который возглавляет Владимир Чижов, завершается в конце ноября, и сразу же  в Брюсселе  начнётся 12-ый раунд совместной работы над базовым соглашением. «Переговоры идут позитивно, темпы их соответствуют ожиданиям», - так оценил их главный переговорщик.

Однако этим работа по двустороннему партнёрству не ограничивается. Принятые в 2005 году четыре «дорожные карты» по основным направлениям сотрудничества сегодня включают сорок секторальных диалогов – от энергетики до космоса.  Традиционный «локомотив» российско-еэсовских отношений  -  энергетика  -  набрала хорошие обороты и движется в заданных направлениях, не выбиваясь из графика: «Северный поток», «Южный поток», Балтийская транспортная система. Более того, в этом году 22 ноября в Брюсселе состоится конференция, посвящённая 10-летию энергодиалога между Россией и ЕС. Российскую делегацию на форуме энергетиков будет возглавлять заместитель председателя Правительства РФ, председатель совета директоров «ИНТЕР РАО ЕЭС» Игорь Сечин, а со стороны ЕС – еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер.

И всё-таки реализация «Партнёрства для модернизации» уже практически немыслима без решения проблемы безвизового передвижения граждан. На что уповают партнёры в поисках необходимого алгоритма? Владимир Чижов так отвечает на этот вопрос: «Рассчитываем, что нынешняя тенденция осознания важности предпринятых усилий будет набирать силу и поможет ускорить безвизовый диалог». Вновь звучат слова об ускорении. И неслучайно: есть примеры. Так, Россия и Германия в двустороннем порядке создали комитет по внешней политике безопасности. В настоящее время, уверяет высокопоставленный дипломат, в рамках этого комитета мощно развивается политический диалог между нашими странами на всех уровнях.  Он включает форматы консультаций по разоружению, по Африке, по ближневосточной проблеме и т.д. Однако этому комитету не хватает механизма комплиментации и принятия решений.  Если его структуру и работу рассматривать в масштабе всего Евросоюза, а также попытаться перевести их в практическую плоскость , то это был бы реальный  механизм взаимодействия.

Международная повестка саммита «Россия – ЕС» в Брюсселе включает вопросы климата, согласование антикризисных мер, ближневосточное урегулирование (Россия и ЕС представляют половину ближневосточного «квартета»), иранскую ядерную программу (появились признаки возможного прогресса), а также весь спектр вопросов безопасности, в том числе обсуждение создания юридически обязывающего договора по общеевропейской безопасности. Учитывая, что саммит «Россия – ЕС»  -  это всегда и процесс, и итог проделанной работы,  - тенденция к ускорению очень своевременна.

Версия для печати