ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Выступление и ответы на вопросы С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам визита в КНДР

12:59 19.10.2023 •

Добрый день,

Проводим визит в КНДР в соответствии с договорённостью, достигнутой Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Председателем государственных дел КНДР Ким Чен Ыном на космодроме Восточный 13 сентября с.г. Визит приурочен к 75-летию установления дипломатических отношений. Этот юбилей отмечался 12 октября с.г. В ходе нынешней поездки конструктивно обсуждаем положение дел с выполнением договорённостей, достигнутых на космодроме Восточный.

КНДР – близкий сосед и давний партнёр нашей страны. Едины во мнении, что поступательное развитие двусторонних отношений отвечает интересам наших государств, способствует укреплению мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. Этой же цели служит развитие наших отношений с КНР.

Обсудили с товарищем Министром перспективы активизации политического диалога, возобновление полноценных контактов, в том числе по линии внешнеполитических ведомств по мере преодоления последствий пандемии и снятия соответствующих ограничений. Исходим из того, что решению этой задачи будет способствовать только что подписанный План межмидовских обменов на 2024-2025 гг.

Много говорили о перспективах торгово-экономического взаимодействия. В соответствии с решением наших руководителей будут активизированы конкретные аспекты практического сотрудничества. С этой целью в ноябре планируется созыв десятого заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Рассмотрели ключевые вопросы региональной и глобальной повестки дня. При этом уделили основное внимание ситуации на Корейском полуострове. У нас, как и у наших северокорейских друзей, вызывает серьёзную озабоченность увеличением здесь военной активности США, Японии и Южной Кореи, а также линия Вашингтона на перенос в регион элементов своей стратегической инфраструктуры, включая ядерные аспекты. Этой неконструктивной и опасной линией противопоставляем курс на обеспечение здесь деэскалации и недопустимости нагнетания напряжённости.  Проводим эту линию совместно с КНДР и КНР.

Стремимся конструктивно предлагать альтернативы нагнетанию здесь напряжённости. Выступаем за то, чтобы был налажен регулярный переговорный процесс по проблемам безопасности на Корейском полуострове без каких-либо предварительных условий. Наша общая заинтересованность в том, чтобы на основе уважения интересов безопасности друг друга и равноправных договорённостей обеспечивать мир и стабильность в Северо-Восточной Азии.

Говорили и о проблемах Азиатско-Тихоокеанского региона, где США со своими союзниками продвигают блоковые формы, пытаются выдвигать в этот регион под лозунгом «Индо-Тихоокеанских стратегий» инфраструктуру НАТО. Всё это тоже вызывает серьёзную обеспокоенность. Выступаем, как и наши друзья из КНДР, за создание здесь надёжных механизмов обеспечения равной и неделимой безопасности на основе внеблоковых подходов. Это очень важно. Принцип взаимного уважения и учёта интересов друг друга является основополагающим. Договорились продолжать координацию наших действий в ООН и на других многосторонних площадках.

Подтвердили нашу высокую оценку позиции Пхеньяна в том, что касается происходящего на Украине и вокруг неё. Нам подтвердили принципиальную поддержку действий Российской Федерации по отражению агрессии, которую против нас, используя Украину в качестве инструмента, развязала западная «группа» во главе с США.

Считаю, что обмен мнениями был полезен. Продолжим нашу координацию действий на всех направлениях, включая, прежде всего, экономику. Есть большой интерес к тому, чтобы существенно нарастить товарооборот и экономические обмены, включая нашу политическую координацию на основе только что подписанного Плана.

Вопрос: Обсуждался ли в Пхеньяне график двусторонних контактов на высшем и высоком уровнях?

С.В.Лавров: Месяц назад состоялся контакт на высшем уровне, а сегодня на высоком. Уверен, что они продолжатся.

Вопрос: В Омане сорвалась попытка организовать переговоры между израильской и палестинской стороной. На Ваш взгляд, есть ли сейчас реальные механизмы, способные за короткий срок остановить кровопролитие?

С.В.Лавров: Реальным механизмом могло бы стать решение СБ ООН с призывом ко всем сторонам немедленно прекратить любые боевые и насильственные действия, обеспечить решение гуманитарных проблем с учётом той катастрофы, которая грозит Сектору Газа и миллионам проживающим там людей. К сожалению, эта резолюция не была принята. Не уверен, что если бы она прошла, то была бы объявлена пауза и решались бы гуманитарные проблемы. Но и призыва не получилось. США заблокировали её принятие, применив вето.

Какие перспективы? Исхожу из того, что продолжится консультация заинтересованных стран. Египет проявляет инициативу. Все мы хотели бы видеть деэскалацию в Секторе Газа. В ближайшие дни предстоят контакты, в ходе которых и станет понятно, насколько реалистично на это рассчитывать.

Вопрос: Месяц назад Президент Российской Федерации В.В.Путин встретился с главой КНДР Ким Чен Ыном на территории России. Весь мир, особенно Запад, пристально следил за этой встречей. В.В.Путин согласился приехать в КНДР. Почему Запад так сильно боится нашей дружбы?

С.В.Лавров: Почему я должен отвечать на этот вопрос?

Могу только высказать общее мнение относительно действий Запада не только в отношении наших связей с Северной Кореей, но и к любому региону мира. Запад считает себя в праве, прежде всего США (американцы давно себе весь остальной Запад подчинили) решать за всех: кому и с кем встречаться, кто и с кем должен о чём-то договариваться, а кто обязан соблюдать запреты. Их США постоянно выдвигают: «вы должны и обязаны». Об этом не раз говорил Президент России В.В.Путин. Кто кому должен и что обязан?

В мире есть один устав – это Устав ООН, который гласит, что Организация основана на принципе суверенного равенства государств. Ни разу с момента вступления в силы этого важнейшего международно-правового документа США ни в одном конфликте и кризисе не соблюдали это непреложное основополагающее правило. 

Вместо этого они требуют от всех соблюдать свои «правила», которые никто никогда нигде не публиковал и не видел. Инстинктивная тяга к гегемонизму присутствует и не помогает решать вопросы, а только загоняет их в тупик.

Если посмотрите историю авантюр, которые США предпринимали в самых разных частях мира: в Юго-Восточной Азии, в Афганистане, на Ближнем Востоке – ни одна из них не увенчалась успехом и не привела к нормализации обстановки. Наоборот, там были посеяны зерна, до сих пор дающие свои печальные, опасные всходы.

Вопрос: Ракетный удар по больнице в Секторе Газа вызвал волну антиизраильских демонстраций в странах исламского мира. Насколько еще контролируема ситуация вокруг палестино-израильского конфликта? Как Вы оцениваете риски перерастания этого конфликта в глобальное противостояние с участием США и Ирана? Обсуждались ли эти угрозы в ходе ваших встреч в Пекине и Пхеньяне?

С.В.Лавров: Что касается Сектора Газа, то риск перерастания этого кризиса в общерегиональный конфликт достаточно серьезен.

Уже упоминал о том, что США наложили вето на революцию, призывавшую остановить любые боевые действия, начать решать гуманитарные вопросы. Тем самым Соединенные Штаты показали, что они не готовы призывать к перемирию, к прекращению огня. Если это так, то они, наверное, могут исходить из того, что конфликт может  разрастаться.

Мне тяжело судить, какие цели при этом преследуются. Наблюдаем попытки опять все «свалить» на Иран. Считаем их достаточно провокационными. Тем более, что иранское руководство занимает ответственную, взвешенную позицию и призывает к тому, чтобы не допустить разрастания этого конфликта на весь регион, на сопредельные страны. Будем добиваться именно этого в наших контактах и с палестинцами и другими арабскими коллегами, и с израильтянами.

Вопрос: В Сеуле прогнозируют нарастание блокового противостояния в регионе, которое может быть даже более значительным, чем во времена «холодной войны».  Вы согласны с этим заявлением? Каков шанс перехода конфликта в «горячую фазу»? Что делает Россия, чтобы этого не допустить?

С.В.Лавров: Что касается заявлений Сеула то, как раз он и является одним из факторов нагнетания здесь напряженности. Уже упоминал про формирование тройственного альянса США–Южная Корея–Япония, чтобы наращивать здесь военный потенциал, включая его ядерные компоненты. Это и создает напряженность.

Наши южнокорейские коллеги вместо того, чтобы бить тревогу по этому поводу должны были бы изменить эти планы и занять другую позицию, в том числе по вопросам возобновления переговоров о мире и безопасности в Северо-Восточной Азии. Такие переговоры велись. Они были прерваны не по нашей инициативе, не по инициативе Китая, не по инициативе КНДР. В ходе них продолжали выдвигать неприемлемые условия, требуя от КНДР односторонних уступок, что являлось явно нереалистичным. Сейчас наблюдаем ситуацию, которая становится все более тревожной. Но (как мы обсуждали сегодня с товарищем Министром) Россия и КНДР, как и КНР, выступают за диалог и возобновление переговоров без каких-либо предварительных условий. Думаю, что эта линия будет находить широкую поддержку в целом в регионе ЮВА.

Вопрос: Вы уже не первый раз приезжаете в Пхеньян. Чем Вам запомнится эта поездка в КНДР? Вы бы стали рекомендовать нашим туристам отдохнуть в Северной Корее?

С.В.Лавров: Стал бы.

Вопрос: Обсуждалась ли тематика развития экономического сотрудничества между Москвой и Пхеньяном? В каких сферах наши страны способны и будут реализовывать совместные проекты?

С.В.Лавров: Уже упомянул, что на следующий месяц планируется очередное десятое заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Там будут рассмотрены все направления, которые в принципиальном плане обсуждались нашими руководителями на космодроме Восточный.

После этого саммита сопредседатели Межправительственной комиссии собирались в Москве и наметили конкретные направления, по которым будет работать пленарное заседание этой комиссии. Там есть и геологоразведка, и планы поставок энергоносителей, других товаров, необходимых нашим друзьям из КНДР. Думаю, что по итогам этого заседания будет понятно в каком направлении наше экономическое сотрудничество будет двигаться.

Вопрос: Турция выдвинула инициативу о создании системы стран-гарантов для сторон израильско-палестинского конфликта в целях мирного урегулирования.

Как вы оцениваете её эффективность? Планируются ли в ближайшее время контакты с Анкарой по данному вопросу? Готова ли Россия выступить одним из гарантов в рамках предложенной инициативы и при каких условиях?

С.В.Лавров: Готовы обсуждать любые конструктивные предложения. Данная инициатива, о которой услышал на днях, явно продиктована желанием добиться деэскалации и нормализовать обстановку.

Что конкретно имеется в виду хотели бы услышать от наших турецких друзей, с которыми мы в контакте в том числе и по этому вопросу. Напомню, что механизм, обеспечивавший устойчивый переговорный процесс, существовал. Это был «квартет» международных посредников (Россия, США, ООН, ЕС).

Последние годы американцы (об этом не раз говорил Президент России В.В.Путин), «закрыли» этот квартет, перестали сотрудничать в его рамках, пытаясь монополизировать весь переговорный процесс и свести его к оказанию незначительных экономических услуг, помощи палестинскому населению в обмен на отказ от создания Палестинского государства, как того требует решение Совета Безопасности ООН. Это печальный опыт, который мы не хотели бы повторять.

Выступаем за то, чтобы любые подходы основывались на балансе интересов сторон, а не на навязывании чьих-то интересов за счет ущемления других. Мне кажется, что турецкая инициатива продиктованы стремлением обеспечить такой баланс. Будем готовы сотрудничать в ее рассмотрении.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати