Геннадий Валентинович Бернадский, Сирень у моря, 2023
Продолжая рассматривать экспозицию выставки Геннадия Бернадского «Образы счастья», открывшейся в усадьбе Марьино под Санкт-Петербургом, выделим отдельной темой его поистине мелодичные, музыкальные, поющие натюрморты. Отчего так происходит? Может быть, потому что в мастерской Геннадия Бернадского всегда звучит красивая музыка - и симфоническая классика, и джаз, и вокал, зачастую песни Вертинского, а значит, музыка сопровождает художника всюду. Может быть, и по другой причине. Не раз ловила себя на мысли о том, что Бернадский запечатлевает натюрморт единым взглядом: шел по саду, увидел букет сирени в вазе, а рядом в банках-склянках ещё маленькие гроздья соцветий, - какая композиция! Надо зарисовать, пока не разнесли по комнатам, подоконникам и на веранду. А сирень только что сорвали и встряхнули – такая она свежая, радостная, пронизанная утренним солнцем. Именно такой она войдет в будущее полотно художника.
Сирень на солнце, 2023
Своими натюрмортами Бернадский опровергает название nature morte «мертвая природа», ибо в свои полотна вдыхает и жизнь, и историю, и эмоцию момента. Вот, чья-то нежная рука поставила на окно веточки вербы в стекле – скоро Вербное воскресенье. А вода как будто колодезная, такая чистая, льдистая – подчеркивается, что Пасха будет ранняя, за окном еще снег, но верба уже выпустила пыльцу, - скоро тепло.
Вербное воскресенье, 2022
Да вот и лето, натюрморт «На даче» (2017) вобрал в себя все дары июня –варенья из первых ягод, раскаленного самовара, полевых ромашек с колокольчиками в кринке, теплого хлеба – радости деревенской жизни.
На даче, 2017
Особенная любовь художника к розам привита была, видимо, в детстве, крымские улицы, базары, дворики всегда славились розами. Эту эстетику Бернадский привнес в свои натюрморты – эстетику изыска. Там, где появляется этот царственный цветок, - меняется атмосфера, образуется пространство особой утонченности, возникает поэзия, грезы, аромат.
Крымские розы, 2014
Розы и вино, 2020
С плодами иные образы, - это всегда тени Бахуса и Адониса, изобилие красок, наливные дары виноградников, персиковых и яблоневых деревьев, сока, вкуса, изобилия.
Плоды лета, 2019
Красный натюрморт, 2016
Натюрморты Геннадия Бернадского – это всегда особое настроение, от захватывающей дух радости до тихой задумчивости. Картина «После дождика» (2022) настолько сочна, щедра, румяна, что сразу набегает есененское:
«Не каждый умеет петь.
Не каждому дано яблоком
падать к чужим ногам…»
Да разве это натюрморт? Художник наполняет устоявшийся жанр новым содержанием, новыми смыслами, воспевающими и утверждающими жизнь.
После дождика, 2022
Осенний натюрморт, 2020
Яблочный Спас, 2015
Нет предела совершенству, - это неоспоримо. Глядя на картину «Сумерки» (2018) испытываешь трепет. Картина – эмоция, картина - состояние, картина – продолжение. Но как, каким образом мастер создал оттенками голубого такой шедевр? – Тайна Художника. Однажды семнадцатилетний Сергей Есенин написал в своей тетрадке:
«Бог есть тайна мира. Мир есть тайна Бога».
Неуловимое, как само явление, слово Сумерки выбрали себе самые красивые глаголы русского языка, - они спускаются, сгущаются, окутывают, хранят…
Сумерки, 2018
И завершает галерею натюрмортов Геннадия Бернадского на выставке «Образы счастья» в усадьбе Марьино композиция «Зимняя мелодия» (2022).
Зимняя мелодия, 2022
Тепло уютного дома, где живут цветы и музыка, отделяет от холодной зимней сказки заснеженного двора всего лишь стекло окна, но мелодия, объединяющая эти два мира, уже нарождается и звучит. Может быть, она будет подхвачена и усилена снегопадом, вьюгой, а может быть напротив – снег начнет таять под лучами солнца, которое засияет в ответ на зимнюю мелодию.
Увидев хоть раз эти высокохудожественные образы счастья на полотнах известного петербургского живописца, поняв их поэтический строй, унесешь в душе неизменную музыку его натюр … композиций живой природы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs