Во время подготовки к решающему летнему сражению 1943 года с целью разгрома наступающих сил немецкой армии, перехвата стратегической инициативы и перехода Красной Армии в контрнаступление, многочисленные партизанские отряды должны были отвлечь на себя часть сил и резервов противника в тылу, нарушить вражеские коммуникации, возможности по переброске войск и военных грузов. Центральный штаб партизанского движения под руководством Пантелеймона Пономаренко привлёк к операции более 160 бригад и отрядов в Ленинградской области, Белоруссии, Украине, Смоленщине, Орловщине и ряде других регионов. В июле 1943 года советская Ставка отдала приказ о проведении операции.
Каждый партизанский отряд получил свою задачу. Партизанские формирования усилили специалистами-подрывниками, направили взрывчатку, соответствующее оборудование. Также партизаны получили дополнительное оружие и боеприпасы.
Операция началась 3 августа 1943 года, и в ней участвовало около 100 тыс. бойцов.
Партизанские бригады и отряды действовали в тылу групп армий «Север», «Центр» и «Юг» (в глубину до 750 километров). Только в первую ночь советские партизаны взорвали 43 тыс. рельсов.
Операция продолжалась до середины сентября 1943 года.
Партизаны взорвали более 200 тыс. рельсов, уничтожили большое количество эшелонов (только партизаны Белоруссии – свыше 800), взрывали мосты и другие сооружения.
Особенно большие разрушения были произведены на железных дорогах Белоруссии. К осени оперативные перевозки фашистов сократились на 40 %. На некоторых дорогах движение было остановлено от 3–15 суток до месяца. Немецкому командованию пришлось усиливать охрану коммуникаций, привлекать для ремонта железных дорог дополнительные паровозы и вагоны (подвоз рельсов и прочих материалов), перебрасывать матчасть из Польши и Германии. Местами двухпутные пути переделывали в однопутные, разбирали отдельные участки.
Таким образом, возможности маневра и снабжение вермахта ухудшилось.
Советское командование оценило результат «Рельсовой войны» положительно. Было решено продолжить в том же духе. В это время Красная Армия освобождала Орловскую, Смоленскую области, Левобережную Украину, начала битву за Днепр. Необходимо было ударить по противнику с тыла, чтобы облегчить наступление советских армий.
В начале сентября 1943 года советское командование утвердило план операции «Концерт». Целью были железнодорожные пути в тылу противника. Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры.
К операции привлекли более 190 бригад и отрядов, около 120 тыс. человек. Операция была тесно связана с предстоящим наступлением советских армий на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр.
Было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований. Начало операции назначили на 19 сентября 1943 года.
Однако из-за неблагоприятных погодных условий к началу операции авиацией перебросили только половину военных грузов. Поэтому старт масштабных мероприятий перенесли на 25 сентября. Но часть партизанских подразделений, которые уже вышли на рубежи атаки, начали операцию по первоначальному плану – 19 сентября. Так, партизаны в Белоруссии в ночь на 19 сентября взорвали около 20 тыс. рельсов.
Атака белорусских партизан была такой масштабной, что уже в 6 часов утра 19 сентября 1943 года руководство немецких железных дорог в Минске с тревогой извещало: «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий».
25 сентября начали действовать основные силы партизан. Они атаковали охрану железных дорог, захватывали железнодорожные перегоны, разрушали и минировали рельсы. В Белоруссии в эту ночь было разрушено ещё свыше 15 тыс. рельсов. Немецкому командованию приходилось принимать чрезвычайные меры по усилению охраны дорог и их восстановлению. Из Германии перебрасывали железнодорожные батальоны и даже части с фронта. Местное население сгоняли для проведения восстановительных работ.
По оценкам военных исследователей, действия советских партизан в ходе двух операций были более чем в 11 раз эффективнее налётов люфтваффе, бомбивших советские тылы в этот же период.
Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия – писал он - начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».
Согласно данным немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее.
В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации планомерного отхода немецких войск и вывозу награбленного в Германию.
По материалам сайтов История.РФ и Topwar.ru
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs