Заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский сообщил, что Россия не поддержала предложенную США программу по работе Совета Безопасности ООН в августе.
«Программа работы каждого председательства в СБ - это сугубо неформальный, индикативный документ, публикуемый на сайте ООН сугубо для удобства членов ООН. Включенные в него заседания становятся согласованными только когда перед заседанием члены СБ утверждают повестку дня заседания и председательствующий ударяет молотком. Поэтому отсутствие программы не помешает американцам выполнять свои функции, просто сделает этот процесс менее удобным для них и транспарентным для остальных», - отметил Полянский.
«Может быть, это нормально для «порядка, основанного на правилах», но это ненормально для традиций и практик, которыми мы руководствуемся в cовете», - добавил он.
Ранее в журнале «Международная жизнь» вышел материал, посвященный так называемому «порядку, основанному на правилах». «Объективная логика неприятия концепции «порядка, основанного на правилах» строится не на уважении к международно-правовым нормам или его отсутствии; в конце концов, в основе любой устойчивой системы международных отношений лежит нормативная база, которой ее члены стремятся следовать4. Проблема заключается в том, кто из игроков этой системы участвует в дальнейшем нормотворчестве. Неслучайно, как отмечает классик школы реализма Стивен Уолт, США высоко оценивают роль международных финансовых институтов, таких как Международный валютный фонд, группа Всемирного банка, или американоцентричных военно-политических альянсов (НАТО) - благодаря им Вашингтон сохраняет влияние на системы глобального регулирования5.
Как следствие, наблюдается постепенный отход от продвижения роли тех площадок, где у глобального Запада нет решающего голоса в создании новых международно-правовых норм или корректировки старых. Совет Безопасности (СБ) ООН, где у России и Китая есть право вето, закономерно становится мишенью, и призывы создания «правил», которых бы придерживались «ответственные игроки», заменяют собой необходимость поиска компромисса с неудобными партнерами.
Необходимо не допустить размывания мандата исполнительных структур международных организаций - Секретариата ООН, офисов специальных посланников и специальных представителей Генерального секретаря Организации, Технического секретариата Организации по запрещению химического оружия - за счет здравой и взвешенной политики распределения членских взносов и пристального внимания к административно-бюджетным вопросам. Однако размывание ооноцентричного миропорядка идет за счет вмешательства в поле деятельности Совета Безопасности ООН и подмены общепризнанной международно-правовой базы «келейно разработанными рецептами», — говорится в материале.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs