Первые частные военные компании (ЧВК) в Великобритании начали появляться в середине 80-х годов прошлого века и состояли из бывших военнослужащих королевских вооруженных сил и сотрудников спецслужб. За это время они успели «отметиться» во многих странах Африки, Азии, на Ближнем Востоке.
Установить точное количество британских компаний, которые могут быть определены как ЧВК, довольно затруднительно. Какого-либо официального реестра участников отрасли в открытом доступе не существует, равно как и обязательного требования к ним регистрироваться при государственных органах. База данных регистрационной палаты позволяет получить лишь примерное представление на этот счет. НПО «Open Democracy» в своем специализированном докладе 2018 г. насчитала как минимум 235 зарегистрированных в Великобритании компаний, предоставляющих услуги военного и охранного плана за рубежом.
В докладе «Наемники на свободе: дивный новый мир частных военных и охранных компаний», опубликованном в 2016 году благотворительной организацией War on Want рассматривается обширная частная индустрия стоимостью в миллиарды долларов, в которой, как утверждают авторы исследования, доминируют британские компании.
«Частные военные подрядчики взбесились в Ираке и Афганистане, оставив за собой шлейф нарушений прав человека. Сейчас мы наблюдаем тревожный рост числа наемников, сражающихся на линии фронта в зонах конфликтов по всему миру: это возвращение «Псов войны», - сказал исполнительный директор War on Want Джон Хилари.
«Великобритания является важным центром индустрии ЧВК. В разгар оккупации в Ираке действовало около 60 британских компаний. В настоящее время сотни британских ЧВК действуют в зонах конфликтов по всему миру, работая над обеспечением присутствия правительства и корпораций против целого ряда «угроз»», - говорится в отчете.
Некоторые названия корпораций, упомянутые в документе, довольно давно находятся «на слуху»: G4S, Aegis Defense Services Control Risks и Olive Group. «В основе отрасли лежит вращающаяся дверь между ЧВОК, военными, разведывательными и корпоративными мирами, интересы этих секторов тесно переплетены», - говорится в отчете.
Как однажды сказал генеральный директор Aegis Defense Services и бывший командир бронетанковой бригады Грэм Биннс: «В мире бизнеса бывшие военные могут многое предложить - я, конечно, на это надеюсь».
В свою очередь, Энди Беарпарк, генеральный директор Британской ассоциации частных охранных компаний, сказал: «В Ираке в 2003 и 2004 годах деньги были в основном дармовыми. Это означало, что контракты заключались на баснословные суммы - миллионы и миллионы долларов закачивались в отрасль. Индустрия взорвалась с точки зрения объема бизнеса на фоне событий в Ираке».
«В то время, когда компании работали в полном правовом вакууме, мы обратились с настоятельным призывом запретить деятельность ЧВК в зонах конфликтов, ввести строгие требования общественного контроля и положить конец круговороту событий между высокопоставленными чиновниками министерства обороны и безопасности и промышленностью», - сказал Джон Хилари.
Возможно, крупнейшим рынком сбыта услуг британских ЧВК в Ираке являлось обеспечение безопасности частных корпораций, стремящихся инвестировать в страну - в основном в нефтегазовую промышленность, где такие компании, как BP, Royal Dutch Shell, ExxonMobil и другие, пользуются услугами частных наемников.
Эти услуги включают полную цикл обеспечения безопасности, включающую командование, контроль и информацию, мобильные и стационарные службы безопасности на крупных нефтяных месторождениях для международных нефтяных компаний, а также поставщиков нефтяных услуг, а также разведывательные операции и так далее.
По словам Сэма Рафаэля, профессора и старшего преподавателя политики и международных отношений Вестминстерского университета, который специализируется на внешней политике, правах человека и торговле оружием, британские наемники используют свой нерегулируемый статус для того, чтобы уходить от ответственности за совершаемые преступления. Он утверждает, что существуют неоспоримые доказательства причастности британских военных компаний к совершению ряда инцидентов и военных преступлений, связанных с нарушением прав человека. Профессор также добавил, что механизмов, позволяющих привлечь участников британских ЧВК к ответственности, таких как подача жалобы, просто не существует.
Джон Хилари соглашается: «Худшие примеры - это когда ваши подрядчики открывали огонь по другим людям - вооруженным и невооруженным. Не было никакого смысла в том, что они должны были следовать приказам или каким-либо предварительным инструкциям, которые они должны были выполнить, прежде чем могли открыть огонь на поражение. Теперь разрешение на совершение убийств вне всякого контроля почти вошло в норму», - сказал он.
По материалам IBTimes UK, агентства Fars, сайта thefreelibrary.com, открытых источников
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs