ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Интервью С.В.Лаврова индонезийской газете «Компас»

23:52 11.07.2023 •

Вопрос: Если война на Украине продолжится, что будет дальше? Что будет делать Россия?

С.В.Лавров: Думаю, что ответ на Ваш вопрос правильно начать с разъяснения первопричин событий на Украине. Очень часто приходится слышать, что конфликт якобы начался в феврале 2022 года с «неспровоцированной агрессии» России. Это абсолютно лживое утверждение.

Напомню, что в феврале 2014 года Вашингтон и его сателлиты из Евросоюза срежиссировали государственный переворот в Киеве. Именно с этой точки следует вести отсчет последующих событий.

В результате переворота был насильственно свергнут законно избранный президент Украины, а к власти пришли прозападные антироссийские силы при поддержке неонацистских группировок последователей гитлеровских коллаборационистов С.Бандеры и Р.Шухевича. Это до основания потрясло страну, которая могла мирно развиваться только при условии поддержания сложного внутриполитического и межэтнического баланса. Этот баланс был разрушен абсолютно варварскими методами с подачи Запада, пытавшегося таким образом решать геополитическую задачу освоения территорий, которые некогда были частью единого государства, населенного русскими и русскоязычными людьми, исторически тяготеющими к Москве.

После того, как новая нелегитимная власть в Киеве выступила с угрозами в адрес восточных регионов, поддерживавших свергнутого президента В.Януковича, из состава Украины вышел Крым, жители которого в ходе свободного волеизъявления в полном соответствии с нормами международного права высказались в пользу воссоединения с Россией.

В русском Донбассе вспыхнуло вооруженное восстание. Урегулировать проблему политико-дипломатическими средствами киевский режим даже и не думал и на протяжении многих лет методично истреблял жителей региона лишь за то, что они хотели разговаривать на своем родном, русском, языке, чтить свою историю и хранить память о героях Великой Отечественной войны, освободивших почти 80 лет назад народы Европы от ужасов гитлеризма.

Рассматривая Украину как военный таран против России, США и страны ЕС подталкивали киевский режим к силовому решению «проблемы Донбасса» – этническим чисткам его русских и русскоязычных жителей. Чего стоят циничные признания бывших руководителей ФРГ и Франции А.Меркель и Ф.Олланда о том, что Минский «Комплекс мер», в согласовании которого, наряду с Президентом В.В.Путиным, они сами участвовали, был нужен лишь для того, чтобы выиграть время и позволить Киеву нарастить свой военный потенциал.

Драматическое развитие ситуации не оставило России иного выхода, кроме как признать независимость Донецкой и Луганской Народных Республик и в полном соответствии с международным правом заключить с ними договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Затем – в ответ на их официальные обращения об оказании помощи – в соответствии со ст.51 Устава ООН о праве на самооборону была начата Специальная военная операция по защите людей и устранению военной угрозы со стороны киевского режима.

Почему вооруженное противостояние на Украине не прекращается? Ответ очень прост – оно будет продолжаться, пока Запад не откажется от планов по сохранению своего доминирования и навязчивой идеи нанести России стратегическое поражение руками своих киевских марионеток. Пока нет признаков изменения такой позиции, и мы видим, как американцы и их вассалы продолжают лихорадочно накачивать Украину оружием и подталкивать В.Зеленского продолжать боевые действия.

Показательно и игнорирование Западом инициатив, исходящих от развивающихся стран. В том числе предложений президента Индонезии Дж.Видодо, который 30 июня 2022 г. в ходе визита в Москву говорил о необходимости прекращения огня, обеспечения гуманитарного содействия и продовольственной безопасности, выражал готовность «наладить общение» между лидерами России и Украины.

На тему урегулирования украинского кризиса 3 июня высказался и министр обороны Индонезии П.Субианто. Однако в Киеве его слова с ходу были восприняты в штыки: дескать, никакие посредники сейчас не нужны.

Симптомом агрессивного настроя Киева и его внешних покровителей служит и выдвинутая В.Зеленским «формула мира», которую сейчас пытаются навязывать как некий единственно возможный рецепт урегулирования. По сути, это набор ультимативных требований к России, включающих организацию судилища над ее военно-политическим руководством и отъем материальных активов в качестве «репараций». Для легитимизации этих не имеющих ничего общего с урегулированием подходов в ближайшее время хотят собрать некий «саммит мира», куда зазывают развивающиеся страны. Уверен, что в Индонезии прекрасно понимают вредоносную подоплеку подобных планов и не поддадутся на лживую риторику сторонников войны до последнего украинца.

Вопрос: Как Россия будет добиваться нового баланса международной политики и по какой схеме? Считается, что новая «холодная война» уже началась и продолжается. Каковы последствия для мировой политической экономики? Какая политика у России в новой «холодной войне»?

С.В.Лавров: Мы не склонны определять нынешний этап международных отношений как некая «новая холодная война». Речь идет о другом – о становлении многополярного миропорядка. Это объективный процесс. Все видят, что новые центры принятия глобально значимых решений укрепляют свои позиции в Евразии, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке. Такие государства и их объединения исповедуют ценности национальных интересов, самостоятельности, суверенитета, культурно-цивилизационной самобытности и международного сотрудничества. То есть находятся полностью в тренде мирового развития и поэтому добиваются все новых успехов.

Что касается «коллективного Запада» во главе с США, то эти страны стремятся затормозить и повернуть данные процессы вспять. Их цель – не укреплять всеобщую безопасность и не заниматься совместным развитием, а сохранить свою гегемонию в мировых делах и далее реализовывать неоколониальную повестку. А если говорить по-простому: и впредь, как привыкли, решать свои проблемы за чужой счет.

Односторонние экономические санкции, в целом эгоистичная внешняя политика наших западных коллег подрывают мировую продовольственную и энергетическую безопасность. Именно их действия привели к осложнениям для развивающихся стран. Огромные средства, которые могли быть направлены на содействие международному развитию, в том числе в адрес наиболее нуждающихся стран, сгорают сегодня в виде тысяч тонн военной техники и боеприпасов, поставляемых украинским неонацистам.

У этой медали, впрочем, есть и другая, более позитивная сторона. Западный эгоцентризм, пренебрежение интересами стран Глобального Юга и Востока способствуют поиску альтернативных форматов сотрудничества во всех областях. Вследствие ареста, наложенного на российские золотовалютные резервы в США и Европе, в мировом сообществе укрепляется понимание, что никто не застрахован от экспроприации материальных активов, хранящихся в западных юрисдикциях. Не только Россия, но и целый ряд других государств последовательно снижают зависимость от американского доллара, переходят на использование альтернативных платежных систем и расчеты в национальных валютах.

Одновременно растет эффективность межгосударственных объединений, в которых не участвуют страны Запада. Примером современной многосторонней дипломатии может служить деятельность ШОС и БРИКС. Там нет ни «ведущих», ни «ведомых», а решения принимаются на основе консенсуса. Приветствуем интерес Индонезии к уплотнению сотрудничества с этими объединениями, у которых, безусловно, большое будущее.

Вопрос: Какую позицию, по мнению России, занимает Индонезия в нынешней поляризации мира, Азии и Юго-Восточной Азии? Как продвигаются нынешние отношения России и Индонезии под давлением крупнейших мировых держав?

С.В.Лавров: Индонезия – крупнейшая по численности населения мусульманская страна в мире, лидер Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и один из ключевых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Нам импонирует приверженность индонезийских друзей выстраиванию межгосударственных отношений на основе равноправия, взаимного учета интересов, уважения принципа равной и неделимой безопасности.

Высоко ценим независимую внешнюю политику Джакарты, способствующую формированию более справедливого миропорядка, продвижению интересов государств Глобального Востока и Юга, воплощению в жизнь Целей устойчивого развития, урегулированию различных конфликтов. Подтверждением важной роли Индонезии в мировых делах стало успешное прошлогоднее председательство Джакарты в «Группе двадцати».

С удовлетворением констатирую, что, несмотря на нелегитимные антироссийские санкции Вашингтона и его сателлитов, российско-индонезийское сотрудничество продолжает развиваться в весьма конструктивном ключе. У нас сформирована солидная договорно-правовая база. Ее краеугольным камнем является подписанная в 2003 г. Декларация об основах дружественных и партнерских отношений в XXI веке.

Сегодня можно говорить о том, что наши отношения фактически вышли на уровень стратегического партнерства. Высокой интенсивностью отличается политический диалог. В июне 2022 г. в Москве прошли переговоры Президентов Владимира Путина и Джоко Видодо. В декабре 2022 г. Джакарту с рабочим визитом посетила Председатель Совета Федерации Федерального Собрания (верхней палаты парламента) Российской Федерации Валентина Матвиенко.

Расширяется торгово-экономическое сотрудничество. В 2022 г. товарооборот увеличился почти на 45%, достигнув 4,79 млрд долл.

Придаем большое значение либерализации условий взаимной торговли в формате ЕАЭС – Индонезия. Переговорный процесс по соглашению о свободной торговле продвигается успешно.

В качестве главы российского дипломатического ведомства особо хотел бы отметить наше конструктивное сотрудничество в ООН, на других многосторонних площадках по широкому кругу насущных международных вопросов, включая проблематику продовольственной и энергетической безопасности. В текущем году мы плотно взаимодействуем с Джакартой как председателем АСЕАН по повестке дня ВАС, АРФ, «СМОА плюс», а также стратегического партнерства Россия – АСЕАН.

Вопрос: Какие предложения может выдвинуть Россия, чтобы помочь Индонезии и АСЕАН в ситуации вокруг Мьянмы? Как относится Россия к авторитету и центральной роли АСЕАН, в то время как известно, что Россия открыта к диалогу с военной группировкой Мьянмы? Будете ли Вы присутствовать на совещании АСЕАН в июле с.г.? Если да, то каковы Ваши приоритеты?

С.В.Лавров: В контактах с властями в Нейпьидо неизменно акцентируем центральную роль, которую АСЕАН играет в международных усилиях по урегулированию ситуации вокруг Мьянмы. Поддерживаем стремление индонезийского председательства придать дополнительный импульс коллективным шагам по реализации положений «Консенсуса из пяти пунктов». Отмечаем роль Ассоциации в мобилизации гуманитарной помощи нуждающемуся населению.

Исходим из того, что коллективные усилия асеановской «десятки» и других заинтересованных стран на мьянманском направлении должны основываться на тесном взаимодействии с официальным Нейпьидо. Важно не допустить, чтобы расхождения в вопросах выбора оптимальных путей содействия урегулированию в этой стране негативно отразились на единстве Ассоциации и ее центральной роли в региональных делах.

Убеждены, что мировое сообщество призвано помочь нормализации обстановки в Мьянме без вмешательства в ее внутренние дела. Неизменно придерживаемся этой принципиальной позиции при выстраивании наших отношений с мьянманским руководством вне зависимости от конкретных персоналий и политических сил, находящихся у власти.

В моих ближайших планах – поездка на министерские встречи по линии АСЕАН в Джакарте. Продвижению стратегического партнерства с Ассоциацией, которому в 2023 г. исполняется 5 лет, уделяем особое внимание. История наших связей насчитывает уже более трех десятилетий. Их дальнейшее наращивание – в числе внешнеполитических приоритетов России. Эта установка закреплена в обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Владимиром Путиным в конце марта с.г.

Весьма динамично реализуется российско-асеановский комплексный план действий, утвержденный лидерами в 2021 г. Налажен активный политический диалог. Расширяется отраслевое взаимодействие с его традиционным акцентом на сферу науки и высоких технологий. Это, в частности, продемонстрировал Год научно-технического сотрудничества Россия-АСЕАН в 2022 г. На повестке дня у нас – запуск новых направлений кооперации, включая цифровую трансформацию и развитие «умных» городов, а также проблематика энергетической и продовольственной безопасности.

По линии Восточноазиатского саммита Россия выдвинула целый ряд конкретных идей. Это и запуск механизма коллективного реагирования на пандемические угрозы, и развитие сотрудничества по линии туристических ведомств, и налаживание связей между волонтерскими организациями. АСЕАН нас поддержала по всем обозначенным направлениям работы.

В рамках АРФ, который в этом году отмечает свое 30-летие, особое внимание уделяем проблематике обеспечения безопасности использования информационно-коммуникационных технологий и снижения ядерных рисков. В этих областях Россия выступила с практическими инициативами.

Целенаправленно работаем над укреплением созданной вокруг АСЕАН архитектуры обеспечения стабильности и сотрудничества в АТР. Сегодня США и их натовские союзники при поддержке отдельных региональных игроков упорно ведут линию на запуск альтернативных блоковых структур, в том числе под «индо-тихоокеанским» брендом. Эти начинания нацелены не на кооперацию, а на сдерживание и конфронтацию. В результате асеаноцентричная система подвергается серьезнейшему испытанию на прочность. Российская сторона выступает надежным единомышленником Ассоциации. Нельзя допустить экстраполяции на Азиатско-Тихоокеанский регион тех негативных сценариев, которые были срежиссированы США и НАТО в других частях света.  

Вопрос: Учитывая нынешнее региональное и глобальное развитие, особенно в вопросах стабильности и безопасности, а также продовольственной, энергетической, медицинской безопасности и торговли, что конкретно может предложить Россия Индонезии и странам Индо-Тихоокеанского региона?

С.В.Лавров: Странам Азиатско-Тихоокеанского региона и зоны Индийского океана нам, конечно же, есть что предложить. Россия – один из ведущих мировых поставщиков продовольствия, нефти, газа, ценных минералов, в том числе редкоземельных металлов. В азиатские государства идет подавляющая часть российского экспорта агропродукции (60%). За прошлый год наша внешняя торговля со многими партнерами на международной арене, в том числе в Азии, выросла в разы.

Россия добилась впечатляющих результатов в развитии кластера высокотехнологического производства. Наша страна входит в топ-10 по цифровизации госуправления, научным достижениям и изобретениям в робототехнике, квантовых технологиях и технологиях искусственного интеллекта, развитию «умных» городов. С наработками в области противодействия инфекционным заболеваниям асеановские эпидемиологи смогли познакомиться в рамках трехлетней программы повышения квалификации, завершившейся в конце 2022 г.

С учетом сложной ситуации в глобальной экономике вопросы энергетической и продовольственной безопасности вышли на передний план нашего диалога с асеановской «десяткой». В принятом недавно рабочем плане Россия-АСЕАН по энергетике, помимо традиционных нефтегазовой и угольной отраслей, значительное внимание уделяется возобновляемым источникам энергии, атомной и низкоуглеродной энергетике.

Наши эксперты готовы к обсуждению мер по углублению взаимодействия в продовольственной сфере.

Что касается Индонезии, то Россия готова наращивать в вашу страну экспорт пшеницы, а также мяса, в том числе соответствующего стандартам халяльности. Заинтересованы в расширении такого сотрудничества по линии мусульманских регионов России.

Убеждены: укреплению энергетической безопасности Джакарты способствовало бы увеличение поставок российской нефти и нефтепродуктов. Готовы делиться передовыми решениями в области мирного атома, в том числе в части сооружения современных АЭС большой и малой мощности, неэнергетического применения ядерных технологий, создания ядерной инфраструктуры и подготовки кадров.

Внимательно изучаем возможности подключения российских транспортных и информационно-коммуникационных компаний к созданию комплексной инфраструктуры новой столицы – Нусантары на о.Калимантан.

Опыт противодействия пандемии COVID-19 показал наличие значительных возможностей для двустороннего сотрудничества в противоэпидемиологической области.

Интересам практической кооперации между Россией и государствами АСЕАН, включая Индонезию, отвечал бы запуск консультаций по вопросам использования национальных валют во взаимных расчетах. Готовы к предметной работе на данном и всех других перечисленных мною направлениях.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати