"Я - "Чайка". Как слышите? Прием..." С этим позывным 16 июня 1963 года мир услышал из далекого космоса голос Валентиной Терешковой.
Простая девочка из рабоче-крестьянской семьи появилась на свет в деревне Большое Масленниково под Ярославлем. Отец, работавший трактористом, погиб на фронте Советско-финской войны в 1940 году, мать трудилась на текстильном производстве и одна воспитывала троих детей – у Вали, средней в семье, были сестра и брат. Отучившись в ярославской школе № 32 с 1945 по 1953 год, девушка стала работницей шинного завода и продолжала обучение уже в вечерней школе рабочей молодёжи. Затем, совмещая работу и учебу, Валентина поступила на ярославский завод «Красный Перекоп», где работали мать и сестра, одновременно получая специальность техника-технолога в заочном техникуме лёгкой промышленности. Студенткой Терешкова вступила в комсомол, с 1960 по 1962 годы исполняла обязанности секретаря комсомольского комитета на родном заводе.
Свободное время девушка посвящала своим увлечениям. Сначала это была игра на домре, а затем и спорт. С 1959 года Валентина занималась в аэроклубе Ярославля, увлеклась прыжками с парашютом. Это и определило её невероятную судьбу.
В 1962 году с этой целью начался отбор в отряд космонавтов. Из множества претенденток-парашютисток было отобрано всего пять девушек. Одной из них стала Валентина Терешкова. Успешно сдав в конце года экзамены по общекосмической подготовке, она перешла из второго отряда в первый.
Физическая и психологическая подготовка кандидаток на полет была суровой. Испытания в жаркой (+70°C) и влажной термокамере сменялись многодневным пребыванием в тихой и тёмной сурдокамере. Освоение невесомости проходило на истребителе МиГ-15, в подобном состоянии девушки учились осуществлять различные бытовые действия. Продолжали парашютистки и самое привычное занятие – совершение прыжков, от которых в итоге зависело успешное приземление в конце космического полёта. Однако теперь прыгали они в скафандрах.
В начале 1963 года состоялось окончательное назначение. Валентина Терешкова стала идеальным кандидатом, не только благодаря хорошим медицинским показателям и результатам тренировок, но и в силу других факторов: девушка происходила из семьи рабочих, её отец послужил родине на фронте, она имела хороший опыт общественной работы в рядах комсомола, что также было важно для последующих после полёта встреч и разъездов по стране. Имея дублирующего и запасного в команде, Валентина Владимировна заняла в ней основное место.
Генерал-лейтенант Николай Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов, записал тогда в своем дневнике: "По четкости и слаженности работы всех служб и систем старт Терешковой напомнил мне старт Гагарина. Как и 12 апреля 1961 года, 16 июня 1963 года полет готовился и начался отлично. Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал ее доклады по радио, единодушно заявили: "Она провела старт лучше Поповича и Николаева". Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта".
В истории полета Валентины Терешковой сохранилась не менее замечательная фраза, произнесенная ею перед стартом: "Эй! Небо! Сними шляпу! Я к тебе иду".
"Вы можете объяснить, почему вы сказали именно так? Как выбираются эти фразы?"- допытывался один из журналистов. "Никак не выбираются, - смеялась Валентина Владимировна, - Как только пошла команда пуск, пошла ракета - невольно вырвалось".
"Полет планировался на одни сутки. Но поскольку мы были птенцы гнезда Королева, у нас с ним был разговор: сутки проходят, все нормально - и я могу обратиться к государственной комиссии с просьбой разрешить летать трое суток. Потому что через три дня завершал полет Валерий Быковский, который находился в корабле "Восток-5", мы тогда в один день и приземлились бы. Я получила такое разрешение", - делилась воспоминаниями Валентина Терешкова.
Валентина Владимировна рассказывала, что перед полетом в космос написала своей матери десять писем, чтобы она каждый день получала по одному. И вот 16 июня ее мама сидит, читает про то, как дочка прыгает с парашютом… Вдруг прибегает соседка и кричит: "Да твоя Валентина в космосе!". В общем, обманула.
Многие детали первых космических полетов долго оставались засекреченными. Полет Валентины Терешковой не стал исключением. Так, скрывалось, что он проходил на грани огромного риска. Более того, мог закончиться трагически.
"Не один десяток лет я хранила тайну, поскольку меня об этом попросил Сергей Павлович Королев, - призналась Валентина Владимировна многие годы спустя на одной из редких своих встреч с журналистами. - Дело в том, что в автоматической программе корабля была допущена какая-то неточность, а скорее оплошность: он был сориентирован так, что вместо того, чтобы осуществлять систему спуска, его орбита, напротив, поднималась. И я вместо Земли улетала "туда". Эту ошибку в первые же сутки я заметила и доложила Сергею Павловичу, а он и Юрий Гагарин держали со мной связь". Ошибку быстро исправили.
"Чаечка, я тебя прошу, не надо об этом говорить", - попросил ее после приземления Сергей Павлович. И Терешкова выполнила просьбу. Впервые об острейшей ситуации рассказал конструктор и ученый Евгений Шабаров. "Сама я молчала, - заметила Валентина Владимировна. - А вот Евгений Васильевич решил обнародовать. Так что я могу теперь спокойно об этом говорить".
По материалам портала История РФ, изданий «Российская газета и «Аргументы и Факты»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs