ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Мнимые разногласия Запада относительно ударов по России

11:38 07.06.2023 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Ночью 30 мая текущего года Украина предприняла террористическую атаку на Москву. ВСУ задействовали 8 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По мнению австралийского военного эксперта Дина Бейкера, из исследовательской группы UNSW Canberra, ВСУ использовали для атаки ударные беспилотники самолетного типа UJ-22 Airborne. В Минобороны России отметили, что атака дронами велась с территории Украины, и все они были поражены российскими системами ПВО. Президент России Владимир Путин квалифицировал произошедшее как теракт и заявил, что система ПВО Москвы среагировала на атаку штатно, однако военному руководству «есть еще над чем работать» в особенности для «уплотнения» воздушной обороны столицы. Президент также отметил, что Киев налетом беспилотников пытается спровоцировать Москву на зеркальные ответные действия после российских атак по украинским центрам принятия решений. Практика атак с помощью БПЛА на различные объекты на приграничных и более дальних территориях стала основой террористической деятельности киевского режима в последнее время.

Не вдаваясь в детали этой террористической атаки Киева на Москву зададимся вопросом: а какова цель этой провокации? Налицо четыре возможных составляющих провокационных действий киевского режима: символическая, информационная, компонента запугивания и военно-тактическая. Суть символической компоненты заключается в том, что атака по российской столице носила символический характер, т.к. Москва, безусловно, является символом России. Британская The Guardian подтвердила этот  вывод, заявив, что «основной целью атак украинских дронов Москвы являлась символическая попытка приблизить войну на Украине к порогу россиян». Информационная компонента основана на привлечении внимания мировой общественности к ведению киевским режимом так называемой «освободительной борьбы». Компонента запугивания основывается на том, что атака БПЛА на Москву имела цель психологического давления на население столицы и показать кураторам Киева его способность к продолжению противоборства с Россией. Об этом 1 июня заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова.[1]  

Военно-тактическая компонента включает в себя два системных фактора. Во-первых, киевский режим перед так называемым контрнаступлением проверял российские системы ПВО на пути к столице и прощупывал уязвимые места в обороне. Во-вторых, есть доказательства того, что американские службы космической разведки предоставили киевскому режиму данные о дислокации наших систем ПВО, именно поэтому украинские дроны смогли покрыть расстояние в 500 км по российской территории. По сообщению одного из сотрудников Центра анализа военной разведки США (DIAC), Объединенный центр разведки, наблюдения и рекогносцировки стратегического командования США (JFCC-ISR) провела в период с 31 декабря 2022 года по 1 июня 2023 года комплексный тестово-апробационный разведывательный сбор информации о российских системах ПВО, размещенных на территориях, прилегающих к Москве в радиусе 500-600 км. 

При этом американские власти публично открещиваются своего участия в этой авантюре. Официальную позицию Вашингтона озвучил, представитель американского госдепа Мэттью Миллер отметив, что США не поощряют нанесения ударов по целям, расположенным на территории России. Вторил ему и координатор стратегических коммуникаций в Совете национальной безопасности США Джон Кирби, заявив собравшимся на брифинг журналистам, что Вашингтон якобы не поощряет нанесение ударов по объектам на территории России, т.к. не хочет, чтобы украинский конфликт перерос в «войну против Запада».

Напомню, что ранее о возможных ударах дронами со стороны Украины по территории России писала Washington Post, ссылаясь на попавшие в сеть секретные документы из офиса украинского президента. Газета указывала, что Киев планировал нанести удары по Москве и Новороссийску еще 24 февраля текущего года, но Белый дом тогда якобы попросил Зеленского их отложить, т.е. заметьте, не отменить, а именно отложить. Да и сам Байден, выступая 1 июня перед выпускным курсом Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс подтвердил, что Соединенные Штаты систематически обеспечивают космическую разведку и связь ВСУ, а что касается ударов дронами по российской территории, то американский президент отметил, что США не имеют к этому никакого отношения. Но руководство Соединенных Штатов, мягко говоря, лукавит, об этом свидетельствуют слова сенатора от Южной Каролины Линдси Грэма, который будучи в Киеве в конце мая этого года заявил, что «возможная в ближайшее время атака дронами Москвы, есть не что иное, как один из этапов украинского контрнаступления». А 28 мая, т.е. за два дня до атаки украинских беспилотников, сенатор поведал в интервью изданию Politico, что «в ближайшие дни вы увидите довольно впечатляющую демонстрацию силы со стороны украинцев…».

В отличие от порой двусмысленных заявлений Вашингтона на берегах Темзы атаку украинских дронов Москвы открыто поддержали. Глава британского МИДа Джеймс Клеверли, комментируя киевскую атаку, заявил, что у Украины есть право «проецировать силу» за пределы своих границ».

Вслед за Британией поддержала киевский режим и Германия. Официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Хебештрайт заявил, что атаки украинских БПЛА на Москву и другие населенные пункты на территории России являются легитимными с точки зрения международного права. При этом Хебештрайт напомнил точку зрения канцлер Германии Олафа Шольца, что Украина может защищать себя против нападений любыми способами.

31 мая в интервью телеканалу Welt канцлер заявил о важности всего того, что делает Запад в отношении помощи Украине, отметив, что партнеры по антироссийской коалиции действую согласованно друг с другом. Некоторым диссонансом выглядит заявление немецкого министра обороны Бориса Писториуса в интервью немецкому изданию Deutsche Welle (признана иноагентом в России), в котором министр
отверг возможность поставок Киеву дальнобойных крылатых ракет Taurus, добавив, что Германия не хотела бы, чтобы ее оружие применялось для пересечения российской границы.[2]  Но есть среди этого и голоса разума. Так депутат Бундестага от партии «Альтернатива для Германии» Гуннар Линдеман открыто призвал руководство страны осудить атаку украинских властей на Москву. Линдеман отметил, что подобные действия киевского режима способствуют ещё большей эскалации конфликта между Украиной и Россией, а также подчеркнул, что Германия не должна игнорировать этот инцидент.

Постпредство России при ООН обратило внимание на то, что атака украинских беспилотников по Москве была нацелена на мирных граждан и является террористическим актом. Реакция официального представителя генсека ООН Стефана Дюжаррика была краткой и невнятной. Он лишь уклончиво отметил, что «ООН осуждает любые атаки на гражданских лиц и гражданскую инфраструктуру, где бы они ни происходили».

Что касается официальной позиции руководства Евросоюза, то ни председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, ни председатель Европейского совета Шарль Мишель не комментировали этот террористический акт в отношении России. Высказанная на брифинге в Брюсселе официальным представителем внешнеполитической службы Евросоюза Петером Стано позиция по-видимому отражает общую оценку ЕС, а она заключается в том, что «в ЕС приняли к сведению сообщения, утверждающие о пролетах БПЛА по территории Московской области», однако не стали комментировать это, сославшись на то, что у руководства нет информации об источниках и деталях произошедшего. Как и в случае с подрывами трубопроводов «Северный поток»…

Позиция Франции относительно террористической атаки киевского режима на Россию как всегда была размытой и невнятной. Ее прокомментировал президент Эммануэль Макрон заявив, что Париж не ведет войну с Москвой и не занимается поставками на Украину оружия, которое может быть использовано для нападения на российскую территорию. Чуть более пространное заявление сделала глава французского МИДа Катрин Колонна. В эфире радиостанции France Inter она заявила, что Франция вообще не видит объяснений атаке украинских дронов на Кремль, назвав все происшествие «странным и загадочным», и сославшись на то, что Украина официально заявила, что не имеет к этому происшествию никакого отношения.[3]

Действительно,  Киев моментально открестился от атаки дронами на Москву. В интервью CNN советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк заявил, что Украина не имеет отношения к атакам беспилотников на российскую столицу.

Комментируя удары Киева по Москве генсек НАТО Йенс Столтенберг сформулировал консолидированную позицию альянса. Выступая перед журналистами на неформальной встрече глав МИД стран НАТО в Брюсселе 1 июня Столтенберг отметил, что «позиция НАТО по этому вопросу неизменна, Украина имеет полное право защищать себя всеми возможными способами».[4] Но были и те, кто не согласился с такими заявлениями.

Традиционно не поддержал Киев в его атаке российской территории премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, заявив в эфире радиостанции Kossuth, что Венгрия в отличие от многих других стран Европы не поставляет Зеленскому оружие, напомнив, что венгерские власти неоднократно блокировали выделение средств из Европейского фонда мира на военную помощь киевскому режиму.

Сейчас, после террористической атаки дронами Москвы и обстрелами приграничных российских регионов в Европе серьезно обеспокоились использованием Киевом поставляемого западного оружия. Первой, как ни странно, заявила об этом Бельгия. Министр обороны страны Людивин Дедондер и глава МИД Аджа Лябиб потребовали от Зеленского объяснений, как бельгийское оружие оказалось в руках украинских военных на территории России. Как пишет Washington Post, создается впечатление, что Зеленский вообще не контролирует ситуацию и, видимо, поэтому, переданная Киеву военная техника используется для нападения на российские объекты. Но кто будет слушать  бельгийский «плач», когда за спиной стоят Вашингтон и Лондон!

Совершенно определенно при этом можно сказать следующее:

- Атаки украинских дронов и обстрелы российских городов являются террористическими актами, осознанно направленными на гражданскую инфраструктуру.

- Действия киевского режима согласованы с высшим руководством США, которые предоставляют разведывательные данные Украине.

- Киевский режим получил карт-бланш от лидеров стран коллективного Запада на проведение таких операций.

Так что редкие и противоречивые претензии коллективного Запада по поводу неиспользования западных вооружений на территории России и указаний Киеву не пересекать российскую границу являются показными. Что-то подсказывает, что это согласованная позиция. И Зеленский, и его окружение знают это. И здесь невольно вспоминается брошенная в 1939 году фраза президента Рузвельта по поводу никарагуанского диктатора Сомосы:  «Да, он сукин сын, но это наш сукин сын!»

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Захарова заявила, что Киев пытался запугать москвичей атакой дронов 01.06.2023 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20230601/aatka-1875554606.html

[2] Министр обороны ФРГ допустил смену позиции по истребителям для Украины 05.06.2023 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/647e2da49a7947797740fe54?from=newsfeed

[3] Глава МИД Франции назвала атаку украинских дронов на Кремль странной 04.05.2023 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20230504/ataka-1869587689.html

[4] Генсек НАТО прокомментировал удары Киева по территории России 01.06.2023 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20230601/udary-1875463038.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати