Марк Милли
Председатели Объединенного комитета начальников штабов США не так часто дают интервью. Поэтому нынешний разговор генерала Марка Милли с издателем журнала Foreign Affairs Даном Куртц-Феланом (Dan Kurtz-Phelan) привлек особое внимание. В майский день 2 числа интервью вышло в свет под заголовком «How to Avoid a Great-Power War» («Как избежать войны между Великими Державами»).
Не так часто военный такого уровня выходит на страницы прессы со своими оценками происходящего. Милли много рассказал о своих взглядах на украинский кризис и о своих оценках относительно хода боев, хотя, как представляется, в его словах большие пропаганды и игры на местную публику, чем реальной информации о происходящем от разведслужб Пентагона. Ну, как, скажите, воспринимать такой пассаж: «You’ve got a landlocked country of Ukraine» - «У вас есть Украина, не имеющая выхода к морю»?! А Одесса тоже «не имеет выхода к морю», по мнению Милли? И эти люди занимаются военной стратегией?! А пипл там слушает и внимает…
Зато точно и внятно генерал, включенный, кстати, в российский список «Лица, подвергнутые санкциям со стороны России в связи с конфликтом на Украине», разложил по полочкам геостратегическую ситуацию, назвав США, Россию и Китай «тремя Великими Державами», и довольно подробно углубившись в особенности новых технологий, которыми оснащаются армии мира.
Здесь мы процитируем самые, на наш взгляд, показательные отрывки этого разговора с комментариями. Ещё раз подчеркнем, что генерал Милли не смог уйти от пропагандистских ноток, когда обсуждал украинский конфликт. Однако и для киевского режима высказывания председателя Объединенного комитета начальников штабов США не выглядят слишком оптимистичными, коли он отмечает, что, несмотря на большую помощь стран НАТО, у него нет понимания, «готовы ли они атаковать или защищаться»:
«…За последние несколько месяцев украинцы обратились к нам за помощью, военной помощью, помочь им, обучить, укомплектовать, вооружить их силы – около девяти бригад общевойсковых, бронетанковых, механизированных и пехотных. Кроме того, есть легкая пехота, отряды рейнджеров, которых мы помогли обучить. И я говорю, что я имею в виду НАТО, и все европейские партнеры…
Я не хочу предполагать, что они могут или не могут провести наступательную операцию в ближайшие недели. Это будет зависеть от них. У них есть значительный объем планирования и координации и всего того, что нужно сделать, если они будут проводить наступательную операцию. Они готовы атаковать или защищаться – может быть, украинцы собираются провести оборонительную операцию, а русским будет сложно организовать наступательную? Так что посмотрим, что нас ждет в будущем».
«Туман войны», конечно, присутствует, но Милли не может однозначно подтвердить про то, что «наступ» будет непременно. При этом он отдает себе отчет, что, если помощи НАТО будет недостаточно, эскалация со стороны США и из союзников может привести к ненужным для них самих осложнениям. Он говорит:
«Я думаю, что в интересах всех не нагнетать обстановку. Россия не хочет войны с НАТО или США, а НАТО и США не хотят войны с Россией. Так что в этом отношении все заинтересованы, и Украина точно не хочет такого масштаба войны на своей территории. Так что в интересах всех не нагнетать обстановку. При этом вероятность эскалации вполне реальна… А последствия эскалации настолько серьезны, последствия вооруженного конфликта между США и Россией или любым из участников НАТО и Россией будут столь разрушительными для обеих сторон, что в интересах всех, чтобы его не было».
Достаточно странный вывод, поскольку эскалация – это поставки НАТОвского оружия на Украину во все возрастающих объемах. Там искренне верят, что Россию можно «сломать», но свою роль в этой эскалации напрочь отвергают. Этакое двоемыслие по Оруэллу связано с тем, что американские разведслужбы не считают Российскую армию реальной силой. Только что в Конгрессе на слушаниях директор Национальной разведки США Эврил Хэйнс и глава Разведывательного управления Министерства обороны США генерал Скотт Беррье говорили дуэтом: «It could take a decade before Russian ground forces are back to where they were before the war» - «Может пройти десятилетие, прежде чем российские сухопутные войска обретут ту силу, которую имели до войны». Вот такие оценки и порождают иллюзии. Вот почему, уверовав в подобное, янки оказывают помощь киевскому режиму, отказываясь назвать свое поведение «эскалацией»…
Впрочем, разведка – разведкой, а генерал Милли не преминул дать свою оценку военной силе России: «В отличие от холодной войны, сейчас в мире есть три Великие Державы: США, Китай и Россия. Все они имеют значительный внутренний потенциал силы в их населении, их экономике и, конечно же, в их вооруженных силах. И все три имеют значительные ядерные арсеналы… Ситуация с взаимоотношениями трех сил будет более сложной, чем в отношениях двух сил, как в период «холодной войны», когда противостояли друг другу Советский Союз и Соединенные Штаты. Это был биполярный мир. А сегодня мы живем в трехполярном мире, и поэтому комбинация «из трех» сложнее, чем «из двух», и этими отношениями очень трудно управлять…»
Милли откровенно объявил, что задача США – не допустить союза двух других Держав: «В любом случае, не в интересах США видеть, как Россия и Китай образуют стратегический военный союз, и мы должны сделать все возможное, чтобы этого не произошло… Так что мы должны осознавать и остерегаться, чтобы не сближались Китай и Россия в военном смысле… Поэтому мы хотим убедиться, что Россия и Китай не образуют какой-то геостратегический, политический, военный союз против Соединенных Штатов. Но есть некоторые признаки того, что Китай и Россия сближаются. Я бы сказал, что за ними очень, очень внимательно следят…»
Ну, что ж, американские военные поняли, что в случае, если придется воевать на два фронта – на Украине против России и на Востоке за Тайвань против Китая, у янки вариантов победы не просматривается. А политическое руководство, администрация Байдена, просто тянет свои вооруженные силы на Восток для обуздания поднимающегося Китая.
Напомним, что в ходе пресс-конференции во время визита в Японию Байден на вопрос «Are you willing to get involved militarily to defend Taiwan, if it comes to that?» («Готовы ли вы принять участие в военных действиях для защиты Тайваня, если до этого дойдет?») сразу ответил: «Yes. That’s the commitment we made». («Да. Мы дали обязательство»).
Милли все это знает по долгу службы, но исподволь предупреждает: «Первое, что нужно помнить, это то, что нет двух одинаковых войн. Вторжение Китая на Тайвань не обязательно будет выглядеть как вторжение России на Украину. Основы разные, в том смысле, что и местность, и погодные условия не похожи. Это очевидно...» То есть, он хочет сказать, что воевать на океане не то, что воевать на равнине.
В общем, перед Объединенным комитетом начальников штабов США вырисовываются два фронта, один из которых уже открыт. И неудивительно, что столь высокопоставленный военный руководитель откровенно вопрошает: «Так что же нам делать? Нам необходимо предотвратить вооруженный конфликт. И как вы его сдержите? Из истории мы знаем, что способ сдерживания состоит в том, чтобы иметь очень, очень сильные, боеспособные, многопрофильные вооруженные силы… Что нам нужно сделать? Убедиться, что вооруженные силы Соединенных Штатов не только немного лучше, но и намного лучше, намного лучше, чем китайские вооруженные силы. Надо убедиться, что они знают об этом, и что у нас есть желание использовать эти силы на случай кризиса». Как же он не хочет воевать-то. Думает, что возьмет Китай на испуг?
Да, Пентагону, чем воевать самому, уж лучше получать большие деньги из бюджета и строить до бесконечности «очень, очень сильные, боеспособные, многопрофильные вооруженные силы», да пугать Китай своей гипотетической мощью: «Вооруженные силы Соединенных Штатов не только немного лучше, но и намного лучше, намного лучше, чем китайские…» Ну, это же ужимки голливудского Кинг-Конга, который бил себя в грудь и истошно орал с высоты Нью-Йоркского небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг, чтобы пугнуть толпы зевак, собравшихся внизу.
Хороший план у Пентагона. На Украине пусть против русских воюют украинцы и европейцы, а в Вашингтоне особо приближенные к кассе лица будут снимать деньги с ассигнований Конгресса на «помощь Киеву», и следовать заветам незабвенного Барака Обамы, который выдумал теорию, именуемую «Leading from behind» - «Лидерство (управление) из-за спины». По-русски это звучит так: «Загребать жар чужими руками». Впрочем, и в таком случае можно… отгрести.
Так вот, далее Милли стал рассказывать о новых военных технологиях, которые уже сейчас трансформируют вооружения армий мира, и дал понять, что американцы очень заинтересованы в этих новинках. Так, если не воевать – зачем они? А кто сказал, что Милли не имел в виду огромные деньги, которые пойдут в Пентагон для обновления US Army передовыми техническими средствами:
«В современном мире мы переживаем самые фундаментальные изменения в характере войны, когда-либо зарегистрированные в истории, и это в, первую очередь, обусловлено технологиями. Итак, каковы некоторые из этих технологий? Во-первых, есть высокоточные боеприпасы и вездесущие датчики. Таким образом, мы можем вести дальний прицельный огонь с большей точностью и на большем расстоянии, чем когда-либо в истории человечества. И не только мы, но и русские, и китайцы, и другие страны могут сделать то же самое. И теперь мы наблюдаем, в дополнение к дальности и точности, гиперзвуковой скорости…
Способность далеко видеть и способность стрелять на дальность с такой точностью, какой она никогда прежде не была — только эти две новинки сами по себе предвещают изменение фундаментального характера войны.
Прибавьте к этому бурно развивающиеся технологии робототехники: беспилотные летательные аппараты, например. Сейчас мы экспериментируем и разрабатываем беспилотные морские аппараты, как надводные, так и подводные. Мы проводим эксперименты с современными истребителями или бомбардировщиками, которые будут практически беспилотными. Вы увидите в будущем грузовики, танки и сухопутные войска — и вы увидите, что очень большой процент из них будет беспилотными…
У нас есть способность — не только у нас, но и у русских, у китайцев — способность видеть и ощущать окружающую среду, как никогда раньше. Вы можете зайти в Google «Планета Земля» сегодня и получить картографические данные, и посмотреть спутниковые снимки, которые были доступны только самым передовым военным специалистам еще пять или 10 лет назад. Так что наша способность ощущать окружающую среду невероятна…
Таким образом, вы могли бы потенциально увидеть, как искусственный интеллект и квантовые вычисления в сочетании с робототехникой станут доминирующим фактором в ведении войны. Объедините это со сферами киберпространства и космоса. Под водой происходит много всего, и есть около 20 других технологий, которые я не буду перечислять...»
И рассказывает это Милли с большим эмоциональным подъемом. Ещё бы – на такое обновление армии миллиардов мало – нужны триллионы! И Байден уже пообещал новый военный бюджет на следующий год объемом свыше триллиона долларов – что станет историческим рекордом ежегодных трат США на военные цели. И никто-никто не вспоминает, как Трамп, будучи президентом, назначит аудит Пентагона, и выяснилось, что «недостача» в их бухгалтерии нарисовалась на сумму в триллионы долларов, которые «ушли» неизвестно куда. Бухгалтерия там оказалась столь запутанна, что даже аудит не помог…
Уж, коли в Пентагоне так реагируют на «запах больших денег», которые могут быть выделены на новые военные технологии, то становится понятна причина, по которой тот же Милли был обвинен Трампом чуть ли не в «государственной измене», когда, как написала «The Washington Post», «Gen. Mark A. Milley called his Chinese counterpart before the election and after Jan. 6 in a bid to avert armed conflict» - «Генерал Марк Милли звонил своему китайскому коллеге перед президентскими выборами (в США в ноябре 2020 года) и после 6 января (2021), пытаясь предотвратить вооруженный конфликт».
Янки не хотят воевать, а хотя осваивать бюджеты. Они явно бояться китайцев, потому что этих в боях придется класть своих солдат… Значительно приятнее «пилить» триллионы, чем воевать. Или – воевать в своих интересах, но чужими бойцами. Но против Китая-то придется посылать своих Джи-Ай, а не, как против России, – украинцев или европейских наемников. И Милли это хорошо знает – на Тайване «лидерство из-за спины» не сработает. Там будет «Пэрл-Харбор 2.0» для американского флота.
И Милли косвенно подтверждает, как самим воевать совсем не хочется: «Я думаю, что поколение Второй мировой войны это последняя группа людей, которые вели настоящую войну. И они уходят очень быстро. Я был в Нормандии несколько лет назад и увидел ветерана – десантника из 82-й воздушно-десантной дивизии. Он был в инвалидной коляске. И я спросил его: «Скажите мне, сержант, какой урок вы хотите передать начальнику штаба армии, каков ваш урок, вынесенный из Второй мировой войны?» Я думал, что он собирается рассказать мне что-то о «тактике» или о чем-то еще. Но его глаза наполнились слезами, он посмотрел на меня и сказал: «Генерал, никогда больше этого не повторится. Никогда не позволяйте этому случиться снова». И эта память ушла из нашего повседневного существования.
Ни в одной армии мира нет ни одного человека в военной форме, пережившего войну. Я знаю, что в настоящее время у власти нет политиков, которые имели бы непосредственный военный опыт. И стоит помнить, насколько это ужасно, и что все мы должны вновь взять на себя обязательство предотвратить такую ужасающую катастрофу и попытаться разрешить разногласия другими средствами, кроме использования уровня насилия, который приходит с войной Великих Держав».
И можно было бы с Милли согласиться, если бы на фоне украинского кризиса его слова не выглядели столь лицемерными…
Впрочем, не зря среди лозунгов американской армии один стал издавна весьма популярным – «save our asses» («спасите наши задницы»). Воевать своими силам там не хотят от слова «совсем».
…В день публикации этого интервью в «Foreign Affairs» не было ещё сбитых дронов над Кремлем, но, спустя пару суток после атаки на Президента России, Байден принял решение отправить Милли в отставку. «New York Times» чуть ли не первой сообщила: «Biden to name Air Force chief to top military post, officials say». По информации газеты, Байден решил заменить Марка Милли на посту председателя Объединенного комитета начальников штабов на генерала ВВС Чарльза Брауна-младшего…
Между прочим, Милли является кавалером украинского Орден князя Ярослава Мудрого II степени, которым награжден 23 августа 2022 года «За значительные личные заслуги в укреплении межгосударственного сотрудничества, поддержку государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, весомый вклад в популяризацию Украинского государства в мире».
«Все совпадения случайны…»?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs