Уважаемые дамы и господа,
Хотел бы вновь выразить признательность турецкой стороне и лично Министру М.Чавушоглу за приглашение посетить Турцию и за прекрасный, традиционно радушный приём.
Планировали осуществить мой визит раньше, в марте с.г. для участия в Анталийском дипломатическом форуме. Но, к сожалению, в начале 2023 г. Турция столкнулась с беспрецедентным по масштабам землетрясением.
Россия одной из первых протянула руку помощи турецкому народу для преодоления последствий этого разрушительного природного катаклизма. По поручению Президента В.В.Путина в пострадавшие районы были направлены более 200 спасателей и врачей, аэромобильный госпиталь, самолет-амфибия для тушения пожара в порту Искендерун, 36 тонн гуманитарной помощи. У нас, как и в Турции, есть пословица: «Друг познается в беде». Продолжаем помогать турецким друзьям в преодолении последствий этого стихийного бедствия, включая поставку стройматериалов для восстановления инфраструктуры, о чём договорились наши президенты. Сейчас соответствующие ведомства решают конкретные практические вопросы.
Пользуясь случаем, еще раз выражаю турецкому народу самые глубокие соболезнования в связи с постигшей его бедой. Желаем скорейшего выздоровления раненым и успешного восстановления поврежденной инфраструктуры и создания новой, там, где это необходимо. Будем активно этому содействовать.
Сегодня обсудили ключевые вопросы двусторонней и международной повестки дня. У нас единое мнение, что результативность нашего взаимодействия в решающей степени определяется интенсивным и доверительным диалогом между нашими президентами, которые в 2022 г. четырежды (1,2,3,4) встречались очно и регулярно общаются по телефону. Это задаёт темп и тон всей дальнейшей работе по отраслевым направлениям: экономика, гуманитарные связи, энергетика и внешняя политика.
Активизировались межпарламентские связи: в декабре 2022 г. Анкару посетил Председатель Государственной Думы В.В.Володин. В начале мая предстоит Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, куда приглашены руководители нашего Федерального Собрания.
Обсудили график дальнейших контактов между правительствами на различных уровнях. Предметно затронули реализацию двусторонних стратегических проектов в сфере энергетики, традиционно являющихся «локомотивом» в наших отношениях. Прежде всего имею в виду первую на турецкой земле АЭС «Аккую». Ее запуск существенно укрепит энергобезопасность Турецкой Республики. Констатировали, что на 27 апреля запланирована церемония, посвящённая доставке ядерного топлива на первый энергоблок.
Говорили и о ходе работ по созданию в Турции газового «хаба» для транспортировки российских углеводородов на внешние рынки. У нас единая позиция заключается в том, что нестабильная геополитическая ситуация подтверждает верность принятого прошлой осенью нашими лидерами решения о создании такого газового «хаба».
Хорошие планы в связи с начинающимся туристическим сезоном, гуманитарными проектами, которые есть в работе между двумя странами. Всё это и многое другое будет рассматриваться предметно и конкретно на запланированных встречах между руководителями Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Из международных дел. Достаточно обстоятельно обсудили положение на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Закавказье, в Центральной Азии и Черноморском регионе.
Повышенное внимание уделили сирийскому урегулированию в контексте начавшегося процесса нормализации сирийско-турецких отношений, начатого при российском посредничестве. В декабре 2022 г. состоялись первые контакты на уровне министров обороны, а в марте-апреле с.г. в Москве состоялись переговоры в четырехстороннем формате с подключением Исламской Республики Иран. Состоялось общение и по линии спецслужб, а также заместителей руководителей внешнеполитических ведомств.
Из других региональных вопросов – Ливия. Это тема, которая волнует многих после того, как страна была разрушена варварской агрессией НАТО. Мировое сообщество с трудом пытается снова её собрать воедино. Попытки предпринимались неоднократно разными представителями ЕС и региональными странами. Пока дело движется не такими темпами, которыми мы бы хотели.
У нас одна цель с нашими турецкими друзьями – обеспечить восстановление единства всех политических сил Ливии и восстановить на этой основе разрушенную ливийскую государственность.
Что касается урегулирования отношений между палестинцами и Израилем. К сожалению, процесс отброшен далеко назад в результате многих событий, столкновений, односторонних мер, принятых палестинцами и израильтянами. Это вылилось в серьёзные столкновения, чреватые дальнейшим обострением обстановки.
Разделяем необходимость вернуться к основополагающим решениям ООН о принципах, на которых должен идти прямой диалог между палестинцами и израильтянами речь идёт о формате двугосударственного решения.
По Закавказью. Выступаем за углубление сотрудничества между всеми расположенными там странами. Приветствуем начатый при нашей поддержке процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией. Приветствуем усилия по разблокированию транспортного сообщения и коммуникаций в регионе и по постконфликтному восстановлению Южного Кавказа. По всем этим вопросам были достигнуты трёхсторонние договорённости лидеров Армении, Азербайджана при участии Президента России В.В.Путина. Они остаются главной основой для продолжения работы.
Надеемся, что некоторые из наших внерегиональных коллег не станут мешать этим процессам, а будут ориентировать стороны на строгое выполнение договоренностей, достигнутых в трехстороннем российско-армяно-азербайджанском формате.
Говорили об Украине. Наши коллеги глубоко погружены в фактическую сторону дела и понимают истоки происходящего. Вновь привлекли внимание к тому, что деструктивная линия «коллективного Запада» во главе с Вашингтоном остается неизменной. Она предполагает, как это было провозглашено публично и официально, задачу нанесения России стратегического поражения на поле боя.
Тем самым раскрываются истинные цели, которые сейчас движут Западом – убрать лишнего конкурента с международной арены, «отменить» (как сейчас у них принято говорить) страну, пытающуюся проводить свою самостоятельную внешнюю политику в полном соответствии с международным правом и принципом суверенного равенства государств, зафиксированном в Уставе ООН. Не скрывают, что когда Россия будет «покорена» (как они выражаются), следующей целью будет Китай, да и вообще любая страна, осмеливающаяся действовать самостоятельно и руководствоваться своими национальными интересами, а не теми, которые определяют действия США и полностью подчинившимся им все остальные западные страны.
На фоне ежедневных заявлений, звучащих из Киева, Вашингтона, Брюсселя, о том, что ни в коем случае нельзя прекращать военные действия и переходить к переговорам, безусловно, на фоне противоречащих этим постулатам требований к России остановить войну и сесть за стол переговоров, понимаем, что все это достаточно нечистоплотный прием. Президент В.В.Путин и представители Российской Федерации не раз говорили, что мы не отказываемся от переговоров. Но они могут быть только на изложенной нами основе – учете законных российских интересов и озабоченностей. Их мы долгие годы обозначали в диалоге с нашими западными коллегами (включая и наши отношения с Североатлантическим альянсом) и которые были полностью с пренебрежением высокомерно проигнорированы со словами о том, что то, что делает НАТО с Украиной – это не наше дело.
Когда некоторые международные эксперты, представители тех или иных стран пытаются выдвигать инициативы, направленные на то, чтобы усадить Россию и Украину за стол переговоров, – это симптом ситуации, сложившейся в результате линии США на установление полной гегемонии в международных отношениях.
Речь должна идти о том, на каких принципах будет основываться новый миропорядок, который нужен всем нам вместо однополярного миропорядка одного гегемона, как выразился Президент России В.В.Путин. Россия выступает вместе с подавляющим большинством других государств за то, чтобы новый миропорядок опирался на принципы Устава ООН, напрямую нарушаемые «коллективным Западом».
Что касается других вопросов. Говорили о ходе выполнения (вернее – невыполнения) «черноморской инициативы» Генерального секретаря ООН А.Гутерреша. Это был неразрывный «пакет» (как он подчеркивал), касающийся украинского зерна, российских удобрений и зерновых культур. Часть, касающаяся украинского экспорта, выполняется (на этот счет есть достаточно серьезная статистика). Причем львиная доля идет при огромных скидках и отказе от мер санитарного контроля в Европу, где создает проблемы для производителей зерна из числа стран Евросоюза. На этот счет уже начались достаточно горячие дискуссии. По сути, вся украинская часть «черноморской инициативы» выродилась в коммерческий вывоз украинского зерна при наличии особых условий, снятии требований, предъявляемых к такого рода товарам, в странах Запада.
При этом на долю особо нуждающихся государств, входящих в список беднейших стран и являющихся приоритетными получателями гуманитарной помощи, в том числе продовольственной, приходится менее 3% всего того, что отгрузила Украина.
Российская часть этого пакета, оформленная специальным Меморандумом между ООН и нашей страной, вообще не выполняется. Наши турецкие друзья и инициатор всего «пакета» Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш адресуют соответствующие призывы, требования западным странам. Но всё тщетно. Препоны на пути финансирования, логистического оформления, транспортировки, страхования экспорта российской продукции сохраняются и даже ужесточаются.
Будем дополнительно обсуждать с турецкими друзьями дальнейшие перспективы всей этой ситуации в условиях, когда решение, принятое при инициативе Генерального секретаря ООН А.Гутерреша блокируется нашими западными коллегами.
На повестке дня был целый ряд других вопросов. Условились продолжать тесные консультации между министерствами иностранных дел. У нас есть соответствующие планы. Они реализуются.
Удовлетворен итогами визита. Будем продолжать наши контакты.
При любой возможности буду рад возможности видеть г-на Министра в Российской Федерации. В этом году предстоит немало многосторонних мероприятий, где мы обязательно «сверим часы».
Вопрос (перевод с турецкого): Чтобы завершить войну между Россией и Украиной, Турция выступала с конкретными шагами для продления «зерновой сделки». Были ожидания, что речь пойдёт о 120 днях, но оказалось, что продлили только на 60. По завершении этих 60 дней, какие будут требования у России?
Ожидается, что в весенние месяцы война ещё будет разгораться. Какие Ваши ожидания по этому поводу? Какова будет посредническая роль Турции?
С.В.Лавров (добавляет после М.Чавушоглу): Г-н Министр уже перечислил все проблемы, которые сохраняются на пути вывоза российских удобрений и продовольствия.
Западные коллеги не устают повторять несмотря на хорошо известные им факты, что ни удобрения, ни зерно не подпадают под санкционные списки. Действительно, в графе «санкции» ни удобрения, ни зерно не записаны. Но фигурирует всё остальное, о чём сейчас мой друг сказал: отключение от системы SWIFT, возможность страховать и перестраховывать грузы на нормальных условиях и возможность для российских судов заходить в средиземноморские порты и для иностранных судов – в российские порты, и многое другое.
Председателю Европейской комиссии У.фон дер Ляйен и прочим «радетелям» за решение продовольственных проблем развивающихся стран можно, как заведённым, повторять, что продовольствие и удобрения не под санкциями. Это будет означать одно: они нам говорят, чтобы Россия хранила своё продовольствие и удобрения, «сидела на них», но никуда вывезти не могла, хотя они и не под санкциями.
Были вынуждены, один раз продлив эту сделку на второй период (120 дней) и не обнаружив никаких признаков того, что кто-то эти вопросы может реально решить, устав «взывать к совести» тех, от кого это зависит, пойти на небольшое «обострение». Предложили продлить сделку только на 60 дней. Исходили из того, что, если и дальше не будет никаких сдвигов в снятии препон на пути экспорта российских удобрений и зерна, будем думать, нужна ли теперь эта сделка.
Параллельно с «черноморской инициативой» реализуются «коридоры солидарности», которые сформулировал Евросоюз и предполагающие вывоз украинского зерна и многих других товаров в Европу и ЕС по земле. Для этих товаров создаются максимально льготные условия. Они, по сути, дискриминируют соответствующую продукцию самих европейских стран. Там уже начались серьёзные протесты в связи с тем, что европейский рынок заполонён дешёвым украинским зерном. Всё это «вырождается» в коммерческий вывоз в западные страны. Если там есть переизбыток дешёвого украинского зерна, не позволяющего выгодно продавать произведённое самими европейскими странами зерно, они могли бы передать его бедным и развивающимся странам. Ради этого, как нам говорили, затевалась вся «пакетная» инициатива Генерального секретаря ООН А.Гутерреша. В итоге в беднейшие страны попадает меньше 3% зерна, идущего из Украины и львиная доля которого оказывается в ЕС.
Если у них не будет желания по-честному подойти к тому, что предложил и настойчиво продвигал А.Гутерреш, пусть продолжат отгружать продукцию с Украины по земле, сухопутным путём, железной дорогой, по рекам. На Западе уже создали соответствующую функционирующую логистику.
Россия будет работать, если придётся, и вне рамок «черноморской инициативы». У нас уже есть возможность делать это с Турцией, Катаром. Президенты обсуждали эти планы. Российский экспорт в нуждающиеся страны не пострадает. Могу это твёрдо обещать.
Насчёт того, когда закончится «война» (как Вы выразились). Привлекаю внимание к тому, что шла она долгие годы, начиная с государственного переворота, осуществлённого на Украине в феврале 2014 г. в нарушение подписанного накануне и гарантированного Германией, Францией и Польшей соглашения. Тогда к власти пришли лица, открыто требовавшие запретить русский язык, изгнать русских из Крыма. Они начали войну против частей Украины, отказавшихся признать результаты государственного переворота. В итоге эти лица были вынуждены подписать остановившие эту войну Минские соглашения. Но они совсем не собирались их выполнять, «наплевав» на утвердившую их резолюцию Совета Безопасности ООН. Об этом открыто сказал бывший Президент Украины П.А.Порошенко, бывшая канцлер ФРГ А.Меркель и бывший Президент Франции Ф.Олланд. Они прямо заявили, что им нужно было выиграть время, чтобы «накачать» Украину оружием.
Запад давно «готовил» Украину для того, чтобы она стала реальной угрозой безопасности Российской Федерации. Помним, как был «выпестован» нацизм во времена гитлеровской Германии, чтобы возглавить нападение на нашу страну в те годы. Запад так же стал поощрять нацистские теории и практику в современной Украине, пышно расцветшие там после государственного переворота 2014 г. Они «затачивали» эти нацистские проявления и намерения против Российской Федерации.
Именно так этот кризис состоялся и разразился. Запад делал всё это, чтобы ослабить Россию, не позволить ей и Украине сотрудничать, жить вместе на благо своих народов. В этом состоит истинная причина кризиса. А не в том, что кто-то «вдруг» решил напасть на самое «демократичное» государство на планете, как сейчас представляют нацистский режим В.А.Зеленского.
Мы готовы к переговорам. Готовы с учётом сложившихся сегодня реалий и законных интересов и озабоченностей Российской Федерации. Прежде всего с точки зрения нашей безопасности и прав людей, живущих в Донбассе и на соседних территориях и представляющих собой многие столетия русской культуры, языка, литературы. Они желают продолжать жить так, как жили их предки. Они хотят, чтобы это делали их дети, внуки и правнуки.
Посмотрите на законы, которые принимало «самое демократичное правительство на земле» за последние несколько лет. Запрещено образование на русском языке, закрыты СМИ на русском языке, включая СМИ, принадлежащие украинским хозяевам и вещавшие на русском. Отменены все культурные мероприятия с участием российских артистов. Книги на русском языке вышвыриваются из библиотек. Памятники тем, кто создавал города (например, Одесса была основана Екатериной II), сносятся. Всё это декларируется как «демократия». У нас есть подборки высказываний украинских деятелей, характеризующие их отношение к правам человека.
Нужно защитить универсальное право русскоязычных людей (где бы они ни жили) в соответствии с Конвенциями ООН разговаривать, обучать детей, думать на своём языке. Чтобы защитить безопасность Российской Федерации, делаем то, о чём предупреждали практически десять лет.
Вопрос: Вы сообщили, что российская сторона на консультациях заместителей министров иностранных дел Турции, Сирии, Ирана и России предложила некоторые даты для министерской встречи. Может ли она состояться в конце апреля или в начале мая? Обсуждали ли Вы предварительные даты с Министром иностранных дел Турции М.Чавушоглу? Зафиксированы ли подвижки в процессе нормализации двустороннего диалога Анкары и Дамаска?
С.В.Лавров: Что касается нормализации отношений между Турцией и Сирийской Арабской Республикой. Сам факт того, что с декабря 2022 г. проходят встречи (в текущем году они состоялись в марте – апреле) в формате министров обороны, руководителей спецслужб, заместителей министров иностранных дел, говорит о том, что процесс «начат».
Мы оба подчеркнули, что он не может быть одномоментным. Как у нас говорят, «за один присест» такие вопросы не решаются. Нужно выстраивать контакты, укреплять доверие, повышать транспарентность, договариваться о том, как в итоге найти баланс законных интересов участников этого процесса. Исходили из этого, когда предложили свои услуги. Лестно, что наши друзья ими воспользовались и будут продолжать пользоваться.
Встречу на уровне министров иностранных дел нужно подготовить. Процесс идет. Этому были посвящены консультации наших заместителей, состоявшиеся 3-4 апреля с.г. в российской столице. Подготовка включает в себя и согласование дат, которые будут общеприемлемы для всех четырех министров.
Вопрос: Ранее наш Постпред при ООН В.А.Небензя заявил, что, если американская сторона проявит желание, Россия готова к проведению вашей встречи с госсекретарем США Э.Блинкеном во время вашего визита в штаб-квартиру ООН 24–25 апреля с.г. Запрашивал ли Вашингтон двустороннюю министерскую встречу?
С.В.Лавров: Что касается процитированного Вами заявления Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи. Часто слова вырывают из контекста. Из того, что было сообщено в СМИ получилась молния: В.А.Небензя сказал, что С.В.Лавров будет готов рассмотреть предложение о встрече с Э.Блинкеном в Нью-Йорке. Он не просто так «на ровном месте» это сказал. Его стали спрашивать, «домогались», будет ли С.В.Лавров встречаться с Э.Блинкеном. Он и сказал, что, если такая просьба поступит, наверное, мы ее рассмотрим. Регулярно говорим об этом в подобного рода ситуациях, что от серьезных предложений о диалоге мы никогда не отказываемся.
Госсекретарь США Э.Блинкен «на полях» Совета министров иностранных дел «двадцатки» попросил о встрече «на ногах». Мы «на ногах» и встретились. Я послушал, что мне сказал мой коллега.
В этом заключается вся ситуация. Наша позиция неизменна – готовы рассматривать любое предложение о серьезном разговоре.
Вопрос (адресован М.Чавушоглу): Как турецкая сторона расценивает ход расследования по диверсии на «Северных потоках». Не считает ли Анкара, что отсутствие внятной реакции Запада может создать опасный прецедент вседозволенности?
С.В.Лавров (добавил после М.Чавушоглу): На днях прочёл очередной комментарий представителя Швеции, в котором он опять сказал, что Россию в принципе могут подключить к расследованию, но сейчас не подключат, потому что, во-первых, сначала хотят понять, не виновна ли сама Швеция, во-вторых, это секретно. Как с такими людьми общаться? Если секретно, то значит, не хотят нас подключить.
Тема секретности была самым главным аргументом и раньше при попытках установить истину в ситуациях, когда происходили инциденты, так или иначе затрагивающие наши интересы (будь то отравление в Солсбери, отравление А.А.Навального малазийский «Боинг» в 2014 г.).
Т.Мэй (на тот момент премьер-министр Великобритании) сказала про Солсбери, что «highly likely» это было с участием российских «шпионов», «агентов». В ответ на многочисленные официальные запросы нам сообщили, что дополнительную информацию предоставить не могут «по соображениям национальной безопасности».
Так же было, когда по итогам осмотра А.А.Навального в клинике бундесвера, нам сказали, что не дадут анализы в полном объеме, потому что это секретная информация.
Аналогичная ситуация была и при расследовании катастрофы с малазийским «Боингом», когда мы предоставили всё, что у нас было, включая данные радаров. Украинцы со своих радаров ничего дали. Американцы сказали, что они всё видели со спутников, и виновата Россия. В ответ на просьбу предоставить данные со спутников заявили, что они секретные. Голландский суд посчитал, что если секретно, то они тогда просто примут как данность сказанное американскими друзьями. И многое другое. Не говоря уже о том, что из 12 лиц, свидетельствовавших в пользу того, что Россия виновата, все кроме одного были анонимными «по соображениям национальной безопасности» (то есть «секретности»).
Мало надежд на то, что те, кто занимается национальными расследованиями, найдут в себе силы преодолеть приказ «старшего товарища» и предать гласности обнаруженное там.
Вопрос (перевод с турецкого): После нападения Израиля на мечеть «Аль-Аксу» возросла напряжённость в регионе. Что можно сделать для разрешения ситуации? Есть ли контакты по этой линии? Как оценивает Россия это нападение?
С.В.Лавров: Давно выступаем за то, чтобы возобновить многосторонний процесс по палестино-израильскому урегулированию. Есть общепризнанный коллективный посредник – «квартет» в составе России, США, ЕС и ООН. Именно в таком «кругу» с обязательным подключением Лиги арабских государств можно на деле и с надеждой на результат искать договоренности. Они должны опираться на принципы двугосударственного решения, как они зафиксированы в документах ООН.
«Квартет» не собирался уже давно. Его встречи блокируются Соединенными Штатами. К сожалению, Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш, который должен инициировать такие заседания, как-то «ушел в тень». Видимо, не хочет раздражать американских коллег. Американцы откровенно провозгласили курс на то, чтобы самим разобраться и помирить палестинцев и израильтян. Но на условиях, которые, насколько можно судить по утечкам в СМИ, совершенно не соответствуют принципам, заложенным в решениях ООН.
Вопрос: На днях Вы сказали загадочную фразу «Ждать осталось недолго». Мир, естественно, при этом вздрогнул. Не могли бы Вы сказать, сколько осталось ждать и чего конкретно?
С.В.Лавров: На это и был расчёт, чтобы мир «вздрогнул».
Имел в виду, что правда всё равно восторжествует. В этом нет никаких сомнений. «Недолго» может быть применимо к различным временным отрезкам. Но в историческом плане это точно недолго.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать стартовавшую в Турции предвыборную кампанию? Каковы, на Ваш взгляд, шансы основных кандидатов? Какую политическую силу поддерживает Россия?
С.В.Лавров: Вы ни с кем меня не спутали? Советую Вам посещать пресс-конференции, где выступают американские представители. Им эти вопросы можно и задавать.
Российская Федерация никогда не вмешивается ни во внутренние дела, ни даже в дискуссии, разворачивающиеся в той или иной стране накануне предвыборных кампаний. Всегда уважаем законодательство тех стран, которые осуществляют демократические процедуры в соответствии с принципами открытости, где приглашаются наблюдатели. Это суверенное дело каждой страны, в том числе, такой развитой демократической страны как Турецкая Республика.
Другое дело – Соединенные Штаты, которые громко, отчетливо в связи с и без всяких выборов говорят, мол, Китай должен что-то сделать. Евросоюз то же заявляет, что Китай обязан то с В.А.Зеленским связаться, то где-то воздействовать на Российскую Федерацию. Аналогичные заявления раньше звучали в отношении Индии. Когда чиновник «средней руки» Госдепартамента США заявлял, что Индия «должна правильно осознать свои национальные интересы» – это стиль американцев. Убежден, что хамство, которое лежит в основе этого стиля, понятно всем нормальным людям. Хотя пока еще не все могут об этом сказать.
США помимо таких аррогантных, неприличных заявлений (с точки зрения дипломатии и политики, нравственности) напрямую не стесняются использовать созданные ими неправительственные организации, либо «привечать» организации, которые они рассчитывают использовать в своих интересах в той или иной стране. Они не останавливаются перед «цветными революциями», как это было сделано на Украине в феврале 2014 г. Наверняка не постесняются сделать и в любой другой стране, когда решат, что им выгоден хаос, который может быть в результате таких «цветных революций» установлен там или еще где-то.
Мой коллега, Министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу рассказал мне, что они приглашают наблюдателей от ОБСЕ, от Совета Европы. Легитимные оценки этими наблюдателями будут даны после выборов. Убежден, что турецкая сторона не раз доказала, что она способна организовать свободные демократические выборы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs