Маятник международных отношений, донельзя разболтанный в горбоельцинские времена, потихоньку успокаивается. И российско-американские политики всё шире улыбаются, пожимая друг другу руки от Вашингтона до Оттавы. А если при этом службы безопасности, как в старые добрые времена, подбрасывают сюжеты для любителей детективов, это значит, что у «перезагрузки» отношений с Россией появился до боли знакомый смысл.
Мировые СМИ обсуждают весть, которую нельзя не назвать ностальгической, - американская безопасность разоблачила едва не дюжину российских шпионов. Сразу. В сочетании с тем, что буквально накануне российский и американский президенты с супругами расточали друг другу объятия и улыбки, а вслед за этим очень довольные друг другом они разъехались из Торонто после саммитов сразу двух «G» – восьмерки и двадцатки, события следует понимать так, что Россию снова научились уважать, готовы дружить и будут делать гадости дальше. Всё вернулось на круги своя.
К итогам саммита «двадцатки» (на нем принято многостраничное заявление, содержащее множество громких обещаний) следует отнести то, что приоритетом ведущих мировых держав должно стать теперь «обеспечение и закрепление восстановления экономики, закладка основ для уверенного, продолжительного и сбалансированного экономического роста, а также укрепления финансовых систем с целью противостоять возможным рискам». Это все – вместе и дружно. Однако в реальности соблюдать декларации едва ли у кого-то возникнет желание. Лидеры обязались вдвое сократить дефицит госбюджетов к 2013 году, но при этом страны должны сохранить хороший темп роста экономики, что весьма проблематично при соблюдении первого условия. К тому же обязательство не является юридически строгим и принято в качестве поддержки действий Евросоюза, особенно Германии, взявшей на себя основное бремя вытягивания из долгового кризиса Греции, где ожесточается социальный конфликт.
А что делать Соединённым Штатам, где к 25 мая госдолг перешагнул порог в 13 триллионов долларов и достиг 83 процентов внутреннего валового продукта? По оценкам американских сенаторов, к 2014 году долг вырастет еще на 5 триллионов и почти достигнет 100 процентов ВВП. Да и у ряда стран Европы внешний долг уже составляет около трех четвертей внутреннего валового продукта и за пару лет достигнет 115 процентов ВВП.
Встречи высокопоставленных лиц под эгидой буквы «G» становятся трибуной для произнесения красивых фраз об общей ответственности «за недопущение нового кризиса», вслед за чем вступает в права суровая действительность, суть которой выражает русская поговорка «своя рубашка ближе к телу». На саммите «двадцатки» было решено «продлить запрет» на протекционизм в торговле, и страны обязались не вводить дополнительных ограничений на экспорт – в интересах чужестранного производителя. Главы государств за время кризиса обещали это не раз, но заградительные пошлины, поддерживающие местного производителя, как вводились, так и вводятся. Долгом каждого государственного руководителя в условиях кризиса является защита национальных интересов, а принцип свободной торговли - не более чем ширма, прикрывающая попытки международных компаний подломить под себя чужой рынок. Поэтому политические игрища вокруг «готовности к совместному сотрудничеству» будут продолжаться и дальше, но ни одна из стран-участниц «двадцатки» не пойдет на отмену протекционистских мер в ущерб собственному экономическому развитию. Достигни мировая экономика того состояния, при котором защита национальных интересов отдельных государств будет преодолена – и мы вступим в новую эпоху, когда крупнейшие монополии мира поделят между собой всемирное хозяйство, поставив себе на службу всех поголовно. Независимо от языков и границ. Что, собственно говоря, и является глобализацией в чистом виде.
Любопытный признак раздора обнаружила «двадцатка» и в банковской сфере. США, Германия, Франция и некоторые другие государства предложили идею введения специального налога на банковскую деятельность для создания дополнительного фонда стабилизации экономики. Понятное дело, в их банковской сфере уже нет «не поделенных» ниш. Там банковский рынок давно отстоялся. Другое дело - Япония, Индия, Китай, Канада и Россия, где банковский капитал еще не вытравлен из властных структур и категорически против того, чтобы делиться. Так что налог на банки, ставшие первопричиной кризиса и наварившие на нем, повис в воздухе.
Однако есть и принципиальное, «трансатлантическое» противоречие во взглядах на стимулирование экономики в текущих условиях. Здесь не обнаружено никаких общих точек соприкосновения между Европой, вставшей на путь жесткой экономии и считающей вредным создавать новые «мыльные пузыри» на рынке капитала, и США, где такие манипуляции привычны.
Завершившийся практически безрезультатно саммит был тем не менее парадом дружбы и решимости добиться процветания сообща. На этом, собственно, и можно было бы поставить точку, но едва российский президент отъехал из Вашингтона, как в США арестовали по обвинению в многолетнем шпионаже в пользу России десять человек. Как пишет «The New York Times», история настолько серьёзная, что может вернуть отношения двух сверхдержав во времена холодной войны. Федеральная прокуратура США обвинила 11 человек (10 из них уже арестованы) в том, что они живут под вымышленными именами и принадлежат к российской шпионской сети. По версии обвинения, эти люди старались внедриться в «круги, где принимаются политические решения», цитирует газета одну из шифровок агентов. ФБР, оказывается, уже не менее семи лет назад завело это дело, которое власти назвали «Программой нелегалов». Это была, пишет газета, смелая, рассчитанная на длительный срок затея СВР по внедрению российских шпионов в США с целью сбора информации и вербовки новых агентов. В администрации президента США сообщили, что Обаме не хотелось, чтобы арест произвели сразу после визита Медведева, но следователи опасались бегства подозреваемых.
Блицоперация ФБР состоялась прямо на следующий день после визита Медведева. Пока Обама и Медведев обедали бургерами в Вашингтоне, агенты ФБР замыкали кольцо вокруг российской шпионской сети, пишет «The Christian Science Monitor».
Подозреваемые в шпионаже люди встречались в Coffe Shop между 47-й улицей и Оттава Авеню, в одном шаге от Таймс-Сквер. Они обменивались посланиями по Интернету. Министерство юстиции США обеспокоено уровнем «американизации» сети: команда была в состоянии собирать информацию по всей территории США и «вербовать источники на уровне, где принимаются важные политические решения». Все шпионы прекрасно владеют несколькими иностранными языками; они прошли подготовку в России, научившись и работать на коротких волнах, и пользоваться шифрованными кодами. Активная шпионская деятельность развернулась в начале 1990-х и продолжалась до наших дней, волнуется издание: «Многие из арестованных были внедрены в США под фальшивыми именами, звучащими вполне по-американски: Мерфи, Хисфилд, Фоли, некоторые растили детей, чтобы лучше вписаться в окружение. Шпионы докладывали в Москву, что получили информацию о кадровых перестановках на посту главы ФБР, что установлен контакт с сотрудником американской лаборатории, разрабатывающей ядерные боеголовки, и что они собираются вербовать студентов в Вашингтоне, - излагает газета материалы судебного дела. - Одна из ответчиков, Синтия Мерфи, по работе встречалась с видным нью-йоркским финансистом, другом неназванного служащего администрации США».
Однако, если отшелушить журналистские страсти, то, оказывается, обвинить «русских шпионов» в шпионаже американцы не могут. «Ответчикам предъявлены обвинения в сговоре - не с целью шпионажа, но в сговоре не регистрироваться как агенты иностранной державы. Максимальное наказание по этой статье - 5 лет тюрьмы. Девяти ответчикам также предъявлены обвинения в сговоре с целью отмывания денег (максимальное наказание - 20 лет), - уточняет The Financial Times. - Однако обвинение в шпионаже им не предъявлено, и неясно, какие тайны предполагаемая шпионская сеть, состоявшая из пяти супружеских пар, смогла разузнать на деле».
Ясно, что обвинить в отмывании денег можно немалую часть так называемых «русских» в Америке, перебравшихся туда в смутное время со смутными деньгами. А сделать из них шпионов потребовала уже «новая практика» отношений с Россией.
МИД России отказался от комментариев по поводу сообщений из США о задержании лиц, которых американская сторона обвиняет в разведывательной деятельности в пользу России, заявили в Департаменте информации и печати МИД России: «Мы разбираемся с сообщениями, которые поступают из США. Информация идет противоречивая». Сергей Лавров потребовал от США объяснений в связи со «шпионским скандалом». Он отметил, что момент для задержания предполагаемых разведчиков «выбран с особым изяществом», намекая на недавнее возвращение президента Дмитрия Медведева из поездки по США.
«Ура, холодная война вернулась назад, и она великолепна», - съязвил по поводу шумного шпионского скандала американский сайт Gawker.com. Очаровательное для американцев ретро есть первый признак того, куда покатятся российско-американские отношения в будущем. Ближайшем или отдалённом – уже не столь важно. Российских руководителей такая «перезагрузка» с Америкой вряд ли устроит – ожидания были другими. Однако выбор сделан не Москвой…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs