Вопрос: В 2022 году Вы неоднократно встречали со своим алжирским коллегой. Он несколько раз приезжал в Москву. У Вас был рабочий визит в Алжир 10 мая 2022 г. В это же время продолжались интенсивные контакты по линии других ведомств в сфере энергетики, ВПК, сельского хозяйства. На каком уровне находится сейчас наше двустороннее сотрудничество? Можно ли сказать, что Алжир сегодня ключевой партнер России в арабском мире?
С.В.Лавров: У нас давняя, добрая история отношений, вызывающая уважение и гордость со стороны алжирского и российского народов. Поддерживали Алжир в борьбе за деколонизацию, свободу и независимость. Мы признали Алжирскую Республику в марте 1962 г. за несколько месяцев до того, как официально была провозглашена независимость страны в июле 1962 г.
С тех пор мы развиваем тесные отношения во всех сферах. Налажен интенсивный политический диалог. Президент А.Теббун в апреле 2022 г. и 31 января 2023 г. провел подробные телефонные разговоры с Президентом В.В.Путиным, а Министр иностранных дел Р.Ламамра, которого я знаю еще с тех времен, когда служил в Нью-Йорке в нашем Представительстве при ООН, в апреле 2022 г. посетил Российскую Федерацию в составе делегации Лиги Арабских государств. В мае прошлого года состоялся мой рабочий визит в Алжир, в ходе которого мы провели подробные переговоры с Министром иностранных дел Р.Ламамрой, а также продолжительно пообщались с Президентом А.Теббуном. Алжирский лидер действительно глубоко понимает сущность, историю и будущее нашего двустороннего стратегического партнерства.
Алжир стал первой страной на Африканском континенте, с которой в 2001 г. мы подписали Декларацию о стратегическом партнерстве. Этот документ остаётся фундаментом российско-алжирских отношений и обеспечивает особый привилегированный характер наших связей.
Если говорить о контактах на политическом уровне, то в сентябре 2022 г. «на полях» Генеральной Ассамблеи ООН у нас состоялась еще одна встреча с Министром иностранных дел АНДР.
В 2022 г. прошли мероприятия, показавшие наличие хорошей материальной базы, на которую опирается политическое взаимодействие. В частности, в сентябре с.г. в Алжире состоялось очередное 10-е заседание Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Незадолго до этого, в августе прошлого года прошла 25-я встреча межправительственной российско-алжирской комиссии по военно-техническому взаимодействию. В сентябре 2022 г. на территории России состоялись военные учения «Восток-2022», в которых участвовали алжирские военнослужащие, а в ноябре того же года российские подразделения приняли участие в командно-штабных учениях в провинции Бешар, в Алжире.
Идёт интенсивный диалог во всех сферах жизни, государства, народа, в т.ч. в области гуманитарных и образовательных связей.
Можно и нужно делать больше, прежде всего в сфере материального сотрудничества. Располагаем достаточно внушительным объёмом торгово-экономического взаимодействия. Алжир входит в число ведущих партнеров России на Африканском континенте, но потенциал ещё не исчерпан, особенно в области энергетики, сельского хозяйства, фармацевтики. На этом направлении и работает упомянутая мною Межправительственная комиссия.
Вопрос: По Вашему мнению, говоря о российско-алжирских взаимоотношениях в сфере энергетики, в том числе в рамках «ОПЕК плюс», мы являемся партнерами или все же конкурентами?
С.В.Лавров: Конечно, партнерами, и не только в рамках «ОПЕК плюс». В том, что касается вопросов энергетики, помимо «ОПЕК плюс» функционирует и Форум стран-экспортеров газа, в котором активно участвуют и Россия, и Алжир.
Недавно на очередном министерском заседании «ОПЕК плюс» было принято решение, которое подтвердило скоординированный, единый подход всех участников этого объединения к регулированию рынка нефти и нефтепродуктов с опорой на баланс интересов производителей и потребителей. Этот шаг вызвал болезненную реакцию тех, кто хотел, чтобы этот рынок обслуживал только их интересы в ущерб производителям «черного золота». «ОПЕК плюс» отстоял свою позицию и доказал, что этот формат является серьезным, самостоятельным и надежным объединением ответственных государств.
То же самое можно сказать и о Форуме стран-экспортеров газа, в рамках которого согласовываются основные подходы государств, поставляющих трубный и сжиженный природный газ на мировые рынки. У России с Алжиром здесь фиксируется полное совпадение позиций. Стремимся к тому, чтобы рынки были стабильными. Для этого не надо пробовать «играть» с ценами и искусственно их «бросать» то в одну, то в другую сторону, как это пытаются делать США и их союзники в отношении российской нефти и газа.
Вопрос: Несмотря на давление Запада Алжир не присоединился к антироссийским санкциям. Сейчас в США звучат призывы ввести рестрикции уже против самого Алжира из-за его сотрудничества с Россией. Как Вы думаете, может ли это как-то повлиять на политику алжирских властей на российском направлении?
С.В.Лавров: Слышал, что группа из 27 американских конгрессменов обратилась со специальным обращением к Госсекретарю Э.Блинкену, в котором выразила возмущение неприсоединением алжирской стороны к антироссийским санкциям. В этой связи они предложили «наказать» Алжир, подвести политику страны под закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций».
В России есть устойчивое словосочетание – «не на того напали». Алжирцы – не тот народ, которому можно что-то «диктовать», ожидая, что «по щелчку пальцев» из-за океана он будет послушно выполнять указания, напрямую противоречащие его национальным интересам. Как и подавляющее большинство других государств, Алжир является уважающей себя, свою историю и интересы страной. Именно на основе этого Республика выстраивает свою политику, не опираясь на закулисные договоренности с теми, кто сулит «пряники», а на самом деле пытается лишь ущемлять законные интересы своих «партнеров».
Вопрос: Алжир сейчас подал заявку на вступление в БРИКС. Как скоро это может произойти и как изменится статус этого объединения со вступлением такого сильного регионального игрока?
С.В.Лавров: Официальные обращения на вступление поступили уже от нескольких государств. Число таких запросов превышает изначальное количество членов БРИКС – больше пяти. Алжир среди этих стран. На последних мероприятиях «пятерки», состоявшихся в этом году под председательством Китая, мы договорились о необходимости выработки общих подходов к подобным обращениям. В качестве первого шага согласуем критерии, параметры и условия приема новых членов в наше объединение. Алжир по всем своим качествам входит в лидеры претендентов.
Продвигаем не только теоретические, концептуальные договоренности, которые должны определить параметры и критерии для приема новых членов, но и развиваем параллельно практическое сотрудничество с теми, кто в этом заинтересован. В июне 2022 г. в формате видеоконференцсвязи состоялся XIV саммит БРИКС под председательством Си Цзиньпина. Президент А.Теббун был среди приглашённых гостей и участвовал в этом мероприятии. Состоялась интересная дискуссия. Гостей было в три раза больше, чем членов БРИКС. Добрая половина из них хочет иметь устойчивые связи с нашим объединением. Мы должны найти такой формат, который будет отражать законные интересы этих государств в продвижения вместе с БРИКС принципов справедливости и демократии в международно-политических и экономических отношениях. Структуры будущего сотрудничества не будут зависеть от прихоти лишь одной группы стран, тем более одного суверена, как это происходит с США, которые грубо злоупотребляют ролью доллара в международной валютно-финансовой системе и другими своими монопольными позициями, долгие годы выстраивавшихся под лозунгом «глобализации». Доказано, что ради сиюминутной конъюнктуры в сфере внешней политики и реализации своих имперских амбиций Вашингтон может в одночасье отказаться от принципов свободы рынка и честной конкуренции, от презумпции невиновности и многого другого, что долгие десятилетия продвигалось в качестве основополагающих устоев той самой «глобализации», в которую всех так «затягивали». Теперь же США пытаются злоупотребить своим монопольным положением.
БРИКС отражает глубинную тенденцию противодействия такой несправедливости и построения механизмов, способствующих избавлению от пагубной зависимости от инструментов тех, кто думает о своей выгоде в ущерб интересам других.
Убеждён, что в ближайшие годы мы увидим конкретные результаты в сфере расширения БРИКС и числа его партнёров, которые будут продвигать согласованные между всеми участниками цели и задачи.
Вопрос: Название поменяется?
С.В.Лавров: Это отдельный вопрос. Тут может быть несколько вариантов, но БРИКС, как бренд, уже состоялся.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs