ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

СВО и российские предложения по взаимному обеспечению безопасности - год спустя

10:27 26.12.2022 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Год назад Москва передала Вашингтону и Брюсселю конкретные предложения по выработке юридических гарантий, направленных на взаимное обеспечение безопасности. Как тогда сообщил помощник российского президента Юрий Ушаков, Владимир Путин подтвердил готовность России начать переговоры с Соединенными Штатами и Североатлантическим блоком по этому «крайне важному вопросу».  Россия подготовила проекты соглашений, в соответствии с которыми США и НАТО обязуются исключить дальнейшее расширение альянса в восточном направлении и присоединение Украины к блоку; обязуются не создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в состав СССР, и не использовать их военную инфраструктуру. Также Запад должен отказаться от любой военной деятельности на территории Украины и других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии, в том числе по размещению вооруженных сил и вооружений на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года.

Кроме того, Москва предложила Вашингтону закрепить принципы невозможности развязывания ядерной войны и сократить ядерную инфраструктуру вне своих национальных территорий. При этом Россия на взаимной основе соглашается не размещать свои войска и вооружения на территории союзников в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой стороной как угроза своей национальной безопасности.[1]

На российские предложения американцы ответили ровно через месяц, представив свой «перечень озабоченностей российскими действиями», в которые среди прочего входили  готовность обсуждать с Россией взаимные обязательства о неразмещении на территории Украины вооруженных сил и вооружений, а также согласие на двусторонние переговоры в рамках Совета «Россия – НАТО». Однако по ключевому требованию России о нерасширении НАТО в восточном направлении США ответили отказом.

Что касается НАТО, то альянс не ответил на российские предложения. Генсек альянса Йенс Столтенберг лишь отделался фразой о том, что решение Украины о присоединении к НАТО не является предметом компромисса и переговоров с Россией, сославшись на право «любого суверенного государства свободно выбирать свою внешнюю политику, а также политику безопасности и союзы».[2]

В итоге, все три раунда переговоров, прошедших между Россией и США уже после российских предложений по проблемам стратегической стабильности в Женеве (9-10.01.2022 года), гарантиям безопасности в рамках заседания Совета «Россия-НАТО» в Брюсселе (12.01.2022 года) и консультаций на венской площадке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (13.01.2022 года) закончились практически безрезультатно.

Руководство США и НАТО расценили предложения Москвы по гарантиям безопасности как «ультиматум», хотя в них были обозначены естественные опасения Москвы по поводу своей безопасности.  Уже в конце января стало понятно, что Запад не намерен договариваться с Россией на взаимоприемлемых условиях, а нежелание Вашингтона и Брюсселя прислушаться к объективным требованиям Москвы может привести ситуацию к началу военных действий на Украине.

Сейчас международные эксперты активно обсуждают вопрос о том, действительно ли у России не оставалось другого варианта, кроме как проведение специальной военной операции (СВО) на Украине?

Ответ на этот вопрос очевиден, суть его заключается в том, что если бы в декабре 2021 года США и НАТО согласились на взаимоприемлемые  условия по взаимным гарантиям безопасности, что можно было бы обсуждать и договариваться, то спецоперации ВС РФ на Украине просто не было бы в принципе. Но американцы и их европейские партнеры решили действовать по-другому.

Во-первых, Соединенные Штаты вообще не стали обсуждать с Россией вопрос о расширения альянса на восток, т.к. для них само существование Североатлантического военно-политического блока является жизненно важной парадигмой, а принцип вовлечения в орбиту своих интересов других стран вне зависимости от опасений других сторон – основополагающим.

Во-вторых, игнорирование российских предложений по гарантиям безопасности связано с тем, что США и НАТО на протяжении восьми последних лет вооружали киевский режим современным летальным оружием, готовили на территории стран-членов альянса вооруженные формирования и силы специальных операций, и все это проводилось на фоне осознанного втягивания Украины в конфронтацию с Россией.

В-третьих, Вашингтон сделал все, чтобы мирный вариант урегулирования на Украине не был найден.

В-четвертых, первый за время специальной военной операции России визит украинского президента Владимира Зеленского 21 декабря текущего года в Вашингтон и его итоги, по мнению большинства экспертов, является подтверждением того, что США по-прежнему не готовы к мирному диалогу и будут продолжать подталкивать киевский режим к дальнейшему конфликту с Россией, оказывая военную и финансовую помощь.

И тем не менее, как заявил российский президент Владимир Путин, Россия до сих пор готова к переговорам с США и НАТО по гарантиям безопасности в Европе. Кроме того, Москва на определенных условиях готова и к возобновлению диалога с украинским руководством, несмотря на то, что он был прерван украинской стороной в одностороннем порядке.

Как ни странно, но ровно через год российского президента услышал его коллега — французский президент Эммануэль Макрон. На днях, выступая перед журналистами, Макрон заявил, что будущая архитектура безопасности в Европе после восстановления мира на Украине должна включать гарантии для Москвы. Что касается американского президента Джо Байдена, то в его повестке дня сейчас вообще не стоит вопрос о каком-либо мирном урегулировании украинского конфликта. О позиции США заявил координатор совета национальной безопасности США по стратегическим коммуникациям Джон Кирби, отметив, что Соединенные Штаты согласны с тем, что дипломатическое урегулирование путем переговоров — это лучший вариант, уступающий только выводу Россией своих войск с Украины. Комментируя это заявление, заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко, отметил, что такие условия являются неприемлемыми для России.

Проведенный нами политический анализ позволяет выявить четыре основных фактора, повлиявших на формирование позиции России относительно ситуации на Украине в феврале текущего года, т.е. перед началом российской специальной военной операции.

Он показывает, что основными политическими факторами, определившими начало операции, являлись: отказ от обсуждения руководством США и НАТО российских предложений по гарантиям безопасности в Европе; покровительство стран Запада киевского режима Зеленского; милитаризация Украины, в которой страны Запада во главе с США, являлись основными акторами политического процесса; нацификация государственных структур управления Незалежной и ее населения, проводимая с благословения американских и европейских кураторов.

Безусловно, принятие Западом российских предложений позволило бы локализовать украино-российский конфликт, учитывая, что Россия до последнего момента пыталась избежать военного развития событий. Перед началом специальной военной операции (СВО) на Украине российский президент неоднократно заявлял, что решение о проведении СВО было единственно возможным и неизбежным в том положении, в которое Запад загнал ситуацию в тупик.

Прогнозный анализ позволяет сделать выводы относительно российских предложений по гарантиям безопасности в ближайшей перспективе:

Первый: в настоящее время ни США, ни НАТО не откажутся от принципа продвижения альянса к границам России, однако пока не будут активизировать вопрос о присоединения Украины, а также Молдавии и Грузии к Североатлантическому альянсу.

Второй: коллективный Запад во главе с Соединенными Штатами не будет стремиться форсировать переговорный процесс по украинскому урегулированию ни в рамках четырёхстороннего формата Минских соглашений (Россия, Украина, Германия, Франция), ни в рамках Женевского формата с участием в четырехстороннем формате Соединенных Штатов.

Третье: по данным издания Politico, США, НАТО и Евросоюз в начале 2023 года могут опубликовать совместное заявление с призывом к России «прекратить все военные действия и покинуть территорию Украины». Издание уверено, что подобное заявление может выглядеть как ответный ультиматум России.[3]

 

Можно с уверенность предположить, что это заявление не возымеет никакого действия на Москву, это не тот стиль, на который она готова реагировать, о чем говорилось уже не раз. При этом выступая во время пресс-подхода после заседании я Госсовета Владимир Путин отметил, что целью России является «закончить эту войну», к этому Москва будет стремиться и дальше. Москва также стремится защитить людей, которые ощущают себя «частью нашего народа, частью нашей культуры».

Предложения России по гарантиям безопасности не утратили своей актуальности и сегодня. Москва по-прежнему не дезавуировала те предложения, которые изначально были отправлены в Вашингтон и Брюссель. Российские предложения по возвращению военной структуры НАТО к уровню 1997 года за счет отвода военных контингентов, размещенных у границ России, нерасширение НАТО, а также введение моратория на размещение ракет малой и средней дальности в Европе, остаются в силе. Не исключено, что еще через какое-то время коллективному Западу придется сесть за стол переговоров и еще раз подумать над этими предложениями. Мировые последствия происходящего легли тяжким бременем на всех, но западное сообщество, в отличие от остального мира, не привыкло продолжительному экономическому негативу. Кроме того, становится все более очевидным, что переформатирование мировой геополитики на основе взаимных компромиссов неотвратимо.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

[1] МИД раскрыл требования России к США по гарантиям безопасности 17.12.2021 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/17/12/2021/61bc677a9a794774aa95d5bd

[2] Вопрос членства Украины в НАТО не обсуждается с Россией, заявил Столтенберг 21.12.2021 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20211221/nato-1764748966.html

[3] Politico: ЕС и НАТО готовятся официально призвать Россию «покинуть Украину» 15.12.2022 года. Электронный ресурс: https://russian.rt.com/inotv/2022-12-15/Politico-ES-i-NATO-gotovyatsya

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати