В Болгарии есть город Пловдив, в котором на окраине высится холм Бунарджик. С болгарского языка название холма переводится, как «холм освободителей». На данном холме установлен известный памятник простому советскому солдату. В народе монумент давно окрестили «Алешей».
В 1948 году, как раз тогда, когда в памяти жителей Болгарии еще были свежи воспоминания о войне, у горожан Пловдива зародилась идея, согласно которой они хотели установить на холме в своем городе скульптуру, символизирующую воина-освободителя. Инициатива создания «Алеши» исходила от народа. Правительство изначально не издавало никаких указов по поводу этой статуи. Идея памятника пришлась по душе многим. Поэтому 9 мая было принято решение создать комитет по его установке, председателем общественной инициативы был выбран генерал Асен Греков. Еще через год был объявлен всеболгарский конкурс по созданию проекта статуи. В финал вышли две творческие группы. Одна группа представила проект «Победа», другая презентовала комиссии «Красного Богатыря». Именно идея русского богатыря пришлась всем по вкусу. Тогда памятник русскому солдату начали создавать по второму макету, автором которого был Васил Радославов.
Над созданием мемориального комплекса трудились скульпторы Васил Радославов, Любомир Далчев, Тодор Босилков, Александр Ковачев, Георгий Коцев, Александр Занков, а также архитекторы Николай Марангозов, Петр Цветков, Борис Марков.
В 1954 году мемориал был фактически построен. Его открытие состоялось накануне 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Гигантский советский воин смотрит на болгарский город с 6-метрового постамента. На постаменте – два барельефа: «Советская армия бьет врага» и «Народ встречает освободителей». Подняться к фигуре солдата можно по лестнице, состоящей из ста ступеней.
По счастью, тот человек, с которого ваяли «Алешу», пережил войну и прожил долгую, плодотворную жизнь. Это - рядовой сводной роты Третьего Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов. Он служил стрелком 10-го отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка. В одном из боев получил тяжелое ранение. Его даже приняли за мертвого, но чудом он выжил. После этого был переведен в связисты. Восстанавливал телефонную линию между Софией и Пловдивом. Там Скурлатов познакомился с Методи Витановым, который трудился на телефонной станции и был активным членом болгарского Сопротивления. Эти два человека стали друзьями.
Именно Витанов передал скульпторам, которые трудились над созданием памятника, фотографию Скурлатова. Вдохновленные образом красивого парня, они увековечили его в камне. Причем, сам Алексей долгое время даже не догадывался об этом.
В 1962 году советский композитор Эдуард Колмановский посетил Болгарию. Побывал он и в Пловдиве, где, конечно же, увидел величественный памятник. У него возникла идея создать песню, посвященную бойцам, освобождавшим братскую страну от фашистов.
Известный поэт Константин Ваншенкин поддержал идею и написал стихи к песне. В 1967 году ее исполнил легендарный ансамбль Советской Армии имени Александрова – как раз у подножия памятника. На следующий год она прозвучала на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Софии. Вскоре песня была переведена на болгарский язык. Ее подхватили болгарские певцы – Маргрет Николова, Георги Кордов, Бисер Киров и даже Бедрос Киркоров.
«К долинам, покоем объятым,
Покоем объятым,
К долинам, покоем объятым
Ему не сойти с высоты.
Цветов он не дарит девчатам,
Девчатам, девчатам,
Цветов он не дарит девчатам -
Они ему дарят цветы»
Эта песня стала гимном Пловдива. Она звучала каждое утро, транслируемая радиостанцией города.
Когда Алексей Скурлатов, живший на Алтае, услышал песню «Алеша» по радио, он пошутил: «Может, это про меня? Я ведь там был». А ведь власти СССР искали человека, с которого была создана скульптура. Наконец, нашли и послали его фотографии Методи Витанову, который сразу же узнал друга.
…Наступили черные времена развала социалистического лагеря и волны «бархатных революций». Герои-антифашисты были объявлены «советскими оккупантами». В 1989 году песня «Алеша» перестала быть гимном Пловдива, а сам памятник оказался под угрозой.
Трижды его пытались снести – в 1989, 1993 и 1996 годах. И трижды общественность города не позволила это сделать. Вокруг «Алеши» устраивали живые цепи, и девушки, как в песне, по-прежнему дарили ему цветы.
В 1996 году, после очередной попытки сноса, Верховный суд Болгарии принял решение, что эта скульптура, как памятник Второй Мировой войны, не может быть уничтожена. Однако это не означает, что опасность для монумента миновала. Его неоднократно оскверняли, наносили оскорбительные нацистские надписи.
Так, в марте 2017 года, когда вандалы поглумились над монументом, МИД РФ послал ноту протеста с требованием расследовать инцидент, но в июле чьи-то грязные ручонки вновь напакостили. К сожалению, подобное беспамятство имеет место не только в Болгарии...
3 ноября 2013 года Алексей Скурлатов скончался. Ему был 91 год… А памятник, который жители отстояли в нелегкой борьбе, по-прежнему возвышается над болгарским городом, в освобождении которого он участвовал.
По материалам сайтов Bulgariamagazine.ru, Topwar.ru
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs