Не так давно в социальных сетях появилось видео, на котором посол Украины в Казахстане Петр Врублевский заявил, что украинский режим старается «убить как можно больше русских».
После своих откровений пан Врублевский был вызван в МИД Казахстана, где ему было заявлено «о неприемлемости и несовместимости подобных заявлений с деятельностью посла».
Пан убыл в Киев, однако потом опять появился на казахстанской земле как ни в чем не бывало. Москва отреагировала резко – посол Казахстана в России был вызван в МИД России, и ему было заявлено о неприемлемости ситуации с послом Украины в Астане. В российском МИД обратили внимание, что украинский дипломат, отметившийся призывами «убивать русских», после отъезда вернулся в Астану и посещает дипломатические приемы как глава дипмиссии.
МИД России выразил уверенность, что Казахстан примет меры для окончательной высылки посла.
Официальный представитель Мария Захарова отметила в своем заявлении: «Вызывает возмущение развитие ситуации вокруг скандально «убывшего» 8 сентября в Киев посла Украины в Казахстане П.Ю.Врублевского», «Рассчитываем, что казахстанская сторона, следуя не только духу союзнических отношений с Россией, но и букве собственного законодательства (статья 147 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусматривает до 7 лет лишения свободы за разжигание национальной розни), не станет идти на поводу у неонацистского режима в Киеве и примет меры к скорейшей окончательной высылке этого одиозного националиста».
Как и многое другое в наше время, этот дипломатический скандал проявил сразу несколько позиций. Так, например, политический обозреватель Радио Коммерсант – «Ъ FM» Дмитрий Дризе поведал своей аудитории, что «союзник – это не регион России, а суверенное, независимое государство, как и любое другое. И, как ни странно, этот самый суверенитет требуется уважать». Комментатор также проявил заботу об отношениях России и Казахстана, которые, по его мнению, таковы: «Казахстан и так с каждым днем все больше отдаляется…» Признавая тот факт, что МИД должен защищать собственных граждан, г-н Дризе напомнил, как он сам выразился, – «прописную истину», что «дипломатия на то и нужна, чтобы урегулировать конфликты, а не плодить их». Доверчивых слушателей должна была окончательно напугать фраза о том, что «если продолжать в том же духе, союзников, даже номинальных, и вовсе не останется». Сам термин – «номинальный союзник», а это, по сути, противоречие в противоречии, похоже мало смущает автора.
Г-н Дризе признает высказывания киевского посла «агрессивными в адрес русских», но сделаны они, дескать, были давно – в августе. При этом он старательно уклоняется от прямого цитирования пана Врублевского. Мы восполним этот пробел. Вот, что было сказано им буквально: «Стараемся убить как можно их больше. Чем больше мы убьем русских сейчас, тем меньше придется их убивать нашим детям. Вот и все».
В соответствии с международным и человеческим правом налицо все признаки призыва к геноциду и его оправдание. А такие преступления срока давности не имеют. Причем, звучат подобные заявления в стране со значительным числом русских с очевидным желанием воздействовать на население страны пребывания, разжигая национальную рознь и нетерпимость. Между прочим, система «persona non grata» для того и существует, чтобы неподсудного работника дипмиссии отправляли домой сразу после его правонарушения.
Чем же руководствуется г-н Дризе, вставая де-факто на защиту посла-русофоба? Какие у него могут быть мотивы для осуждения действий тех, кто заступается за цивилизованные рамки поведения и морально-нравственные нормы?
Выходит, что ради «уважения суверенитета» и союзничества «нужно всем этим пренебречь? Но тогда из столь ложно понятого уважения к суверенитету других вы неизбежно нанесёте непоправимый удар по собственному суверенитету – и это тоже прописная истина. И разве не с другом и союзником надо быть предельно откровенным и прямым? Если же строить союзнические отношения на иных принципах, то это и вправду «номинальное», построенное «на песке» союзничество, а проще сказать самообман. Но может быть историки дипломатии назовут его «казусом Дризе»?
В последнее время приходится наблюдать, как многие пытаются нащупать рамки и границы «возможного и приемлемого действия» в отношении России и русских. Как будто тестируют: «Когда остановят? Где же предел терпению? Далеко ли можно зайти?». А ведь миллионы русских рассеяны по лицу земли и, если спустить на тормозах подобные откровенно расистские заявления, то как это отразится на них? И, наконец, кто будет уважать таких союзников, и кто захочет быть союзником такой страны?
Опасно и другое – призывы «убивать русских» стали для определенной части публики привычными не только за рубежом, но и в России.
Но разве мы забыли про пляски на площадях незалежной с воплями «москаляку на гиляку»? А потом – 2 мая 2014 года в Одессе, а потом – регулярные убийства людей на Донбассе в течение 8 лет – помните? Думаю, что в этом случае мы должны помнить не только памятью, но и делами.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs