Одной из трагических страниц Великой Отечественной войны стали события у местечка Бабий Яр, расположенного неподалёку от Киева, где 29 сентября 1941 года начались массовые расстрелы мирного населения города. Многие историки называют трагедию Бабьего Яра началом Холокоста – политики целенаправленного истребления еврейского народа, проводимой фашистской Германией. Бабий Яр фашисты использовали как место массовых расстрелов.
19 сентября 1941 года немецкие войска вошли в Киев. Уже через 10 дней в ходе чётко спланированной операции всё еврейское население города было собрано в одном месте под предлогом перемещения его в новое место. Добровольно отказались прийти и спрятались лишь немногие. Все, кто пересекал границу оцепления, обратно уже не вернулись…
Первый массовый расстрел в местечке Бабий Яр произошёл несколькими днями ранее, когда здесь было расстреляно свыше 700 пациентов психиатрической клиники. А 29 сентября фашисты начали осуществлять план по уничтожению евреев Киева. За два дня в оврагах Бабьего Яра были расстреляны свыше 33 тысяч человек. Эта цифра приблизительна, так как не вёлся учёт малолетних детей, которые разделили вместе со своими родными весь ужас происходившего.
Массовые расстрелы в урочище Бабий Яр 30 сентября не закончились, а продолжались в октябре 1941 года, когда вслед за еврейским населением Киева были казнены политработники и коммунисты из числа военнопленных красноармейцев. По мнению некоторых исследователей, в Бабьем Яру только евреев было расстреляно около 150 тысяч человек (жителей Киева и других городов Украины).
Расстрелы продолжались здесь и весь период оккупации, и в них принимали непосредственное участие помимо айнзатц– и зондеркоманд СД коллаборационисты, вставшие на сторону фашистов. По существующим оценкам, из 1500 карателей, проводивших массовые расстрелы еврейского населения в Бабьем Яру, 1200 были украинскими националистами из Организации украинских националистов (ОУН - УПА, запрещена в России). Впрочем, «отличились» они не только в Бабьем Яру). Обратимся к документам.
В марте 2014 года МИД России разместил на своем сайте серию документов НКВД, изобличающих сотрудничество украинских националистов с гитлеровцами в период Великой Отечественной войны.
Орфография и пунктуация документов сохранены.
Из сообщения начальника 4 Управления НКВД СССР Судоплатова заместителю начальника 3 управления НКВД СССР Илюшину.
5 декабря 1942 г. № 7/с/97
«Украинские националисты, ранее находившиеся в подполье, встречали немцев с хлебом-солью /в Днепропетровске, Перещепино, Кишеньке и др./ и оказывали им всяческую помощь.
Немецкие оккупанты широко использовали националистов для организации в оккупированных областях УССР, так называемого «нового порядка».
Стремясь создать видимость участия самих украинцев в управлении государственным аппаратом, немцы поставили во главе административных и муниципальных органов, организованных на оккупированных территориях патентованных предателей украинского народа.
Пост мэра города Амурнижнеднепровска был предоставлен ЧЕРНЕТЕ-КАЛЕНИКУ.
Областным судьей Днепропетровской области был назначен МАНЖЕЛЕЙ Федор Иванович, ГАВРИЛЕНКО Иван был определен на пост зам. Начальника Днепропетровской областной полиции, советником гестапо в г.Днепропетровске является ГАВРИЛЕНКО Иван Федорович, на должность начальника Амурнижнеднепровской полиции был назначен ЗЕЛЕНСКИЙ Никита, уроженец с.Мануйловки, быв. правый эсер, затем укапист, позже пролезший в КП/б/У, работал обер-мастером завода им. К.Либкхнета в Н-Днепровске, был исключен из партии, судим, в 1929 г. скрылся из Днепропетровска и вновь появился только при немцах.
Старостой с.Знаменки, Н-Московского района, Днепропетровской области был назначен ПЕТРЕНКО Савва.
Секретарем городской полиции в гор. Амурнижнеднепровске и советником гестапо назначен РЕВОЛЬ Даниил, уроженец с.Мануйловки.
Двоюродный брат ЧЕРНЕТА-КАЛЕНИКА – ЧЕРНЕТА Петр, уроженец с. Мануйловки, быв. правый с-р, при немцах являлся председателем «просвиты» в с.Мануйлове, при Петлюре был волостным старостой и организатором петлюровских частей, затем состоял в УКП, арестовывался органами НКВД. Работает а Амурнижнеднепровской полиции…
Необходимо отметить, что немцы, зная прошлое указанных сел и городов Днепропетровской и Полтавской областей, так называемого Кишеньско-Орельского района, поставили их в привилегированное положение по сравнению с другими селами
Превратив Кишеньско-Орельский район в свою опорную базу, немцы с помощью украинских националистов очистили этот район от всего советского. Так, например, в с.Ст. Орлик весной 1942 года немцами было изъято и затем расстреляно в лесу возле р.Днепр 60 семейств советского актива, в с.Китай-городе немцы расстреляли 45 семейств, в с.Ждановка, Котовского района изъято 35 семейств, в с.Нехвороща расстреляно около 200 семейств, в с. Перещепино расстреляно около 100 семейств, а 2 чел. – быв.пом.нач. РКМ и бригадир колхоза /фамилии их не знаю/ были повешены на воротах немецкой комендатуры. Подобные зверства имели место и в ряде других сел.
После этого немцы осуществили широкую вербовку среди местного населения для службы в полиции в других районах, главным образом прилегающих к Самарским лесам.
Для борьбы с партизанским движением немцами были организованы из украинских националистов карательные отряды и направлены в с.Знаменка, Н-Московского района 150 чел, под командованием ПЕТРЕНКО Саввы в с.Васильевка, Перещепинского района 100 человек.
С февраля месяца 1942 года немцы приступили к формированию «добровольческой украинской национальной армии».
В этих целях они предварительно произвели переучет всех военнообязанных с 19 до 45 лет.
Набор «добровольцев» в украинские части производился в райцентрах военными отделами, а формирование происходило в городах Кременчуг, Кривой Рог, Днепропетровск, Сталино и Мариуполь.
Вербовка «добровольцев» в украинскую армию производилась путем вызова в военный отдел военнообязанных, где им предлагалось «добровольно» вступить в «украинскую национальную» армию и при этом объявлялось, что последняя будет защищать только интересы Украины. Отказавшихся почему либо вступать «добровольно» в армию, немцами рассматривались, как неблагонадежные, арестовывались и отправлялись в специальные концлагеря, имеющиеся в г.г.Кременчуге и Днепропетровске.
Для подготовки командных кадров в г.г.Кривом Роге и Днепропетровске организовывали офицерские школы.
Курсанты в этих школы набирались из украинских националистов, быв. командиров Красной Армии. Преподавательский состав в школах состоит из немецких офицеров-инструкторов.
Обучение рядового состава «украинской армии» производится уже выпущенными из школы офицерами – украинцами, под наблюдением немецких офицеров. Дисциплина введена палочная.
Из бесед с семьями и солдатами «украинской армии» мне стало известно о том, что сформированные украинские части немцы отправляют в Западную Украину и, главным образом, в г.Луцк. где, якобы, формируется «украинская армия», которая будет направлена против Англии.
Наиболее надежные «украинские части», сформированные из петлюровских элементов, немцами используются для борьбы с партизанами….
Украинские националисты разъезжали по селам и агитировали крестьян вступать в «свою» армию, которая будет защищать их же интересы.
В первых числах апреля месяца 1942 года при выезде ЧЕРНЕТА-КАЛЕНИКА в с.Подгороднее, депропетровского района, где он пытался убедить украинцев в необходимости «добровольного» вступления в «украинскую» армию, он был принят сходом, состоящим примерно, из 5 тысяч человек, весьма недружелюбно, высмеян и освистан. В результате такого приема, ЧЕРНЕТА-КАЛЕНИК должен был не закончив своей речи быстро ретироваться. При отъезде из села мальчишки забросали его машину песком и камнями.
За оскорбление своего ставленника, немецкие оккупанты расстреляли 400 человек. Описи на расстрел были составлены старостой с. Подгорное /фамилии его не знаю/, быв.кулак, петлюровец, активный укапист, несколько раз арестовывался органами НКВД и нач.полиции ДУБ Иваном – бывш.петлюровец, «вильный козак».
В с.Знаменка, Н-Московского района неоднократные попытки старосты собрать крестьян на сход не увенчались успехом, немецким агитаторам пришлось уехать ни с чем.» ЦА ФСБ России. ф. 100, оп.11, д.7, л. 60-66
Еще несколько документов:
Из Протокола допроса Кутковца Ивана Тихоновича. 1 февраля 1944г.
«В период германо-польской войны украинские националисты сыграли активную роль по организации шпионажа, диверсии в тылу польской армии.
За эти услуги, немецким командованием ОУНовцам была санкционирована расправа над польским населением, проживающим в областях Западной Украины, особенно в Галиции. В результате этой подлой деятельности были убиты тысячи польских семейств и сожжено сотни сел.
Эта расправа продолжалась до прихода Красной Армии Западные области Украины». ЦА ФСБ России, ф. 4, оп. 3, д.818, л. 177-186
Агентурное сообщение из района города Ровно.
«4» УПРАВЛЕНИЕ
«4»августа 1943 г.
Разослать:
Меркулову СПЕЦСООБЩЕНИЕ
Кобулову
Федотову ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАРОДНОГО КОМИССАРА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗА ССР
Нач. «4» Управления НКГБ СССР тов. К О Б У Л О В У
(Судоплатов)
Из района гор. Ровно Получено 3 УШ.43г.
Украинской ССР
«Агент группы «НУД», возвратившийся из гор Владимир-Волынска, сообщил, что 18-го июля с.г. был очевидцем массового истребления украинскими националистами-бандеровцами польского населения, проживающего в гор. Владимир-Волынске.
Во время богослужения в костелах бандеровцами было убито 11 ксендзов и до 2.000 поляков на улицах города.
Немецкий гарнизон, полиция и казаки в количестве 600 человек не приняли никаких мер против расправы над поляками и лишь после расправы немецкое командование вывесило объявление, призывающее поляков вступать в жандармерию для борьбы с бандеровцами.
Многие поляки, боясь репрессий, ушли на службу к немцам.
П А Ш А».
НАЧАЛЬНИК 2 ОТДЕЛЕНИЯ 3 ОТДЕЛА 4 УПРАВЛЕНИЯ
НКГБ СССР (подпись)
Из Протокола допроса Кутковца Ивана Тихонович. (1 февраля 1944 г.)
«Проживая на оккупированной территории, вращаясь среди националистов и участников УПА и исходя из личных наблюдений, я могу высказать свое мнение, что в УПА 60%, а то и больше, находятся мобилизованные, которые при удобном случае из УПА уйдут.
Мобилизация в УПА происходила следующим образом:
Находящийся в селе войсковик выделял из села по несколько человек для службы в УПА, преимущественно из лиц, служивших в Красной Армии или в польской и эти лица повесткой вызывались в определенное место на сборный пункт.
Лиц, которые не являлись на сборный пункт, их «СБ» вылавливало и избивало шомполами. Неявившийся на сборный пункт получал в наказание 50 ударов шомполом.
Дезертиров из УПА избивали шомполами и отправляли в концентрационные лагеря, а более злостных - физически уничтожали.
Из-за экономии патрон их душили, т.н. путом (петлей сделанной из веревки).
Крестьянина, который отказывался выполнить гужевое или какое либо другое обязательство – наказывали 25 шомпольными ударами.
В Гощанском районе нет ни одного села, где бы не было битых шомполами. В каждом селе 15-20 человек подвергались шомпольным наказанием.
Житель села Чудница, Гощанского района ШЕЛОДЬКО Максим, за невыполнение ряда обязательств, был приговорен к 115 ударам шомполов. Этот старик сбежал из села. При встрече со мной ШЕЛОДЬКО стал мне говорить: «Где бы найти власть и попросить, чтобы 115 шомпольных ударов разложить на свою семью, пусть немного дадут жене, дочке, сыну, ну и мне 50, но всех я не выдержу».
Все эти издевательства над населением осуществляет «СБ».
«СБ» пользуется неограниченной властью - за малейшее неповиновение, советские высказывания, за какую либо связь с партизанами и прошлую активную советскую деятельность, за неявку на сход – эти бандиты избивали, душили и даже вешали людей.
«Бандеровцы» беспощадно уничтожали польское население и военнопленных и лиц, выходцев из восточных областей Украины.
В селах Жаров, Глубочек, Витково, Чудница и др. Гощанского района, бандиты из «СБ» сожгли все дома, принадлежавшие полякам и очень многих поляков убили.
В Тудорове, Гощанского района накануне его освобождения Красно Армией «бандеровцы» сожгли совхоз, а также сожгли рабочего этого совхоза САВИЦКОГО, его жену и детей.
К жене САВИЦКОГО бандиты проволокой привязали двоих детей и живыми бросили их в огонь.
В селе Русивле, Гощанского района был убит мой товарищ агроном КОЛИСОВ Дмитрий за то, что в кругу товарищей высказал симпатии к Советской власти.
Не в меньшей степени террор организован и в отношении сельской интеллигенции. За малейшее невыполнение приказаний, пререкания учителя, врачи подвергались репрессиям.
В августе 1943 года в селе Подоляны, Гощанского района на конференции учителей, которую проводил подрайонный пропагандист ОУН ПРИЩЕПА Николай из села Чудница, учительница МАРТЫНЮК из села Майков высказала свое несогласие с суждениями пропагандиста об учебных программах.
После конференции участниками группы «СБ» МАРТЫНЮК была избита – ей нанесли 35 шомпольных ударов.
В результате этой подлой деятельности «бандеровцев» население в полном смысле слова терроризировано и к «бандеровцам» враждебно относится.
После оккупации немцами территории Западной Украины, в каждом селе «Бандеровцы» насыпали небольшие курганчики и наверху установили крест и украшали цветами. Эти курганчики насыпаны в честь «освобождения Украины от Красной Армии и в память погибших «бандеровцев»
Посвящение этих могил происходило при сопровождении отъявленной националистической агитации священников и ОУНовских пропагандистов.
В последующих возле этих могил происходили сходки крестьян.
Летом 1943 года сходки возле этих могил значительно участились. На каждом сходе священники, пропагандисты из числа ОУНовцев выступали с националистическими речами и предупреждали население, что в случае прихода Красной Армии, кто выдаст «бандеровца» или же будет оказывать содействие Советской власти, то группой «СБ» будет уничтожен.
Группы «СБ» в количестве 4-8 человек имеются в каждом селе, участники этих групп хорошо вооружены». ЦА ФСБ России, ф. 4, оп. 3, д.818, л. 177-186
По материалам Calend.ru, МИД России и журнала «Международная жизнь»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs