Главным событием конца августа 1918 года стало знаменитое покушение на Владимира Ленина. Почти одновременно с эсеровскими терактами ВЧК сообщило о раскрытии так называемого «заговора Локкарта». Заговор был организован дипломатическими представителями и спецслужбами Великобритании, Франции и США с целью свержения советской власти.
30 августа 1918 года в Петрограде был убит глава городской ЧК, Моисей Урицкий, а в Москве ранен лидер большевиков, Владимир Ленин. В Урицкого стрелял народный социалист Леонид Каннегисер. Он входил в подпольную антибольшевистскую группу, возглавляемую его двоюродным братом М.М. Филоненко. А Филоненко поддерживал тесную связь с Б.В. Савинковым, который и отдал приказ о ликвидации Урицкого. Каннегисер, по собственному признанию, решил отомстить Урицкому за смерть его друга, офицера В.Б. Перельцвейга, расстрелянного петроградской ЧК по делу о контрреволюционном заговоре в Михайловском артиллерийском училище. Сразу же после ареста он заявил: «Я еврей. Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он — отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев».
Фанни Каплан, стрелявшая в Ленина, тоже была из семьи еврея-учителя. Она была профессиональной революционеркой и уже в 16 лет готовила крупный террористический акт. Во время подготовки к теракту в результате неосторожного обращения сработало самодельное взрывное устройство, Каплан получила ранение в голову и частично потеряла зрение. Она была арестована и приговорена к каторге. Всю молодость – до 28 лет, она провела по тюрьмам и ссылкам, где ослепла и фактически превратилась в инвалида. Но после амнистии Временного правительства в 1917 году ей удалось выехать на лечение в Крым и частично восстановить зрение. 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы состоялся митинг рабочих. На нём выступал Владимир Ленин. После митинга во дворе завода Каплан стреляла в вождя революции. В Ленина попали две пули: в шею и руку, третья пуля попала в стоявшую рядом с Лениным женщину. Каплан была сразу схвачена и на вопрос, по чьему приказанию это было сделано, она ответила: «По предложению социалистов-революционеров. Я исполнила свой долг с доблестью и помру с доблестью».
На допросах Каплан сообщила, что крайне отрицательно отнеслась к Октябрьскому перевороту, и поддерживает идею созыва Учредительного Собрания для организации власти в новой России, симпатизирует правительству Комуч (Комитета Учредительного Собрания) в Самаре и эсеру Чернову, но отказалась отвечать, связана ли она с какими-либо антибольшевистскими политическими силами. Позднее, в 1922 году во время судебного процесса над лидерами и активистами эсеров, один из них, Григорий Семенов, дал показания, что еще в начале 1918 года Боевая организация эсеров приняла решение возобновить свою деятельность и первым ликвидировала гонителя петроградской прессы и организатора подтасовки выборов в петроградский Совет В. Володарского, затем планировала убить Льва Троцкого, но тот выехал на фронт. Тогда было решено убить Ленина, на что в качестве исполнителя вызвалась Фанни Каплан. Семенов также сообщил, что пули были смазаны ядом моментального действия, но высокая температура при выстреле привела к тому, что он, по всей видимости, разложился. Ленин, во всяком случае, оправился от ранения довольно быстро (уже в середине октября активно работал).
Однако, позже появилось мнение, что Каплан не могла столь успешно стрелять в Ленина, так как видела по-прежнему плохо (различала лишь силуэты) и что попавшие в Ленина пули не совпадали по калибру с браунингом Каплан. Официального подтверждения они так и не получили. Спустя несколько дней после покушения на Урицкого и Ленина Каннегисер и Каплан будут расстреляны. То есть главных свидетелей оперативно «зачистили».
Как рассказал в беседе с «Известиями» доктор исторических наук Александр Шубин, достоверным можно считать, что была группа эсеров, действовавшая вопреки собственному центральному комитету, то есть группа авантюристов, которые решили, что нужно убрать Ленина, и с ними связалась Фанни Каплан. «Могла ли группа доверить человеку с плохим зрением выполнение главного — стрельбы? Скорее всего, нет. Им было выгодно, что Каплан официально признали стрелявшей — это было их алиби. «Мы участвовали в организации покушения, но не стреляли». Эта версия объясняет многие странности при задержании Каплан. Ее не поймали на месте преступления. Стефан Батулин, который ее задержал, писал, что, когда он выбежал с завода Михельсона, впереди бежали какие-то девицы. За ними погнались, а Батулин остановился у Серпуховской стрелки, огляделся и увидел женщину, которая вела себя странно. Он задержал ее. После обмена несколькими репликами она вдруг призналась, хотя никаких доказательств ее причастности к этому делу не было. Мы знаем, что она причастна к группе. По всей видимости, Каплан выполняла какие-то задачи наблюдения или прикрытия и стояла поблизости. Есть две почти равноправные точки зрения. Менее вероятная, что группа решила: раз есть такая женщина, пусть стреляет, а мы слегка поможем. Эта версия была официальной на процессе 1922 года. Вторая версия: стреляла не Каплан, что объясняет, почему она была задержана за пределами завода. После выстрелов люди побежали, Батулин прибежал, а она там уже стоит. Мне кажется более вероятной версия, что стреляла не Каплан. Известно, что она была частью группы, потому что она беседовала с членом ЦК партии эсеров Борисом Донским, который, по его версии, отговаривал ее от покушения. На процессе члены группы настаивали на том, что не очень он ее и отговаривал. Каплан очень хотела быть русской Шарлоттой Корде (убийца Марата во время французской революции). Если ей не доверили стрелять из-за плохого зрения, то теперь она была задержана, это всё равно была та миссия, к которой она стремилась. Она не ценила свою жизнь, была готова пожертвовать собой. Каплан вполне могла признать себя стрелявшей, чтобы «прикрыть» товарищей, а она войдет в историю как стрелявшая в Ленина», - рассказал ученый.
Почти одновременно с эсеровскими терактами ВЧК сообщило о раскрытии так называемого «заговора Локкарта» («заговор послов»). Роберт Локкарт (Локхарт) был руководителем британской дипломатической миссии в Москве. Согласно официальной версии, заговор был организован дипломатами и спецслужбами Англии, Франции и США с целью свержения советской власти, денонсации Брестского мира и возобновления боевых действий России и Германии на Восточном фронте. В заговоре, помимо Локкарда, участвовали послы Франции Ж. Нуланс и США Д. Р. Фрэнсис.
Заговор был раскрыт следующим образом. В июне 1918 Ф. Дзержинский отправил двоих латышей, Яна Буйкиса и Яна Спрогиса, в Петроград с заданием проникнуть в антисоветское подполье. С помощью английских моряков чекистам удалось познакомиться с руководителем контрреволюционной организации, морским атташе британского посольства Ф. Кроми. Морской атташе познакомил их с агентом британской разведки С. Рейли и посоветовал ехать в Москву, снабдив письмом для передачи Локкарту, который планировал установить контакты с влиятельными командирами латышских стрелков. В Москве после совещания с Дзержинским и Петерсом было решено «подсунуть» Локкарту командира артиллерийского дивизиона латышской дивизии Э.П. Берзина, выдав его для солидности за полковника. 14 и 15 августа Берзин встречался с Локкартом, а затем 17, 19, 21 августа с Рейли. Рейли передал Берзину в конечном счёте 1,2 млн. рублей в качестве платы за свержение латышскими полками советской власти в Москве.
Локкарт пытался подкупить латышских стрелков, охранявших Кремль, чтобы они арестовали и ликвидировали советское правительство, а затем впустили в Москву британские войска, продвигавшиеся на юг со стороны Архангельска. Также западники планировали организовать серию терактов на железнодорожном транспорте, чтобы дезорганизовать управление и транспорт в России. 3 сентября 1918 года Известия ВЦИК опубликовали официальное сообщение о заговоре: «ликвидирован заговор, руководимый британско-французскими дипломатами, во главе с начальником британской миссии Локкартом, французским генеральным консулом Гренаром, французским генералом Лавернем и другими, направленный на организацию захвата, при помощи подкупа частей советских войск, Совета народных комиссаров и провозглашения военной диктатуры в Москве».
30 августа, после покушения на Урицкого и Ленина, чекисты решили, что начался контрреволюционный переворот. Чекисты в Петрограде ворвались в британскую миссию и арестовали её членов, сопротивлявшийся Кроми был убит. 31 августа арестовали Локкарта. После ареста сам Локкарт отказался отвечать на вопросы чекистов. Как дипломата, его пришлось вскоре освободить и выслать из Советской России. В октябре 1918 года иностранные дипломаты покинули пределы Советской России.
Ответом советского правительства на покушения и западный заговор стал массовый террор. 2 сентября председатель ВЦИК Яков Свердлов объявил, что ответом на покушение на Ленина, убийство Урицкого и заговор Локкарта станет «красный террор». 5 сентября будет выпущен и декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) о красном терроре.
По материалам издания «Известия», портала Topwar.ru
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs