Элизео Бертолази итальянский журналист и политолог глубокого погружен в конфликт на востоке Украины. Элизео приехал в ДНР чтобы создать документальный фильм «Люди без мира», о мирных жителях Донбасса. В фильме он попытается ответить на следующие вопросы: кто эти люди, которые живут на Донбассе, как им живется? Почему они готовы бороться за эту землю, почему они не уехали даже после восьми лет беспрерывных арт-обстрелов. Что движет этими людьми? Чувство истории? Чувство «cвоей земли»? В рамках создания фильма «Люди без мира» Бертолази взял интервью у министра Иностранных Дел ДНР Натальи Никоноровой.
1. Наш документальный фильм о мирных жителях Донбасса называется «Люди без мира». В русском языке слово «мир» имеет два значения. Это состояние без войны и обозначение нашей планеты, географический термин. Насколько чувствуется, что люди Донецкой Народной Республики живут без мира в географическом смысле? Чувствуется ли изоляция? Стало ли проще после признания Донецкой Народной Республики?
«Интересный вопрос. Спасибо, Господин Бертолази. Здесь действительно стоило бы начать с терминологии: что же такое мир и каким он бывает. Прежде всего, Вы действительно правы, народ Донецкой Народной Республики вот уже 8 лет живёт, к сожалению, в состоянии вооружённого конфликта в нашу сторону со стороны Украины. Каждый день летят снаряды, обстрелы происходят каждый день. Каждый день есть погибшие и раненные среди гражданского населения. И в том числе, к сожалению, дети — самые маленькие граждане Донецкой Народной Республики. Буквально завтра у нас памятная дата — 27 июля. Эта дата установлена как день памяти погибших детей в Донбассе. На сегодняшний день за все годы конфликта их, к сожалению, уже 130. Это для Донецкой Народной Республики очень немалое число. Учитывая, что дети вообще не должны быть целями и объектами обстрелов. Однако для украинской армии это совершенно ничего не значит. Они обстреливают целенаправленно детские сады, школы, больницы. Поэтому страдают самые маленькие наши жители. Это во-первых.
Во-вторых, касаемо географического понятия «мир» и вопроса об изоляции. Здесь стоит определиться, прежде всего, о каком мире мы говорим, потому что в последнее время он очень сильно меняется и очень сильно меняются правила игры, которую пытаются нам навязать Западный мир во главе с Соединёнными Штатами Америки. И если мы говорим о том самом однополярном мире, в котором одно государство диктует правила и условия жизни всем остальным странам и государствам, то мы не хотели бы жить в таком мире. Совершенно точно, ДНР выступает исключительно за равноправные и суверенные отношения между государствами на основе равноправия. И да, действительно, мы становимся постепенно полноправными участниками такого мира. Первым, главным прорывным шагом в этом направлении стало признание нашего суверенитета со стороны Российской Федерации. Затем нас признала Сирийская Арабская Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, и мы дальше продолжаем в этом направлении двигаться и работать, т.е. будут и ещё государства, которые признают наш суверенитет.
В-третьих, я хотела бы сказать, что помимо официального признания и официального взаимодействия есть и другие методы и механизмы, поэтому не стоило бы равнять отсутствие официальных взаимоотношений с полным отсутствием взаимоотношений, потому что мы знаем, что и в европейских странах очень много наших сторонников: среди общественников, среди политиков. В частности вот даже Ваш пример: существование представительских центров, которые активно работают в Европе, которые активно доносят правду, которые активно взаимодействуют с нами. Очень много политиков, которые приезжают в Донецкую Народную Республику, убеждаются самостоятельно в том, что происходит. Некоторые из их, конечно, очень удивляются, потому что в СМИ, особенно в официальных источниках, очень много неправды, очень много лжи, которая распространяется официальным украинским правительством. К сожалению, у нас меньше возможностей, чем у киевского руководства, добиваться таких больших площадок и такого большого времени для того, чтобы распространять обратную сторону медали, т.е. распространять те ситуации, события, как они действительно происходят в Донбассе. Но мы уверены, что правда всегда найдёт себе дорогу и в любом случае, даже хотя бы наши представительские центры и наши представители, они в любом случае имеют возможности хотя бы в рамках своих каких-то достижений, связей, информационных каналах доносить правду о Донбасе. Мы уверены, что их будет становится всё больше и больше. Потому что в любом случае правда победит в отличие от лжи, которую необходимо всё время помнить, украинское правительство, украинский режим он часто путается в своих показаниях, потому что ложь всегда необходимо запоминать, чтобы повторять её в течение 8 лет на разных площадках одинаково. Они, т.к. меняются некоторые лица, они забывают то, что они говорили ранее. Зачем, через какое-то время, они говорят совершенно иное. И очень красочный, демонстративный пример этого — то, как характеризовал Порошенко момент подписания Минских соглашений. То есть в момент их подписания он говорил, что он нацелен на мир. Проходит некоторое время, буквально 8 лет, и он уже абсолютно признаётся в том, что он подписал эти соглашения исключительно для того, чтобы выиграть время на перевооружение, на получение финансирования и для того, чтобы военным путём отвоевать территории Донбасса. Поэтому в отличие от этого режима, мы как изначально говорили правду, так и продолжаем её говорить. Поэтому она у нас неизменна, и в этом плане нам, конечно, гораздо легче. И мы уверены, что в любом случае, правда найдёт себе дорогу».
2. Каким Вы видите будущее людей Донецкой Народной Республики ближайшее и далёкое? Обретут ли люди мир во всех значениях этого слова?
«Обязательно обретут, мы в этом уверены. Мы уверены, что все цели специальной военной операции будут выполнены. Это как раз таки ответ на вопрос о ближайшем будущем, т.е. в ближайшем будущем мы совершенно точно освободим все территории Донецкой Народной Республики. Мы уже постепенно движемся к выполнению этой цели. Уже более 65% территории находится под нашим контролем. В ближайшем будущем нас, конечно, ещё ожидает активное процесс восстановления Республики, потому что украинские войска, отступая, стремятся как можно больше объектов разрушить и более всего они стремятся разрушать гражданскую инфраструктуру, т.е. те объекты, которые могли бы работать на благо народа. Это касается и критической гражданской инфраструктуры, такой как водоснабжение, и социальных объектов, как больницы, школы, и тех объектов, которые могли бы работать в будущем на промышленность Республики. Но это всё ерунда, потому что мы в любом случае все эти объекты восстановим. И в том объёме, в каком помогает нам Российская Федерация, это будет сделано очень быстро. Мы буквально недавно посещали Мариуполь и уже сейчас в некоторых домах строится 5-й этаж. То есть вы можете представить себе темпы восстановления, которые на сегодняшний день существуют в Донецкой Народной Республики. Всё будет происходить очень быстро. Сейчас главная, основная, ближайшая цель — освобождение всей территории Республики, восстановление Республики, налаживание промышленности, экономики, налаживание нормальной жизнидеятельности для всего населения, чтобы дети могли спокойно ходить в детский сад, школу, чтобы родители могли спокойно работать. Это отладка социальных выплат, пенсий, пособий и т.д. Всё это будет сделано и очень быстро.
Что касается более далёкого будущего, хотя неизвестно, может быть эти точки где-то соприкоснуться между собой, то есть определённый сигнал, посыл от общества о том, что население Донецкой Народной Республики… Мы и раньше знали и понимали, ещё в 2014 году, когда проводили референдум, что наше население абсолютно точно видит своё будущее с Россией. Но сейчас эти сигналы усилились и интенсифицировались, и есть определённый запрос на то, чтобы провести референдум о возможном вхождении в состав Российской Федерации. Конечно, этот процесс двусторонний. Мы обязательно перед этим референдумом будем проводить консультации с руководством Российской Федерации на счёт возможности такого шага, но тем не менее запрос, именно запрос от гражданского общества Донецкой Народной Республики как и Луганской, кстати, такой запрос есть. Поэтому обязательно такой референдум будет проведён и в случае, если население, в большинстве своём, выскажется за вхождение в состав Российской Федерации, то, конечно, всё это будет оформлено надлежащим образом, на официальном юридическом уровне и вполне возможно, что мы станем одним из субъектов России.
Конечно, мы видим, в любом случае, сохранение символики Донецкой Народной Республики. Мы останемся Республикой даже в качестве субъекта, потому что у нас есть те символы, которые невозможно отметить. Это и флаг, и конституция, и герб, за которые сегодня множество наших защитников гибнет на линии соприкосновения, за которую они воюют, борются, и естественно мы будем отстаивать своё право их сохранить. Но, тем не менее, в любом случае, поскольку одно из центральных слов в названии нашего государства «народное», то в обязательном порядке мы будем прислушиваться к тому, чего хотят граждане в большинстве своём. Вообще Республика образовалась именно по причине того, что киевская власть не захотела услышать народ Донбасса, не захотела принять некую альтернативную точку зрения, не захотела позволить нам жить в соответствии со своими принципами, со своими идеалами, продолжать чествовать свою историю, своих героев, говорить на своём родном языке. И конечно, в любом случае эта причина будет продолжать существовать и дальше, т.е. власти Донецкой Народной Республики всегда будут слышать голос народа и всегда будут к нему прислушиваться, потому что мы понимаем, что Донбасс никогда не подчинится чему-то навязанному. Соответственно, если есть такой запрос у общества, то естественно референдум будет проведён. И ещё раз повторюсь, что в 2014 году мы понимали, что основной посыл и основной сигнал — это будущее вместе с Россией. Поэтому всё движется логично, в соответствии с историей развития и с канонами её развития».
3. Сейчас очень много негативной повестки в СМИ. Что даёт людям Донбасса оптимизм, радость, надежду?
«Ну, во-первых, мне кажется, что люди Донбасса научились жить вне повестки СМИ. Имеется ввиду, что действительно в мировых новостях, если мы говорим об официальных источниках, то очень много негатива и очень много негатива направленного против Донецкой Народной Республики, очень много лжи, очень много фальша. И поэтому, за все эти годы, мы научились доверять тому, что мы можем самостоятельно проверить, увидеть, почувствовать на себе.
Во-вторых, много изменилось с признанием Донецкой Народной Республики со стороны Российской Федерации, с началом специальной военной операции. Мы чувствуем, видим, понимаем, что идёт процесс освобождения нашей территории, и что победа близка. За все эти 8 лет накопилась определённая усталость. Усталость от неопределённости Минского процесса. От того, что он постоянно находится на одной точке. Мало что решается. За все эти 8 лет из-за позиции украинской власти решались какие-то мелкие, точечные оперативные вопросы. Как то демилитаризация какой-то конкретной одной зоны или непродолжительное перемирие, которое срывали вооружённые силы Украины постоянна. Т.е. каких-то глобальных вопросов, политических вопросов, вопросов о будущем не решалось ни разу за все эти 8 лет переговорного процесса. И конечно больше всего усталость накопилась именно от этого. От вот этого зависшего состояния. В конце 2021 года на самом деле уже было ясно, что Украина готовится к полномасштабным боевым действиям, к наступлению. И когда Россия вовремя вступилась, защитила наши жизни, защитила началом специальной военной операции народ Донецкой Народной Республики и когда мы видим темпы освобождения наших городов, мы понимаем, что это то решение, которого мы ждали. Потому что это решение уже давно назрело. Тем не менее, если бы украинская власть выполняла свои обязательства, может быть и не понадобилась и СВО. Но, к сожалению, с приходом к власти Владимира Зеленского ничего не поменялось. Более того, ситуация даже ухудшилась. Поэтому, повторюсь, бесконечную благодарность испытываем в отношении России и в отношении её лидера за принятое решение. Это придаёт оптимизм. То, что можно и необходимо доверять. Россия никогда нас не бросала в нашей сложной борьбе. Всегда мы чувствовали эту поддержку и помощь, будь то некие гуманитарные шаги, как гуманитарная помощь в виде белых камазов, либо признание наших паспортов, либо упрощённая выдача гражданства Российской Федерации. Ну и в итоге, конечно, вот эта столь значительная и весомая поддержка в виде признания и начала СВО дала нам понимание, что мы действительно не обманулись в своих надеждах и в своём доверии. И конечно это вселяет оптимизм. Более того, мы понимаем, что где-то мы научились чувствовать и жить каждой минутой и каждым днём. Из-за того, что каждый день происходят обстрелы, и обстрелы происходят даже тыловых городов Республики. Мы понимаем, что вооружение, которое получает сегодня Украина натовского образца от западных стран, имеет очень большую дальность стрельбы. И даже тыловые города, которые были всегда спокойными и никогда не обстреливались даже за эти 8 лет, они в последние месяцы, к сожалению, находятся под обстрелом. Поэтому люди понимают, что необходимо ценить свою жизнь сейчас и жить сейчас. Ценить каждый момент, проведённый со своими близкими, со своей семьёй, любить свою Родину, радоваться и труду, и отдыху, и вообще каждой минуте, которую ты живёшь на этой благословенной земле. Мы все живём в такой ситуации сегодня, но это и учит нас ценить эту жизнь и не допускать в будущем повторения таких уроков истории. К сожалению, то, что сейчас происходит на Украине, можно назвать одним словом — неонацизм. Это полная жестокость, полное игнорирование всех норм международного права, всех принципов гуманизма, которые были наработаны с 1945 года, когда человечество действительно столкнулось с чумой фашизма и когда человечество всеми силами стремилось выработать те принципы и те нормы, которые не позволили бы снова возродиться этому чудовищу. Но мы имеет на Украине с 2014 года проявление именно этого. Сегодня мы находимся на острие этой борьбы и наверное как наши предки в далёких 1941-45 годах, мы ощущаем то, что необходимо ценить эту жизнь и сделать всё от нас зависящее, чтобы не позволить этому повториться больше никогда».
4. Чем удивляют Вас обычные люди Донбасса?
«Я сама человек Донбасса. Я родилась в Донецке. Очень люблю своих земляков за наш донбасский характер. Он действительно есть, это правда. И я думаю все, кто сюда приезжает, из разных уголков нашей планеты, все в этом убеждаются. Потому что этот характер отличается своей стойкостью, мужеством, нетерпимостью к фальши и лицемерию, нетерпимостью к навязыванию неких чуждых идеалов и принципов и конечно своим трудолюбием и оптимизмом. Все люди Донбасса отличаются своей работоспособностью просто сумасшедшей. Мы очень активны. Всегда так было и я уверена, что так и будет. Куда бы мы не приезжали, мы всегда отличаемся тем, что мы раньше всех приходим на работу, позже всех уходим с работы и делаем всегда больше всех. Мы полностью отдаёмся своему делу. И это наша отличительная черта.
Ну и конечно то, о чём Вы упомянули уже, это качества, это оптимизм, это вера в то, что в любом случае всё наладится и всё будет хорошо».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs