Фото от neftegaz.ru
Министры энергетики Алжира, Нигера и Нигерии подписали «Меморандум о взаимопонимании» в рамках реализации проекта Транссахарского газопровода, сообщает алжирское информационное агентство APS. В тексте сообщения говорится о том, что «подписание настоящего Меморандума о взаимопонимании санкционирует работу 3-й трехсторонней встречи на уровне министров Алжир-Нигер-Нигерия вокруг проекта TSGP» (ТСГП – Транссахарский газопровод).
В заявлении для прессы министр энергетики и горнодобывающей промышленности Алжира Мохамед Аркаб указал, что «документ направлен на продвижение вперед в реализации Транссахарского газопровода». Это подразумевает продолжение всех программ, составленных для проекта. Он, добавив, что «три страны договорились довести проект до конечного результата в короткие сроки».
А Рилвану Лукман, советник президента Нигерии, заявил, что договорился с Алжиром о том, чтобы «отряхнуть пыль» и обновить технико-экономическое обоснование по транспортировке газа в Алжир и далее в Европу. Лукман сказал, что «экономика изменилась, потому что цены выросли, и в любом случае мы планируем транспортировать газ на север». Он выразил уверенность, что в Европе, а также в Северной и Южной Америке найдется рынок для большего количества нигерийского газа с низким содержанием серы. Он признал, что газопроводы и заводы по производству СПГ, стоимость каждого из которых составляет около 1,5 миллиарда долларов, обходятся дорого, но отметил: «Если рынок будет гарантирован, с финансированием проблем не предвидится».
Со своей стороны, государственный министр нефтяных ресурсов Нигерии Тимипре Сильва заявил, что подписание Меморандума «означает желание африканских стран предпринять совместные действия для реализации африканских мегапроектов».
Сразу поясним, что ТСГП — это мегапроект по транспортировке газа в Европу, связывающий три названные страны Африки. Трубопровод протяженностью 4 128 км, из которых 1 037 км проходят в Нигерии, 841 км в Нигере и 2 310 км в Алжире, должен по плану соединить газовые месторождения Нигерии через Нигер с алжирской границей для подключения к алжирской сети газопроводов и дальнейшим поставкам газа в Европу. ТСГП также позволит осуществлять поставки газа в соседние страны Сахеля.
Идея состоит в том, чтобы Транссахарский газопровод поставлял миллиарды кубометров нигерийского газа в Алжир через Нигер. Затем Алжир отправит в страны Европы газ через нитку Transmed, которая соединяет африканское побережье с Италией через Тунис, а СПГ (сжиженный природный газ) бы вырабатывался на прибрежных комбинатах и оттуда танкерами направлялся покупателям в любую точку мира.
Вот проект ТСГП на карте:
Известно, что впервые идея ТСГП была предложена более 40 лет назад – в 1970-х годах. Лишь 14 января 2002 г. Нигерийская национальная нефтяная корпорация и алжирская национальная нефтегазовая компания Sonatrach договорились о начале подготовки проекта. А первое соглашение между тремя странами, включая Нигер, по территории которого должен проходить газопровод, было подписано в 2009 году, когда началась проработка деталей и практической реализации. Инвестиционная стоимость ТСГП оценивалась тогда в 10 миллиардов долларов.
Сегодня стоимость прокладки ТСГП выросла в 13 миллиардов долларов. По нему теоретически можно будет поставлять в Европу до 30 миллиардов кубометров газа в год. Но на данный момент никто не сообщает, когда же проект будет начат, и когда вступит в строй. Оценки экспертов разняться, включая лаг в 5-10 лет, т.е. середина 2030-х годов.
Да, такой могучий газопровод хотели проложить уже давно, только все разные проблемы мешали – то инвестиций мало; то безопасность на сахарских просторах трудно обеспечить, когда там снуют банды исламистов, вскормленные западными спецслужбами; то не было особо понятно, куда этот африканский газ девать на втором конце трубы в те десятилетия, пока Европа захлебывалась от поставок дешевых энергоресурсов из России – цена на газ в ЕС было в 2-5 раз ниже, чем платили за тот же газ в Азии. Отсюда, кстати, и низкая себестоимость тех же хваленных немецких товаров.
Только европеец добра-то не помнит – очень уж заносчивая там публика, поэтому теперь ему придется мыться редко, а греться плохо… И ситуация стала прозрачной, как слеза ребенка, вернее, скупая слеза европейца…
Сейчас, пишет африканская пресса, «проект ТСГП возобновлен в связи с геополитическими переменами, высоким международным спросом на газ и нефть и скачком цен после того, как в конце февраля разразилась война на Украине».
Европа не желает закупать дешевый газ из России по политическим соображениям? Пожалуйста – пусть пройдется по рынку и найдет этот товар в нужных объемах! Цена на газ взлетела с 200-300 долларов до 2000 долларов за тысячу кубометров, а это – хороший претекст для африканских поставщиков тянуть в Европу дорогущий в строительстве газопровод. Но все равно его мощность не перекроет объемы российских поставок. Впрочем, здесь есть одна интересная деталь, но, о ней – ниже…
Африканцы долго запрягали, а теперь увидели Цель и рванули со всех ног за разработкой документации на прокладку длиннющего газопровода по маршруту Нигерия – Нигер – Алжир – Европа. Они надеются, что к тому времени, как их газопровод подаст на средиземноморское побережье Европы первые кубометры топлива, ЕС все будет стоять ещё крепко (не развалится) и в прежних границах, чего некоторые обозреватели уже не гарантируют. Также африканские товарищи надеются, что промышленность Европы ко времени запуска газопровода (лет через…) ещё не «заснет» и не скукожится до неприлично скромных размеров в связи с тем, что ЕС регулярно теперь будет недополучать достаточные объемы того же газа из России. Да, для заносчивой Европы наличие отсутствия российского газа компенсировать в таких же объемах неоткуда.
Возможный скептицизм по поводу того, «смогут ли в Африке осилить такую “махину”, как ТСГП?», можно легко опровергнуть тем фактом, что у Алжира есть огромный опыт по прокладке газопроводов в Сахаре. Там, например, находится богатейшее месторождение близ городка Хасси-Месауд, откуда – практически из центра Сахары – за 1000 км подается газ на север страны, к средиземноморскому побережью. Так что, эти технологии там отработаны, в частности, благодаря широкому присутствию советских специалистов-газовиков, которые работали в Алжире в 1960-90 годы и создали школу «прокладки сахарских газопроводов». И алжирцы теперь владеют всеми необходимыми навыками…
Так вот, по поводу «интересной детали», о которой упомянул выше. В конце 1980-х годов я, работая корреспондентом газеты «Правда» в Алжире, предлагал создать координационный советско-алжирский совет по поставкам газа в Европу. Тогда идея не прошла. А могли бы совместно решать вопросы того, как снабжать европейских потребителей газом и… по каким ценам. Кстати, и сегодня подобная координация была бы не лишней.
Алжир, чьи доказанные запасы природного газа составляют почти 2 400 млрд м3, поставляет около 11% от потребляемого Европой газа, и ещё 47% недавно поступало туда из России. Алжир – африканский экспортер природного газа № 1. И третий поставщик газа в Европу после России и Норвегии. Так что, есть, о чем подумать…
Процесс пошел. Конфигурация снабжения Европы газом может поменяться в ближайшие, скажем, 10 лет. И нам надо отдавать себе отчет, что упрямые русофобы-европейцы могут разбить себе лоб, но откажутся от российского газа, несмотря на то, что будут люто мерзнуть по неотапливаемым квартирам и домам, добьются остановки своих предприятий и роста безработицы, придумают ещё вереницы «пакетов антироссийских санкций», каждая из которых будет реально снижать уровень жизни самих евросчастливцев. И прочее, и прочее…
Но евросчастливцы напопятную не пойдут – вот Вам «гордость и предубеждение» в одном флаконе.
Кстати, в том британском романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» есть определение одного из персонажей, которое весьма уместно для характеристики нынешней европейской правящей элиты, что довела свою подведомственную территорию до того, что, аж, в 4000 км к югу от Европы поняли: «Эти упорные европейские ребята будут сидеть вообще без газа, если Африка им не поможет!»
Вот что, в частности, сформулировала Остин в отношении одной из своих героинь романа: «Она была невежественной женщиной с недостаточной сообразительностью и неустойчивым настроением. Единственными её развлечениями были визиты и новости».
И как Вам? Это ж просто – образ современной Европы. Нет?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs