ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Андрей Иконников: Если «прилетает» сверху, едем за пациентами в сопровождении военных

13:10 07.06.2022 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Фото: belregion.ru

Разговор с министром здравоохранения Белгородской области Андреем Иконниковым состоялся 26 мая. К тому времени в результате падения боеприпасов и взрывов в приграничных населенных пунктах среди мирного населения были раненные и один убитый. В день интервью произошел обстрел села Журавлевка. Пострадавшую от него жительницу спасти не удалось. Все это время министр Андрей Иконников следил за ситуацией и постоянно обсуждал ее с коллегами. Часть этих разговоров происходила во время интервью (выделена в тексте курсивом).

«Международная жизнь»: Писали, после обстрела в Солохах есть убитый…

Андрей Иконников: Да, был один, погибший юноша.

«Международная жизнь»: Какие чаще всего бывают ранения?

Андрей Иконников: Ранения различной локализации, все – минно-взрывные. Падает снаряд, разлетаются кассетные боеприпасы, и в зависимости от местонахождения человек получает ту или иную травму, той или иной степени тяжести. В приграничных районах постоянно дежурят бригады скорой помощи. В Журавлёвке стоит пост на дежурстве. В Белгородском районе при повороте на Малиновку палатка скорой помощи. После инцидента, как только нам разрешают, мы выезжаем на место. Бывает, что запрещают по определенным причинам.

«Международная жизнь»: А погибший один?

Андрей Иконников: Один, да.

«Международная жизнь»: Есть какие-то дополнительные меры безопасности?

Андрей Иконников: Скорая помощь работает в режиме повышенной готовности. Все бригады у границы обеспечены касками, бронежилетами. Если необходимо, в сопровождении военных выезжаем на точки обстрелов.

«Международная жизнь»: А машины?

Андрей Иконников: Обычные машины скорой помощи.

«Международная жизнь»: Проводится ли дополнительный инструктаж перед выездом?

Андрей Иконников: Обычный инструктаж по технике безопасности при нахождения на опасном объекте, ничего особенно. Если прилетает сверху, едем за пациентами на машине скорой помощи в сопровождении с военными, забираем и увозим. Мы не едем на боевые действия. Мы едем постфактум забирать пациентов. Прошу прощения.

Звонок. Андрей Иконников берет трубку: «Але. Да …(вздыхает) что тяжелая едет в городскую. Да, да. Ну, пока еще не едет. Она находится в палатке на Толоконном. Ее госпитализировали. Сейчас стабилизацию проведут — привезем. Да, пока да, нет, ну пока нет. Да-да. Одна-одна. Да».

Специального инструктажа нет. Специальные инструктажи проводят для военных медиков. Это все дополнительные меры безопасности для наших сотрудников.

«Международная жизнь»: Выезжаете ли Вы в пункт временного размещения (ПВР)?

Андрей Иконников: У нас в ПВР размещены медицинские посты. Медицинские работники там постоянно. Скорая помощь выезжает только в экстренных случаях.

«Международная жизнь»: Какие были случаи?

Андрей Иконников: Навскидку не вспомню. Бывают острые состояния, инфекционные заболевания. COVID-19 был – госпитализировали.

«Международная жизнь»: Какая ситуация с короновирусом в Белгородской области?

Андрей Иконников: Стабильная. Короновирусная инфекция есть, но уже на протяжение, наверно, больше месяца работаем в обычном режиме, так же как и до 2020 года. Произошло перераспределение заболеваний. Количество вызовов на дом и госпитализаций на минимальном уровне с начала пандемии.

«Международная жизнь»: Сколько заболевших?

Андрей Иконников: Порядка 30 человек в день. Зимой количество вызовов на дом доходило до 4000 в сутки. Сейчас 300 по всей области. Если возьмем 2019 год, когда пандемии не было, были примерно те же цифры. Перераспределение заболеваемости произошло, а количество вызовов и приемов в поликлиниках не увеличивается. Понимаем, что это сейчас обычная рутинная работа наших врачей. В стационаре лежит 280 человек. Инфекционный коечный фонд — 605 коек. 

«Международная жизнь»: Один вирус замещает другой?

Андрей Иконников: Один вирус победил все остальные. В 2020 году не было выявлено ни одного заболевшего гриппом – доминировал короновирус. Теперь омикрон победил все предыдущие штаммы COVID-19. Своей контагиозностью он вытесняет все остальные.

«Международная жизнь»: Количество заболевших при этом уменьшилось?

Андрей Иконников: У всех уменьшилось, и у нас тоже. У нас очень хороший процент вакцинации. Больше миллиона человек провакцинировали, в том числе 300 тысяч детей. Результаты проведенной работы считаем положительными. 

«Международная жизнь»: Как изменился Ваш рабочий день, обязанности?

Звонок. Андрей Иконников берет трубку: «Да, здравствуйте. Сильно. Не готов еще сказать, она еще в городскую больницу номер 2 не доехала. Как только мне Роман Викторович доложит, все скажу. Это будет часам к 10 вечера, не раньше, если получится. Да, в зависимости от состояния. А во сколько он собирается? Понятно. А завтра, скажи, Вейделевка есть, нет? Во сколько? Отсюда? А обратно? На полчаса ехать в Вейделевку что ли? До Вейделевки часа два ехать, три. Там еще надо побыть и обратно. Да. Ладно, я понял, хорошо, спасибо.

Андрей Иконников: Работаем в любое время дня и ночи. В шесть подъем, а часов в десять отсюда ухожу. Все остальное время на телефоне. Что ранее, что сейчас, работы много. Если чрезвычайная ситуация - остаюсь на связи со всеми главными врачами. В отпуске не был уже три года.

«Международная жизнь»: А где были последний раз?

Андрей Иконников: Это было еще на предыдущем месте работы, не в Белгороде. И даже не отпуск, а новогодние праздники. В Сочи был с семьей на зимнем отдыхе, на лыжах катался. Я не жалуюсь. Это объективная реальность. Я понимаю, что сейчас надо быть здесь. Работаем. Придет время – отдохнем.

«Международная жизнь»: Здесь многие говорят, что не до отдыха.

Андрей Иконников: Честно говоря, я даже отпросился у губернатора в отпуск еще в середине февраля на начало марта. Ситуация изменилась – я просто этот отпуск отозвал, понимая, что сейчас надо находиться на месте.

«Международная жизнь»: А Вы, как и губернатор, выезжаете в села?

Андрей Иконников: Вячеслав Владимирович отвечает за все население и по всем направлениям. Я только за здравоохранение. Еще будучи главным врачом в районе, я понимал, что нужно работать с населением. У нас 65 подведомственных медицинских организаций. Постоянно выезжаем туда для встреч с людьми. Личный прием ведем в районах: в этом месяце Красненский район, перед этим – Красногвардейский. И два раза в месяц здесь в Белгороде. Прошу прощения.

Продолжим.

«Международная жизнь»: Как идет работа с временными переселенцами? 

Андрей Иконников: Есть постановление Правительства РФ №1134, в котором определены параметры оказания медицинской помощи за счет федеральной бюджета. Это экстренная неотложная медицинская помощь, вакцинация и льготное лекарственное обеспечение. Если у человека группа инвалидности и он соответствует требованиям законодательства, мы выдаем ему лекарства. Есть моменты, которые не урегулированы: когда человеку без полиса необходима плановая медицинская помощь. Их мы пока решаем в индивидуальном порядке.

«Международная жизнь»: Как обстоят дела с кадрами? 

Андрей Иконников: Мы стремимся к тому, чтобы закрыть все вакансии. Когда началась пандемия короновируса, естественно была нехватка кадров. Почему? Потому что старшее поколение пенсионного возраста с нагрузкой не справилось и ушло на заслуженный отдых. Мы работали с вузами, привлекали максимальное количество студентов 6-х курсов и ординаторов. Губернатор выдвинул несколько идей. Мы сейчас их реализуем. 

Во-первых, это привлечение специалистов. Есть федеральная программа «Земский доктор». Порядка 60-70 человек каждый год по этой программе мы привлекаем. Во-вторых, обучающиеся целевики. Ежегодно их количество увеличивается. Если в этом году порядка 50 выпускников, то через год будет больше 150. Государство выделило деньги, чтобы наши дети выучились и вернулись в Белгородскую область работать. В этом году мы набираем уже 420 целевиков. Это долгосрочная программа, которую выстраивали годами. 

Есть краткосрочная перспектива. Сначала – поддержка женщин, которые вышли из декретного отпуска до положенного срока: губернаторская выплата – 35 тысяч в месяц. Порядка 40 человек уже вышли из декрета. Затем – квартира. Что нужно приехавшему человеку? За миллион квартиру не купишь. Будет жилье, приедут специалисты работать. В прошлом году мы приобрели 158 квартир, в этом – ещё 102. Эти квартиры уже получили 98 человек. До конца августа ещё 39 человек приедут к нам работать. Мы также привлекаем в поликлиники ординаторов работать терапевтами и участковыми. Есть договоренность с институтом: параллельно с обучением они работают на полставки. Поэтому мы считаем, что долгосрочно… Прошу прощения.

Звонок. Андрей Иконников берет трубку: «Да, Вячеслав Владимирович. Она в палатке…» Выходит из кабинета. Возвращается.

Такая работа идет постоянно. Еще мы разработали программу по плановой работе кадрового обеспечения, которая рассчитана до 2030 года. 

«Международная жизнь»: Из каких регионов набираете кадры?

Андрей Иконников: С севера приезжают. Курск, Орел, Воронеж, Мурманск, Астрахань. 

«Международная жизнь»: А отток есть?

Андрей Иконников: Миграционный отток, конечно, есть. В основном все уезжают в Москву и Московскую область. Максимальное увольнение у нас было в 2019–2020 годах. Сейчас такого большого миграционного потока нет.

«Международная жизнь»: А средние зарплаты какие?

Андрей Иконников: У врачей – 70, у медсестер – 35.

«Международная жизнь»: Какие цели сейчас перед собой ставите?

Андрей Иконников: Развитие отрасли здравоохранения Белгородской области и решение задач, обозначенных президентом. Первое – это продолжительность жизни: 78 лет к 2032 году. Нужно совершенствовать систему здравоохранения. Одна из основных причин смертности – это болезни системы кровообращения, в том числе сердечно-сосудистые заболевания. Нужно выстроить работу в первичном звене: диспансерное наблюдение, получение лекарственных препаратов и постоянное наблюдение. В рамках нацпроекта мы полностью оснастили оборудованием сосудистые отделения как в кардиологии, так и в неврологии и организовали рабочий процесс. Пострадавшие от катастроф должны быть качественно пролечены и вернуться в социум. 

Далее, больные с хронической сердечной недостаточностью. Формируем отделения для больных с ХСН по всей области. Есть острые, есть хронические. Хронические могут перерасти в острые. Скорая помощь –основной фактор быстрого реагирования. Мы ее централизовали, автомобили поменяли, старые убираем, для того чтобы она приезжала максимально быстро. С ДТП – то же самое. Со всеми медицинскими организациями упрощаем логистику и смотрим, куда направлять.

При онкологических заболеваниях тоже важна работа первичного звена и диспансеризация для выявления на первой-второй стадии, оказание качественной медицинской помощи в онкологическом диспансере и увеличение продолжительности жизни. 

Младенческая смертность – важный фактор. Она за собой тянет всю среднюю продолжительность жизни. Здесь у нас оказание медицинской помощи по всем направлениям и взаимодействие с детской областной больницей как единственным большим детским учреждением. Способствовать этому должна хорошая аналитика, которая будет приходить из нашей информационной системы на основе базы данных, которые мы постоянно формируем. 

«Международная жизнь»: Как Вы поймете, что сделали, что могли, и пора уйти с поста?

Андрей Иконников: Деятельность сменить никогда не поздно. Я - врач с дипломом. Если потребуется в определенный период жизни поработать с пациентами – я готов. Без проблем. Есть понятие «постоянные позитивные перемены». Можно постоянно позитивно менять структуру, например, здравоохранение внутри региона, и если ты чувствуешь, что застрял на одном месте, надо меняться. У нас уже очень много позитивных перемен... Прошу прощения.

Звонок. Андрей Иконников берет трубку: «Да. Сейчас посмотрю»

Коллеги, мне надо отвечать на вопросы, губернатор ждет.

«Международная жизнь»: Спасибо Вам! 

Андрей Иконников: Всего доброго. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати