В редакцию «Международной жизни» руководство Института Нового общества прислало свой доклад «Деньги для Украины: сколько средств выделяет Запад, и почему это не спасет киевский режим», который представляется весьма интересным с позиции собранной в нем информации и оценок. Доклад подготовлен экспертной группой под руководством директора Института Василия Колташева, и мы представляем его уважаемым читателям.
Долговая зависимость Украины стремительно возрастает. Коллективный Запад наращивает поставки вооружений и снаряжения, все занося в долг. Выделяют и денежные средства на разные цели. Но если США, Англия, ЕС и Канада готов поставить любое количество военных товаров, то помогать живыми деньгами киевскому режиму они стремятся ограниченно. Но долг все равно зашкаливает.
Долговая зависимость Украины начала быстро возрастать после Майдана 2014 года. МВФ и ВБ давали деньги на «экономические реформы», которые сделали экономику страны более уязвимой, а население беднее, но обогатили высших чиновников и олигархов. Особое значение имела военная «помощь» Украине в форме вооружений, программ подготовки военных и полицейских кадров. Она не всегда заносилась в долг. Однако с началом Специальной военной операции России страны НАТО стали активнее фиксировать свои поставки как одолженные Украине деньги. И давать пришлось больше.
Деньги для безнадежного дела
С начала 2022 года коллективный Запад резко нарастил поставки вооружения и топлива на Украину. Конгресс США одобрил в апреле закон о программе Ленд-лиза для Украины. Это означает, что поставки оружия и снаряжения для киевского режима будут производиться без промедления, а оплачиваться им когда-нибудь после. 417 членов нижней палаты американского конгресса проголосовали «За», и только 10 – «Против»[i]. Но в силу военных неудач, средства требуются и на работу государственного аппарата. «Украина получит 1,5 миллиарда долларов от Всемирного банка для оплаты труда работников бюджетной сферы в рамках проекта "Поддержка государственных расходов для обеспечения устойчивого государственного управления в Украине", – сообщает минфин киевского режима[ii]. Деньги пойдут на оплату труда работников госорганов и бюджетных учреждений образовательной сферы на всех уровнях.
Недавно завершившаяся в Варшаве конференция доноров собрала для Украины 6,5 миллиарда долларов. Об этом сообщил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий[iii]. Ранее Владимир Зеленский обратился к странам «Большой семерки» (G7) с просьбой предоставить финансовую помощь в размере 50 млрд долларов. Ежемесячно киевскому режиму необходимо получать 7 млрд долларов, поскольку таков размер бюджетного дефицита, сообщил в апреле Зеленский[iv]. Собранные в Варшаве деньги можно считать месячным платежом такого рода.
Советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко сказал, что возлагает надежду на «активные переговоры» по предоставлению указанного финансирования от G7. Он также сообщил: «Параллельно привлечен трек по заимствованию по бондам с нулевыми купонами — это значит, что ты берешь кредит, но не платишь за него проценты. Еще один трек — перераспределение квот SDR в МВФ. Это не кредитные средства, их не нужно возвращать». G7 решила ограничиться 24 млрд долларов в 2022 году. Эти деньги были обещаны властями США, Германии, Японии, Великобритании, Франции, Италии и Канады не в товарной, а наличной форме[v].
Сомнительный получатель
В Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе осведомлены о возрастающих проблемах функционирования военной и гражданской сфер Украины. Видно, что деньги выделяются неохотно и тщательно дозируются.
Опасения Запада стандартны: средства могут быть украдены, так как команда Зеленского и украинские олигархи не верят в победу, и стремятся получить выгоду от затягивания краха своего режима. Потому, например, украинские лидеры по обслуживанию карточных счетов «Монобанк» и «Приват» отменили ранее обещанные клиентам «кредитные каникулы»[vi]. Чиновники в силу зигзагов пропаганды могут рассуждать то об огромных потерях экономики, то о необходимости получить от Запада не столько кредиты сколько инвестиции для её восстановления, бизнес делает свое дело. Он стремится заработать на крушении майданной системы, как зарабатывал на её создании.
Гуманитарные грузы попадают на прилавки супермаркетов, а военные изделия — уходят на черный рынок. Под видом военных закупок элита приобретает предметы роскоши. На границе Украины в конце апреля возникли километровые очереди из автомобилей VIP-класса, которые ввозились в страну из ЕС без уплаты пошлин и налогов, заявил в эфире канала «Украина 24» председатель комитета Рады по вопросам финансовой, таможенной и налоговой политики Даниил Гетманцев из партии «Слуга народа»[vii].
Кого минуют выгоды
Военные киевского режима жалуются, что заработная плата не выплачивается или поступает не в полном объеме. Хищения денег происходят на разных уровнях: в министерстве и в банках, которые работают в режиме эвакуации капиталов и свертывания деятельности. С 24 февраля на Национальный банк Украины (НБУ) ограничил снятие наличных денежных средств со счетов клиентов в размере 100 тысяч гривен (примерно 3 420 долларов) в день. Запрещена выдача наличных денежных средств со счетов клиентов в иностранной валюте. Одновременно была приостановлена работа валютного рынка, помимо операций продажи иностранной валюты клиентами.
Перечисленные меры, а также мораторий на осуществление трансграничных валютных платежей, запрет на вывоз за границу более 10 тысяч евро и приостановка работы с электронными деньгами, позволили банкам смелее вести себя с клиентами на Украине. Они начали притормаживать переводы, «замораживать» счета и ограничивать выдачу наличных, например, пенсионерам. Более всего пострадали граждане на территориях, ушедших из-под контроля киевского режима. При этом, несмотря на объявленные кредитные каникулы, банки нередко продолжают начислять проценты. Дальновидные граждане опасаются, что в критический для власти момент банковская система просто исчезнет вместе со средствами вкладчиков. Деньги окажутся на Западе или на счетах офшорных фирм, куда постепенно переводятся.
Как оплачивается «банкет»
НАТО предоставило Украине в рамках военной поддержки 8 млрд долларов. Об этом 28 апреля сообщил генеральный секретарь блока Йенс Столтенберг[viii]. Однако это не деньги, как не являются деньгами 100 млн евро от Франции – это оружие[ix]. Его поставляют многие страны ЕС, тогда как команда Зеленского рассчитывает найти немалые денежные средства. Украинский политолог Алексей Кущ полагает: «До конца года, в форме кредитов и евробондов может быть привлечено еще 30-40 млрд долларов. То есть, суммарный госдолг страны увеличится до 110-120 млрд долларов, и составит 120-130% ВВП[x]».
Инвесторы не верят в Украину. Евробонды Украины мало кому интересны: еврооблигации с погашением в 2023 году в начале мая котировались по ставке 94,1% годовых, в 2024 году – 66,9% годовых, в 2025 году – 50,6%, в 2026 году – 41,6%[xi]. Они дешевеют и могут к июню обрушиться в цене совсем, если их не будут покупать правительства стран ЕС и ЕЦБ. О размере бюджетного дефицита Украины при этом на 2022 год не приходится говорить. Это будет не 3% и, вероятно, даже не 30%. Формально Запад покроет нехватку денег, правда, в основном, в товарной форме — так украдут меньше. Работу госаппарта он уже готов оплатить.
Глава Национального банка Украины (НБУ) Кирилл Шевченко недавно поблагодарил международные финансовые институты за кредиты на 4 млрд долларов. Благодаря этому киевский режим имеет такие же резервы, как и в феврале, то есть 27 млрд долларов[xii]. Падение гривны еще только начинается, и происходит, в основном, в виде растущих товарных цен, особенно на топливо. К началу мая, при зафиксированном НБУ курсе в 33 гривны за доллар, на черном рынке доллар стоил до 40 гривен. При дефиците наличных денег едва ли стоит ожидать быстрого взлета цены «американца», тем более, что гривна не запрещается на территориях, освобождаемых от сил киевского режима.
Долги, которые вырастут
С конца февраля 2022 года Украина получила военную и финансовую помощь более чем на 12 миллиардов долларов. 5 мая об этом заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, во время конференции доноров высокого уровня в Варшаве[xiii]. Еще 10-15 млрд долларов киевские власти могут получить в ближайшие месяцы. Это суммарно даст рост госдолга за полугодие примерно на 25 млрд долларов.
Всего в 2022 году можно ожидать роста долга Украины на 40-50 млрд долларов. Конгресс США одобрил срочный запрос Байдена о выделении дополнительного финансирования Украине в размере 33 млрд долларов[xiv], Сенат США добавил к этой сумме еще 7 млрд: было решение принято о выделении 40 млрд долларов[xv]. В результате долг Украины сможет по итогам года подняться более чем на 80 млрд долларов. Баланс долга и ВВП (его падение можно ожидать в 2-3 раза) не имеет значения: Запад не доведет дело до объявления дефолта страны, и никакого потолка по долгу вводить не будет.
Киевский режим продолжит формально получать огромные партии оружия, экипировки, материалов, топлива и пайкового продовольствия, которые будут записываться на его долг. При этом уже прослеживаются две модели хищений. Первая – фиктивная отгрузка или отправка некачественных и неполных партий. Вторая — расхищение грузов на Украине. Все это будет обогащать отдельных лиц, одновременно увеличивая долги киевского режима.
Наказание для Запада
Финансовая помощь Запада помогает Украине избегнуть дефолта и обрушения своей валюты, пусть даже при разрушающейся экономике. Разрастание долга Украины не беспокоит коллективный Запад, где политики надеются возместить затраты ресурсными богатствами подконтрольной страны. Поставляемое киевскому режиму оружие чаще всего ничего не стоит, так как давно произведено. Но оно помогает, по выражению спикера Государственной Думы России Вячеслава Володина, загонять страну в долговую яму[xvi]. Запад при этом начинает захлебываться в инфляции.
Затягивание сопротивления режима Зеленского обещает усилить глобальную инфляцию. Её источник – безудержная денежная эмиссия в США, ЕС, Японии и Англии с 2008 года при сверхнизких ставках западных центральных банков. Всемирный Банк обещает в 2022 году рост цен на энергоносители в 50%, неэнергетические товары на 20% и на 40% на пшеницу[xvii]. В 2021 году удобрения подорожали на 80%, а в 2022 году ВБ ожидает рост на 70%[xviii]. Прогноз этот можно считать косвенным признанием возможности равного роста цен на продукты питания и другие ценные ресурсы. Все это – страшная проблема для США, ЕС и Англии. Потому они торопятся вывезти с Украины 20 млн тонн зерна, о чем заявил Байден[xix]. Уже летом это зерно будет стоить значительно дороже.
Если укрепление рубля может защитить российских потребителей от глобальной инфляции, то на Западе и в других странах её следует ожидать в полном объеме. На Украине — в удвоенных величинах. Никакая заграничная подпитка деньгами и оружием не отменит этой перспективы. Не помогут и искусственно создаваемые трудности для владельцев банковских счетов в получении наличной гривны. Запад же не сможет отказаться от низких ставок своих центральных банков, так как это приведет к дефолтам правительств (США, прежде всего) и разорению корпораций. Мировой рост цен будто бы из-за событий на Украине, на деле только подталкиваемый ими и санкциями против России, продолжит пожирать западный средний класс.
Рост мировых товарных цен является формой обесценивания западных валют. Японская иена и евро лидируют в этом процессе. Но доллар не выиграет от этого много. В дальнейшем американские экономисты назовут выделение денег и оружия киевскому режиму одной из самых серьезных ошибок США. Ошибок, за которую придется заплатить беспрецедентно высокую цену.
Экономика Украины в неизбежном падении
Экономика Украины при смерти — выделяемые коллективным Западом деньги, это тонизирующие препараты, которые держат в рабочем виде не экономику, а бюрократию и армию. Пока это возможно. Пока это работает. Однако, когда население осознает распад нормальных экономических процессов, дефицит работы, топлива, денег и многих товаров первой необходимости, оно начнет спрашивать: зачем нужен такой аппарат Украины, такая армия и такая подпитка со стороны будто бы материально всесильного Запада? Возникнут вопросы о том, не было бы умнее выполнить Минские соглашения, раз ясно, что экономика не выдерживает военного напряжения?
Рано или поздно население Украины окажется перед фактом дисфункции бюрократического аппарата, развала армии, тотального топливного дефицита, фактической нехватки продовольствия и катастрофической безработицы.
Экономика Украины прошла путь долгой деградации, превращения из «новой Франции», как мечтали в Киеве в 1992 году, в экономику периферии. После Майдана 2014 года её подтачивали неолиберальные реформы и разгул олигархического бизнеса. ВВП страны в 2021 году достигал 203,3 млрд долларов[xx], а по итогам 2022 года от него может остаться не более 40-50% - около 100 млрд. Причина — слабость экономики, её неприспособленность быть орудием Запада в борьбе против России. Стране не просто нуждается в постоянном импорте энергоресурсов (природного газа, нефти и нефтепродукты), её нужны оборудование, транспортные средства, химикаты, промышленные товары массового потребления. Экспорт с Украины, это – продукция сельского хозяйства, продукция черной металлургии и в меньшей степени продукция машиностроения и иные товары. Но Донбасс из-за военных действий перестает давать металл, нарастает дефицит топлива для перевозок. Массово забивается птица и скот. Внутренняя торговля еще держится, но внешняя торговля сжимается. Сфера услуг внутри страны слабеет.
Запад готовил к войне армию и систему пропаганды Украины, но не индустрию, транспорт и управление. Потому ему приходится выделять много денег на поддержание политической конструкции в работоспособной форме, хотя под ней происходит стремительное осыпание хозяйственной основы. Экономика коллапсирует. Безработица растет. Население проедает денежные запасы. Положение сглаживается отчасти относительной твердостью гривны, но дефицит топлива уже привел к росту цены литра бензина до 65-70 грн/литр (примерно 140 рублей за литр). Но это цена условно социальная: топливо продают по 10 литров на автомобиль. Очереди за ним колоссальны. Если будет принято решение отпускать по 20 литров и убрать очереди, дав рынку все уравновесить, то цена составит 120-150 грн/литр (270-310 рублей). Растет и хаос на железной дороге.
Власти не могут исправить положение. Не может и не пытается это сделать и Запад, рассчитывая на работу государственной машины отдельно от экономики за счет внешнего финансирования. На это оно и направлено. Поэтому, если не считать заботы иностранных кредиторов о курсе гривны и некоторых военных заказов, ничего не делается для поддержания экономики на плаву. И она тонет, так как ничего и нельзя сделать при имеющихся обстоятельствах.
Заключение
Увеличение государственного долга Украины и разрушение её экономики идут высоким темпом. Коллективный Запад, ранее не склонный, как правило, давать кому-то много, тем более в денежной форме, здесь проявляет немалую щедрость. США, Англия и ЕС боятся крушения политической системы и одновременно стремятся за счет искусственного продления её жизни нанести максимальный ущерб России. Вся «помощь Украине» заносится в её долг, а сама она осуществляется более всего в форме поставке вооружений и иного необходимого для военных действий. Даже выделение США 40 млрд долларов киевскому режиму на деле приведет к закупкам нового оружия для США, тогда как старое со складов будет передано бандеровским военным формированиям. Аналогичным образом «помогают» и другие – государства ЕС и Англия. Но и эта форма не исключает коррупции.
В коррупционных схемах вокруг «западной помощи» замешаны политики Киева, западные чиновники и бизнесмены, военные Украины. Не случайно граждане страны фиксируют попадание на прилавки магазинов не только продовольствия из партий гуманитарной помощи, но и военного снаряжения. При этом военные формирования режима испытывают возрастающий дефицит всего необходимого. В стране разворачиваются спекуляции топливом и продовольствием; все чаще имеют место фальсификации продаваемого бензина. Все это достигнет к осени огромного масштаба, так как промайданный бизнес рассматривает ситуацию, как шанс для «последнего хапка». Капиталы выводятся из экономики, а коммерческие операции проводятся с расчетом на максимум прибыли при минимизации контроля и развитии коррупции.
Идея «последнего» и притом легко обогащения — является основной для «элиты» постмайданной Украины. Поэтому никого не волнует, что долг страны будет невозможно выплатить и даже обслуживать в случае, если она вдруг сможет уцелеть в имеющемся виде, с имеющимися «верхами». Однако мало кто в их среде верит в такую возможность. Потому на всех уровнях власти усиливается стремление к личному обогащению: бешеная скорость увеличения государственного долга Украины никого в «верхах» не беспокоит. Они лишь стремятся подчеркнуть свою лояльность Западу, так как от его политиков будет зависеть сохранность вывезенных из Украины денег.
Коллективный Запад имеет свои источники беспокойства. Руководство США задается вопросом: что мы имеем по итогу повышения ключевой ставки ФРС, которую подняли до 0,75-1%? Глобальная инфляция не останавливается; для нее это повышение не имеет никакого значения. Оно и является декоративным. Биржевые индексы США пошли вниз. Фондовый рынок проседает. Создается интересно рассогласование, которое нельзя списать на «фактор Владимира Путина», как это делается, например, с ценами на топливо в США, несмотря на факты – рост цен начался еще в 2021 году, задолго до старта Специальной военной операции на Украине. Рассогласование показывает, как могут далее развиваться события по мере медленного повышения ставки ФРС. Из-под биржи это убирает финансовую подпорку, тогда как товарные цены в мире продолжают восхождение. А катализатором этого процесса выступает санкционная война против России, дискредитировавшая коллективной Запад.
Долг постмайданной Украины достигнет в 2022 году исторического максимума. Но он не будет выплачен, так как в стране начинаются глубокие изменения, что идут вопреки намерениям Запада и его политике закабаления страны. В 2022 году эти изменения могут свершиться, несмотря на неспешный характер Специальной военной операции. Новые власти на Украине едва ли пожелают выплачивать долг созданный нынешним прозападным режимом. Это не могут не понимать правящие круги США, ЕС и Англии. Но они решают свои задачи, когда людские и материальные ресурсы Украины – лишь «сырье» в войне против России.
Долговая зависимость не погубит Украину экономически, поскольку она будет сброшена в результате освобождения страны от власти под контролем коллективного Запада. Однако то, как она формируется и для чего она формируется (с целью нанести ущерб России), как расходуются, как и почему расхищаются западные средства — говорит о чужеродности и невыгодности для народа Украины этой борьбы в интересах США, ЕС и Англии. Долг перед западниками не является помощью, а остается формой использования ресурсов Украины в целях Запада при одновременном усилении зависимости от него.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs