ГЛАВНАЯ > История без купюр

А был он лишь солдат. Как появилась Могила Неизвестного солдата

11:03 08.05.2022 • Петр Журавлев, журналист-международник

Вопрос о том, что Москва должна иметь свой памятник безымянным воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, рассматривался ещё при Никите Хрущёве. Необходимость появления такого мемориала к тому времени более чем назрела. В европейских столицах Могилы Неизвестного Солдата появились значительно раньше: к моменту открытия памятника у Кремлёвской стены аналогичные комплексы уже были в Париже, Риме, Белграде. Собственно, с их посещения и начинались зарубежные визиты всех советских лидеров.

В Москве же такого мемориала ещё не создали, и это притом, что число безымянных могил, разбросанных по местам боёв, было чрезвычайно велико, равно как и число пропавших без вести на прошедшей войне.

Ситуация изменилась после отставки Хрущёва, когда у власти оказались политики-фронтовики. Это и Леонид Брежнев, в октябре 1964-го ставший первым секретарём, и лидеры влиятельных региональных партийных организаций — глава компартии Белоруссии Пётр Машеров, лидер московской парторганизации Николай Егорычев, его ленинградский коллега Василий Толстиков и многие другие.

В этом смысле открытие Могилы Неизвестного Солдата 8 мая 1967 года следует рассматривать в общем контексте изменения государственной политики по увековечению памяти о войне, пришедшегося на середину 1960-х.

Однажды весной 1966 года в кабинете первого секретаря Московского горкома Николая Егорычева затрезвонила «вертушка». На проводе был председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин: «Приветствую, Николай. Только что в Польше был, возложил венок на Могилу Неизвестного Солдата. Слушай, а почему у нас, в Москве, такой нет? Разве у нас мало сгинувших в безвестности?»

Егорычев еле сдержал эмоции, он ведь сам не раз думал об этом. В самом деле, куда ни приедешь, везде есть, где поклониться памяти погибших, куда цветы возложить. А у нас? Только Мавзолей Ленина и есть. А как же павшие в годы Великой Отечественной войны? Им-то куда цветы нести? И чем мы хуже Парижа или Лондона? Столько людей полегло…

Егорычеву предстояло сыграть в этом важнейшем событии главную роль. Для него создание мемориала стало делом чести: активный участник обороны Москвы, потерявший немало боевых друзей на фронте, Егорычев приложил максимальные усилия к появлению Могилы Неизвестного Солдата в столице СССР. Он без промедления начал заниматься этим вопросом. Объявив конкурс, архитекторам дали соответствующее задание. Но где должен находиться мемориал? Предложения высказывались самые разные, например Новодевичье кладбище, где было похоронено к тому времени немало героев прошедшей войны. Хотя оно расположено хоть и в престижном районе, однако не в центре города, а создаваемый мемориал должен был занимать самое почётное место в Москве, чтобы люди могли прийти поклониться памяти павших, возложить цветы. Следовательно, место должно быть известное и доступное большому числу москвичей и гостей столицы.

На Красной площади всё уже было занято — Мавзолеем и некрополем у Кремлёвской стены, и тогда взоры инициаторов возведения монумента и архитекторов обратились к Александровскому саду, использовавшемуся для прогулок и отдыха (старые москвичи называли его «садиком»). Во-первых, это был один из немногих оазисов в сердце Москвы — уютный, камерный уголок, располагавший к раздумью, к воспоминаниям, связанным с прошедшими печальными событиями в жизни и всей страны, и каждого отдельного человека. Во-вторых, место символичное. Александровский сад разбили вскоре после победы над Наполеоном, аккурат рядом с Манежем, выстроенным к пятилетию Отечественной войны 1812 года. На решётке и воротах сада — атрибутика той эпохи. Получалась своеобразная перекличка двух отечественных войн.

Теперь следовало приступить к важнейшему этапу — поиску останков неизвестного солдата. Приближался 25-летний юбилей разгрома немецких войск под Москвой, поэтому логичным было искать останки в тех местах, где проходили ожесточённые бои за столицу. При строительстве Зеленограда неподалёку от легендарной деревни Крюково была найдена братская могила. Но среди многих останков требовалось выбрать те, которые точно принадлежали бы советскому солдату, причём не дезертиру. Таковые были обнаружены: хорошо сохранившаяся военная форма и, главное, ремень, что указывало на то, что это останки не бежавшего с поля боя дезертира, расстрелянного на месте (в подобных случаях отбирали ремни). Документов при солдате не нашли. Это был неизвестный советский солдат.

2 декабря 1966 года в 14 часов 30 минут останки солдата поместили в гроб, у которого был выставлен сменявшийся каждые два часа воинский караул. 3 декабря в 11:45 гроб установили на орудийный лафет, после чего процессия направилась в Москву.В последний путь Неизвестного солдата провожали тысячи москвичей, выстроившихся вдоль улиц, по которым двигалась процессия.

На Манежной площади состоялся траурный митинг, после чего партийные деятели и маршал маршал СССР Константин Рокоссовский на руках отнесли гроб к месту погребения.  Под артиллерийские залпы Неизвестный солдат обрел покой в Александровском саду. «Эта Могила Неизвестного Солдата у стен Московского Кремля станет памятником вечной славы героям, погибшим на поле боя за родную советскую землю. Здесь отныне покоится прах одного из тех, кто грудью своей заслонил Москву. Мы не знаем имени этого солдата, мы знаем, что он был верным сыном своей Родины», - говорил в 1966 году Рокоссовский. Неизвестный солдат мог быть бойцом его, 16-й, армии, участвовавшей в битве за столицу. И сыном, братом, отцом для множества семей, потерявших близких в той войне. На церемонии собралась огромная толпа. Мало кто мог сдержать слезы. И эту поистине всенародную скорбь следовало выразить на надгробии.

«Дед собрал у себя в кабинете, как сейчас говорят, креативщиков. Это был Константин Симонов, Сергей Михалков, Сергей Наровчатов, и они несколько часов думали над тем, какую надпись разместить на памятнике. И Сергей Михалков предложил такой текст: "Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен". Они утвердили это. И бумага эта осталась у деда. И он рассказывал, что чувствовал, что что-то не так. И он подумал, что лучше: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен". Ну, более лично, что ли», - вспоминал Николай Егорычев, внук первого секретаря Московского горкома КПСС.

Уже 11 января 1967 года начались строительные работы по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина, Владимира Климова и Юрия Рабаева. Их проект вышел очень достойным и человечным, соответствующим смыслу мемориала. Его цветовая гамма вторила общему цветовому решению Мавзолея Ленина. Возводился монумент силами управления № 38 Московского треста по строительству набережных и мостов, и среди строителей было немало участников войны. Сложные погодные условия не отразились на сроках выполнения работ.

В день открытия мемориала в Москву на бронетранспортере был доставлен огонь, зажженный в Ленинграде от мемориала на Марсовом поле. 8 мая 1967 года процессию с Вечным огнём встречали на Манежной площади. Факел взял в руки Герой Советского Союза лётчик Алексей Маресьев, который должен был передать его Брежневу. Честь зажечь Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены предоставили именно генеральному секретарю ЦК КПСС. Обстановка была приподнятая. Когда Леонид Ильич приблизился с горящим факелом к звезде на могиле, то раздался небольшой хлопок — то ли рабочие слишком сильно открыли газовый вентиль, то ли генсек промедлил и газ успел выйти в чуть большем объёме, чем нужно. «Что-то Леонид Ильич недопонял, и, когда пошёл газ, он не успел сразу поднести факел. В результате произошло что-то типа взрыва. Раздался хлопок. Брежнев испугался, отшатнулся, чуть не упал», — вспоминал позже Егорычев. Без внимания москвичей этот инцидент не остался, но из официальной хроники сей фрагмент вырезали. Так накануне Дня Победы в 1967 году в Александровском саду в Москве был торжественно зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата.

12 декабря 1997 года указом президента России у могилы Неизвестного солдата был установлен пост почетного караула номер 1. Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата гасили лишь раз, в 2009 году, когда проводилась реконструкция мемориала. В это время Вечный огонь был перенесен на Поклонную гору, к Музею Великой Отечественной войны. 23 февраля 2010 года после окончания реконструкции Вечный огонь вернулся на свое законное место

 

По материала портала Историк.РФ,  издания «Аргументы и Факты», ТРК «Звезда»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати