ГЛАВНАЯ > История без купюр

Украинские нацисты на службе у Третьего рейха

15:04 24.03.2022 • Петр Журавлев, журналист-международник

После завершения Великой Отечественной войны советские органы госбезопасности провели допросы сотрудников немецкой разведки и захватили большое количество документов, то имели полные данные о том, чем занимались проживающие на территории Третьего рейха оуновцы – мельниковцы и бандеровцы (ОУН-УПА, запрещена в России). В частности, показания о деятельности оуновцев и их связях с Рейхом дали сотрудник немецкой военной разведки Зигфрид Мюллер и полковник Эрвин Штольце. Так, Штольце до 1936 года служил в абвере и специализировался на организации разведки стана вероятного противника Восточной и Юго-Восточной Европы. С 1937 года Штольце отвечал за обеспечение и проведение диверсионных операцией за рубежом.

После успешного завершения войны с Польшей Рейх усиленно готовился к войне с Советским Союзом, поэтому германские спецслужбы принимали меры по активизации подрывной деятельности, формирования «пятой колонны» в СССР. Украинские нацисты готовились в войне с СССР на стороне Германии: проходили интенсивную военную подготовку с упором на разведывательно-диверсионную деятельность. Для националистической молодежи создали многочисленные школы начальной военной подготовки. Наиболее способные проходили специальное обучение для службы безопасности ОУН. Понятно, что украинские националисты не могли бы этого делать, если бы не имели разрешения Берлина. Украинские нацисты активно сотрудничали с абвером (военная разведка) и гестапо (тайная политическая полиция). Гестапо в 1940 году создало «Управление по украинским делам» в Берлине во главе с Мельником для консолидации украинского националистического движения и его контроля.

Оуновцы снабжали немецкие спецслужбы разведданными о СССР. В свою очередь, немцы готовили в спецшколах полицейские кадры для будущего оккупационного аппарата, разведчиков и диверсантов. Абвер финансировал ОУН, оказывал помощь в заброске диверсантов на территорию СССР. В феврале 1941 года шеф абвера адмирал Канарис дал разрешение на формирование Дружин украинских националистов (ДУН). В их состав входили: группа «Север» (командир Р. Шухевич) и «Юг» (Р. Ярый). В документах абвера эти группы именовались «Специальное подразделение «Нахтигаль» (нем. «Nachtigal» − «Соловей») и «Организация «Роланд» (нем. «Roland») и входили в состав специального полка «Бранденбург-800».

Мельник и Бандера получили указание сразу же после нападения Рейха на СССР организовать восстание с целью подрыва тыла Красной Армии и для того, чтобы убедить международное общественное мнение в распаде Советского Союза. Перед самым началом войны (в июне 1941 года) немецкая военная разведка поставила перед ОУН следующие задачи: уничтожать в тылу важные объекты; нагнетать нестабильность, начать восстание; сформировать «пятую колонну» в тылу противника. Перед нападением на СССР немцы пытались примирить мельниковцев и бандеровцев, чтобы усилить потенциал ОУН как единой организации. Бандера и Мельник на виду соглашались с необходимостью примирения, но ничего для этого не сделали. ОУН окончательно распалась. Тогда немцы сделали основную ставку на Мельника. Однако после нападения Германии на СССР Бандера активизировал националистическое подполье на территории оккупированной немцами и привлёк на свою сторону наиболее активную часть оуновцев, по сути, вытеснив Мельника из руководства.

С началом войны оуновцы развернули активную диверсионную деятельность в тылу Красной Армии. Бандгруппы ОУН нарушали коммуникации, линии связи, препятствовали эвакуации людей и материальных ценностей, убивали советских и партийных работников, командиров и бойцов РККА, представителей правоохранительных органов, людей, которые активно сотрудничали с «большевиками», атаковали пограничников, мелкие подразделения советских войск, осуществляли нападения на тюрьмы с целью освобождения своих соратников и т. д. Вслед за наступающими немецкими войсками двигалось несколько бандеровских групп, которые помогали оккупантам формировать органы местной власти и полицию.

30 июня 1941 года во Львове было провозглашено создание «Украинского государства» во главе с Бандерой, которое должна было вместе с «Великой Германией» установить новый порядок в мире. Правительство «государства» возглавил Стецько. Оуновцы стали формировать органы управления и полицию, которые активно сотрудничали с немецкими оккупационными силами. Однако успехи вермахта, быстро продвигавшегося на восток, стали поводом для отказа от «украинского государства». Берлин не собирался создавать «самостийную» Украину, она подлежала оккупации и должна была стать частью Германской империи. А украинских националистов просто использовали в своих целях. В сентябре 1941 года Бандера и Стецько были помещены в берлинскую тюрьму, в 1942 году их перевели в спец барак «Целленбау» концлагеря Заксенхаузен, где уже пребывали различные политики. Бандеровская организация официально стала нелегальной, хотя немцы и не проводили на Украине масштабных операций против неё. Мельниковцы оставались на легальном положении до начала 1942 года. При этом и бандеровцы, и мельниковцы по-прежнему использовались для формирования полиции и вспомогательных карательных батальонов, для борьбы с советскими партизанами и разведывательно-диверсионными группами.

К примеру, на территории Белоруссии из военнопленных красноармейцев формировались украинские полицейские батальоны. В июле 1941 года в Белостоке началось формирование 1-го украинского батальона, в который завербовали около 480 добровольцев. В августе батальон перевели в Минск, где его численность увеличилась до 910 человек. В сентябре началось формирование 2-го батальона. Позднее они стали 41-м и 42-м батальонами вспомогательной полиции и к концу 1941 года насчитывали 1086 солдат. Полицейские формирования из националистов были созданы во Львове, здесь они участвовали в геноциде против еврейского населения.

Из числа украинских националистов и предателей были созданы батальоны украинской охранной полиции (шуцманшафт-батальоны или «шума») под номерами 109-й, 114-й, 115-й, 116-й, 117-й и 118-й. Их главной задачей была борьба с партизанами. До конца 1943 года на территории рейхскомиссариата «Украина» и тыловых районах действующей армии было сформировано 45 украинских батальонов вспомогательной полиции. Кроме того, на территории рейхскомиссариата «Остланд» и тыловом оперативной районе группы армий «Центр» немцы сформировали 10 украинских батальонов. Ещё три батальона действовали в Белоруссии. Также 8 батальонов «шума» были организованы в 1942-1944 гг. на территории польского Генерал-губернаторства. Общая численность украинских полицейских батальонов составляла около 35 тыс. человек.

Действия этих вспомогательных частей, которые несли охрану на оккупированных территориях и использовались в карательных операциях против партизан (в основном в Белоруссии), были связаны с многочисленными военными преступлениями в отношении мирного населения. В частности, каратели громили и сжигали целые населенные пункты, уничтожали мирное население, чаще всего это были старики, женщины и дети (дееспособные мужчины были в армии или партизанских отрядах). Также украинские батальоны участвовали в охране еврейских гетто и крупных концлагерей. Украинские полицаи были активными участниками геноцида евреев.

Историк С.И. Дробязко в своей книге «Под знаменами врага. Антисоветскиеформирования в составе германских вооруженных сил» пишет, что в 1941 году на территории Белоруссии из военнопленных красноармейцев уже формировались первые украинские полицейские батальоны. «Большинство украинских батальонов вспомогательной полиции несли охранную службу на территории рейхскомиссариатов, другие использовались в антипартизанских операциях - главным образом в Белоруссии, куда в дополнение к уже созданным здесь батальонам с Украины был направлен целый ряд частей, включая 101, 102, 109, 115, 118, 136, 137-й и 201-й батальоны. Их действия, как и действия других подобных частей, задействованных в карательных акциях, были связаны с многочисленными военными преступлениями в отношении гражданского населения. Наиболее известным из которых, стало участие роты 118-го в уничтожении деревни Хатынь 22 марта 1943 г., когда погибло 149 мирных жителей, половину из которых составляли дети», - пишет он.

А теперь – слово самим бандеровцам. Вот что было опубликовано в 1991 году в №8 издания «Визвольний шлях», который вышел в Лондоне: «В Белоруссии 201-й украинский батальон не был сконцентрирован в одном месте. Его солдаты четами и сотнями были разбросаны по разным опорным пунктам…. После приезда в Белоруссию курень получил задание – охранять мосты на реках Березина и Западная Двина. Отделам, расквартированным в населённых пунктах, вменялось в обязанность охранять немецкую администрацию. Кроме того, они должны были постоянно прочёсывать лесные массивы, выявлять и уничтожать партизанские базы и лагеря», - пишет бандеровец М. Кальба в этом издании.

«Каждая сотня охраняла отведённый ей квадрат. З-я сотня поручика Сидора были на юге зоны ответственности украинского батальона, 1-я сотня РОМАНА ШУХЕВИЧА – в центре… Преследуя партизан на плохо знакомой территории, солдаты попадали во вражескую засаду и подрывались на минах... Батальон девять месяцев пробыл на «партизанском фронте» и получил в этой борьбе бесценный боевой опыт. По приблизительным данным, легионеры уничтожили более двух тысяч советских партизан», - отмечает он.

Наконец, в 1943-1944 гг. отряды УПА на Волыни и в Галиции истребили свыше 100 тысяч поляков. В польском издании «Na Rubieїy» (Nr 35, 1999 r.), издаваемом фондом «Волынь», приводится описание 135 способов пыток и зверств, которые вояки УПА применяли к польскому мирному населению, в том числе детям. По морально этическим соображениям мы не будем их здесь приводить.

Кроме батальонов вспомогательной полиции, для охранной службы на местах была создана т. н. Украинская народная самооборона. Её общая численность к середине 1942 года достигла около 180 тыс. человек, но вооружена самооборона была крайне плохо (только половина бойцов имела винтовки). Также существовали отряды охраны промышленных предприятий, команды охраны концлагерей и т. д.

Помимо вышеупомянутых частей существовало множество самых разных формирований, созданных для борьбы с партизанским движением. С первых же дней своего существования все они находились под пристальным вниманием советской разведки. В своей «Докладной записке о деятельности украинских националистов на оккупированной территории Украины» начальник Украинского штаба партизанского движения, майор госбезопасности Т. Строкач сообщал в ЦК КПБ(У):

  • «Украинская полиция комплектуется из добровольцев, кулаков, осужденных при Советской власти за различные преступления, вообще людей антисоветски настроенных.
  • Полицейскую форму не имеют, а носят отличительную нарукавную повязку желто-голубого цвета с определенным номером, соответствующим номеру удостоверения. Вооружены винтовками русского образца.
  • Каждому полицейскому местный комендант выдает удостоверение, подтверждающее его службу в полиции и разрешающее в любое время суток находится на улице с винтовкой. Характерно, что удостоверение действительно лишь один месяц и должно продлеваться ежемесячно.
  • В сельских местностях полиция находится на содержании «общественных хозяйств» (бывшие колхозы), а в городах на бюджетах городских управ. Для подготовки квалифицированных кадров полиции в ряде городов организованы школы полицейских. В начале германские фашисты подбирали в полицию только молодежь. В настоящее время принимаются лица 50-летнего возраста. Для расправы с советскими патриотами, ведущими активную борьбу с оккупантами и изменниками Родины, германское военное командование в оккупированных областях Украины формирует карательные отряды из националистических элементов, украинцев, дезертировавших из рядов Красной Армии и из военнопленных. Эти отряды вооружены русскими винтовками, обмундированы в красноармейские шинели без петлиц и имеют отличительный знак на правом рукаве в виде треугольника желто-голубого цвета. Отряды ведут борьбу с партизанами, несут патрульную службу на основных дорогах. В прифронтовых районах такие отряды используются для ведения военной разведки, вылавливания и расстрела разведчиков Красной Армии».

 По материалам сайтов Topwar.ru, politforums.net, textarchive.ru, журнала «Международная жизнь»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати