Судя по заявлениям переговорщиков со стороны России, переговоры об урегулировании с Киевом выходят на точки соприкосновения. К сожалению, для этого понадобилось 8 лет тяжелейших переговоров по Минскому процессу и в итоге даже вынужденная спецоперация.
Позиция Россия и требования о гарантиях безопасности к Украине, следующие: нейтральный статус, демилитаризация, денацификация. Две последние позиции посредством спецоперации претворяются в жизнь уже сейчас, вопрос нейтрального статуса – как следствие спецоперации и базовое требование к роли Украины на международной арене.
Нейтральный статус – вопрос, в решении которого могут участвовать не только Россия и Украина, он касается международного сообщества, тех, кто готов дать гарантии нейтрального статуса Киева, кто проявляет к этому интерес, например – Франция и Турция. Украина заинтересована втянуть в систему гарантий «своих» игроков – США и Великобританию. Так, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Алексей Данилов заявил, что Киеву нужно заключить новый «оборонный союз», в котором обязательно должна быть страна с ядерным оружием, и добавил, что сегодня такой страной является Британия.[i] Одним словом – Киев так или иначе тянет к ядерному оружию. 16 марта советник главы офиса украинского президента Михаил Подоляк заявил, что Киев рассчитывает создать союз из пяти-семи стран, которые будут юридически обязаны гарантировать безопасность Украины: «…будет Украина и будут страны гаранты, пять-семь, или больше, или меньше, но это будут активные страны, которые будут юридически обязаны активно вмешиваться в конфликт", - сказал он, отметив, что Украина хотела бы, чтобы страны-гаранты помогали Киеву оружием и в других форматах. Подоляк добавил при этом, что Киев хочет получить конкретные гарантии безопасности, а не "какие-то ПДЧ [План действий по членству в НАТО]».[ii] Подоляк также заявил, что, в случае конфликта на Украине, гаранты должны будут принимать активное участие в боевых действиях на ее стороне и обеспечивать оперативные поставки необходимого вооружения.[iii]
Странный ход мыслей и понимания нейтрального статуса – гарантии должны обеспечивать какие-то страны, которые при этом будут «помогать оружием» Украине, гарантируя при этом нейтралитет Украины. Чем такой «нейтральный статус» Киева будет отличаться от нынешнего статуса – сейчас Украине «помогают оружием» и в нейтральном статусе тоже будут помогать?.. Киев пытается играть так, как играл в Минские соглашения. Но теперь так не получится. Как сформулированы условия нейтралитета Украины в документах, переданных Москвой Киеву, мы пока не знаем. Что может быть гарантией нейтралитета Украины для России? Могу предположить, что - отсутствие угроз, исходящих от Киева в отношении России, невступление в НАТО, а это значит изъятие из украинской конституции статьи, где целью Украины обозначено вступление в НАТО.
Стоит отметить, что Россия рассматривает соглашение об урегулировании с Украиной как часть правой системы международных отношений. Как заявил директор департамента международных организаций МИД России Петр Ильичев, Москва не исключает, что потенциальное соглашение об урегулировании с Киевом могут заключить путем утверждения резолюции в Совбезе ООН.[iv] При этом, сначала должны быть достигнуты договоренности между Москвой и Киевом. При этом у России должны возникать серьезные сомнения по поводу гарантий выполнения такого соглашения. Причина тому – печальная история Минских соглашений, одобрение которых в резолюции Совбеза никак не сказалось на их выполнении украинской стороной. По этой причине Россия будет тестировать нынешнее состояние и состоятельность Совбеза ООН. Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя на заседании Совета Безопасности ООН по Украине 15 марта сообщил, что Россия вскоре предложит свой проект гуманитарной резолюции Совета Безопасности ООН по Украине: «Мы вскоре представим его в чистовике и посмотрим, может или не может Совбез исполнить свою миссию».[v] Проект резолюции содержит призыв к прекращению огня, достигнутому на основе переговоров, также там пойдет речь об эвакуации мирных жителей, соблюдении международного гуманитарного права, осуждении нападений на гражданских лиц и гражданскую инфраструктуру, безопасном и беспрепятственном проходе людей и гуманитарном доступе. Также проект содержит призыв к сторонам не использовать гражданские объекты в военных целях, воздерживаться от преднамеренного размещения военных объектов и техники вблизи таких зданий или посреди густонаселенных районов.
Смею предположить, что самой надежной гарантией нейтралитета Украины станет наличие на ее территории нескольких российских военных баз.
Демилитаризация. В политико-правовом аспектедемилитаризацияозначает то, о чем говорилось выше – нейтральный статус Украины, отказ от вступления в НАТО, обещание не размещать на своей территории иностранные военные базы и вооружения в обмен на гарантии безопасности. Как отмечалось выше, такие гарантии в Киеве ждут от западных стран, и они должны означать готовность гарантов с оружием в руках прийти на помощь Украине или помогать Киеву оружием.
Глава российской делегации на переговорах с Киевом Владимир Мединский заявил, что украинская сторона предлагает статус страны, демилитаризованной по образцу Швеции или Австрии, что подразумевает отказ Украины от вступления в военные альянсы, при этом страна будет иметь в своем распоряжении полноценные армию и флот.[vi] Здесь пока мало конкретики, но можно предположить, что сохранение украинской армии и флота будет означать запрет на наступательные вооружения, сокращение вооруженных сил. Большим при этом вопросом остается то, как будет выглядеть в этих условиях военно-техническое сотрудничество Украины с другими странами, учитывая стремление Киева к «натовским стандартам», учитывая геополитические интересы Запада, а также, например, интересы Турции – в рамках региональной геополитики и ВТС. В этой части – очень много вопросов без реалистичных ответов.
Денацификация Украине необходима. Это доказывает ход спецоперации, методы ведения борьбы национальными батальонами и ВСУ, в чем они превзошли даже ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) избрав предельно циничную и, по их мнению, эффективную тактику – прикрываться гражданским населением, гражданскими объектами, преследуя при этом цели самосохранения и демонстрации «разрушения русскими гражданской инфраструктуры». Кроме того, как и 8 лет до этого – продолжаются обстрелы городов республик Донбасса, а 14 марта на центральную улицу Донецка упала ракета «Точка-У», начиненная запрещенным кассетным боеприпасом, унеся жизни более 20 человек, и ранив более 30.
Это направление внутренней политики доказывало много лет состояние общества, показательным в этом смысле являются попытки расчеловечивания представителей Русского мира. Начиная с 2014 года, когда появился термин «ватники», превратившийся в уничижительное с их точки зрение обезличенное и предельно обобщенного понятие «вата». Теперь мы можем наблюдать истерики медийных персонажей, через слово посылающих проклятия и самым приличным словом в отношении россиян у которых является «мрази», которые радуются потерям среди российских военных, которые просто не обращают внимания, не видят и не видели 8 лет гибель жителей Донбасса. Потому что они для них не люди, «вата», символ уязвленной в 2014 году государственности. Одни из самых убедительных доказательств необходимости денацификации общества представил украинский журналист Фахрудин Шарамфал в эфире телеканала «24» заявил, что «раз украинцев называют нацистами, то надо и вести себя как нацисты, по заветам соратника Гитлера – Эйхмана, который сказал, что, если хотите уничтожить нацию, надо уничтожать детей». Этот журналист заявил, что сам при первой возможности будет это делать, чтобы русской нации не было. На следующий день этот же журналист в эфире того же канала извинился за свои слова, так как он был «в состоянии аффекта по причине гибели друга». Однако слова были сказаны, продуманы, записаны на суфлер – что видно по записи этой «людоедской речи». Повторюсь – спич этого словесного «героя-мстителя» одно из самых ярких доказательств необходимости денацификации.
Денацификация должна коснуться и сферы образования, где переписывают историю, а также героизации нацистских преступников, нацисткой символики и обрядов. Владимир Путин заявил, что оккупации не будет, но денацификация будет, а это процесс многоплановый, как показывает прошлый опыт борьбы советских спецслужб против украинского националистического подполья. При этом, напомню, борьба эта велась не только на территории Украины, но и Польши, Германии и др. стран. Сейчас очевидно, что убежище украинским националистам с удовольствием и с чувством выполненного долга предоставит и упомянутая Польша и страны Прибалтики, постараются пригреть таковых у себя Великобритания и США.
Вернемся к требованиям России на переговорах, о которых из официальных источников пока известно немного. Так, украинские СМИ еще 1 марта сообщили, что требования России таковы:
«1. Внеблоковый статус Украины, закрепленный на уровне парламента с проведением референдума.
2. Признание Украиной "ЛДНР" в административных рамках Донецкой и Луганской областей.
3. Денацификация;
4. Крым, возвращение которого требует Украина, вынести в будущем соглашении за скобки».[vii] Но это, можно предположить, тот вариант, который хотелось бы Киеву.
Спекуляций на эту тему сейчас много. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о публикации в газете Financial Times (FT) о ходе переговорного процесса между Москвой и Киевом, заявил, что она собрана по частям из уже звучавших заявлений и, несмотря на наличие отдельных верных позиций, в целом также не верна. При этом украинские СМИ, ссылаясь на источник в политических кругах говорит о следующем варианте, отражающем, видимо, киевские «хотелки»: «Украина получает кандидатство в ЕС, заявляет о внеблоковом статусе, в течение нескольких дней голосует соответствующие изменения к Конституции в первом чтении, и дает гарантии России о полном принятии нейтрального статуса через западных партнеров. В свою очередь Россия выводит войска отовсюду, кроме территорий "ЛДНР" и уже занятых с начала боевых действий на Донбассе городов (другой вариант - в границах Донецкой и Луганской областей), вода в Крымском канале подается, также Россия получает гарантии соблюдения прав русскоязычного населения (что будет подано как "денацификацию")». То есть, Киев хочет некий лайт-вариант, и продолжает основным треком видеть не переговоры с Россией, а вступление в ЕС и гарантии Запада.
Однако, думается, любые лайт-варианты для себя Украина уже упустила - за 8 лет Минского процесса. Подписание соглашения об урегулировании с Украиной – это неизбежный слом достаточно долго культивировавшихся установок, слом националистической идеологии, когда в стране привыкли ежедневным «перемогам» над Россией в телевизоре и в интернете, когда привыкли ждать, что украинские танки пройдут по Красной площади, когда глубокомысленно рассуждали о том, что что Донбасс и Крым такими, какие они стали уже не вернуть, и в своих стратегиях возвращения этих потерянных территорий говорили о люстрации и насильственной миграции. Денацификация – уничтожение идеологии, которая порождала такие установки – поможет очистить сознание от националистического милитаризма.
Про гарантии безопасности для России – теперь, на примере Украины, Западу станет понятно, что Россия имеет в виду. Это же касается политики в сфере технологий, экономики в целом, а также касается основ и принципов развития общества, которые мы будем определять сами.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs