ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Пресс-конференция глав МИД России и Ирана

17:24 15.03.2022 •

Уважаемые дамы и господа,

Провели переговоры с моим коллегой, Министром иностранных дел Исламской Республики Иран Х.Амир Абдоллахианом. Переговоры прошли в традиционно дружественной атмосфере. Они были откровенными, конкретными и полезными.

Обсудили пути дальнейшего расширения нашего широкого, многопланового двустороннего сотрудничества в соответствии с договоренностями, достигнутыми Президентами В.В.Путиным и С.Э.Раиси в ходе визита иранского лидера в Москву 19-20 января с.г. Продолжается проработка проекта нового «большого» межгосударственного договора, с инициативой которого выступила иранская сторона. Выразили обоюдную заинтересованность в скорейшем подписании этого базового документа. В нем будут отражены актуальное состояние и перспектива всего комплекса российско-иранских отношений. Подтверждены принципы взаимодействия на международной арене.

Большое внимание уделили торгово-экономическому сотрудничеству, констатировали устойчивый рост товарооборота, несмотря на сохраняющиеся нелегитимные санкции, пандемию коронавируса. В 2021 г. он вырос почти на 82 проц., превысив отметку 4 млрд долл. Договорились не останавливаться на достигнутом, наращивать деловые связи, в том числе способствовать повышению их качества, включая межрегиональный уровень. Подтвердили, что никакие нелегитимные санкции не помешают нашему поступательному движению вперёд.

Конструктивно рассмотрели актуальные международные проблемы. У нас единая позиция в том, что касается продвижения западными партнёрами во главе с США концепции «порядка, основанного на правилах», которым пытаются подменить международное право. Он является воплощением несправедливости и двойных стандартов, равно как и упомянутые мной нелегитимные односторонние рестрикции, направленные против рядовых граждан.

Твёрдо высказались в пользу демократизации международной жизни на основе неукоснительного соблюдения всеми Устава ООН, содержащихся в нём принципов и за укрепление центральной роли ООН в мировых делах. Решили продолжать развивать эффективное сотрудничество в рамках ООН, где наши позиции традиционно совпадают или весьма близки.

Приветствуем решение, принятое на 21-м саммите Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе в сентябре 2021 г., о начале процедуры приема Ирана в качестве полноправного члена ШОС. Тегеран играет важную роль в Евразии и уже давно плотно взаимодействует с Организацией. Придаём этому взаимодействию новое полноценное качество.

Содействуем запущенному в ноябре 2021 г. переговорному процессу по заключению полноформатного соглашения о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС. Убеждены, что либерализация таможенных тарифов положительно скажется и на динамике российско-иранских торгово-экономических связей.

Предметно обсудили текущую ситуацию вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Выступаем за скорейшее возобновление полноценного осуществления договоренности, подкрепленной резолюцией СБ ООН 2231, на основе изначально заложенного в ней баланса интересов. Ждём возвращения США в правовое поле «ядерной сделки» и отмены незаконных санкций, которые США ввели и больно бьют не только по Ирану и его народу, но целому ряду других стран.

Обменялись мнениями по военно-политической и гуманитарной обстановке в Сирии. Выразили обоюдный настрой на дальнейшую тесную координацию в целях достижения долгосрочного мира и улучшения гуманитарной ситуации в этой стране. Условились продолжать активно взаимодействовать в этих целях в рамках доказавшего свою эффективность Астанинского формата с участием наших турецких коллег.

«Сверили часы» по другим важным региональным сюжетам, включая положение дел на Каспии, в Закавказье, Афганистане и Йемене.

Затронули ситуацию на Украине и вокруг нее. Поблагодарили иранских коллег за объективную, взвешенную позицию, за понимание российских озабоченностей в сфере безопасности, возникших в результате дестабилизирующих действий США и их союзников по НАТО. Со своей стороны вновь подчеркнули, что цель наших действий – защита жителей Донбасса от военной угрозы со стороны киевского режима, демилитаризация и денацификация Украины в полном соответствии с теми ценностями, заложенными в Уставе ООН и в рамках документов ОБСЕ, принимавшихся на высшем уровне.

Считаю состоявшиеся переговоры полезными. Договорились оставаться в контакте по всем обсуждавшимся вопросам.

Г-н Министр любезно пригласил меня с ответным визитом в Тегеран. Приглашение принято. Сроки согласуем в ближайшее время.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить иранских друзей и в их лице всех, кто отмечает весенний праздник Навруз, с приближением этого светлого события.

Вопрос (перевод с фарси): Говорят, что на переговорах в Вене Россия выдвинула требования по поводу письменных гарантий от США, чтобы санкции против Москвы не оказали влияние на развитие отношений с Тегераном. Это может привести к тому, что договоренности не будут достигнуты? Или к этому приведут нелогичные требования американцев?

С.В.Лавров: Получили письменные гарантии. Они включены в текст самой договоренности о возобновлении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Обеспечена защита всех предусмотренных СВПД проектов и направлений деятельности, включая непосредственное подключение наших компаний и специалистов, в том числе к сотрудничеству по такому флагманскому проекту взаимодействия, как атомная электростанция «Бушер», и в контексте всех имеющихся на этот счет планов. Американцы ежедневно пытаются нас обвинить, что мы тормозим эту договоренность. Это – ложь. Договоренность окончательно не одобрена в некоторых столицах. Москва не в их числе.

Вопрос (перевод с фарси, адресован Х.Амир Абдоллахиану): Вчера Вы говорили по телефону с Министром иностранных дел Украины Д.И.Кулебой. Через Вас он хотел передать послание для Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Как Вы это прокомментируете?

С.В.Лавров (добавляет после Х.Амир Абдоллахиана): Х.Амир Абдоллахиан в ходе переговоров проинформировал о состоявшемся телефонном разговоре с Министром иностранных дел Украины. Передал пожелания Д.И.Кулебы о том, что надо скорее «остановить войну». Ровно этим и занимаемся – останавливаем войну, которую киевский режим на протяжении последних минимум восьми лет вел против населения Донбасса. Она должна прекратиться. Особенно теперь, когда в очередной раз видим подтверждение истинного лица киевских радикалов. Вчера из системы «Точка-У» с кассетным боеприпасом они атаковали центр Донецка, убив 20 и ранив еще большее количество мирных граждан. Все эти факты усиленно замалчиваются на Западе, который продолжает нагнетать истерию, распространяя откровенные фейки.

Передали иранским друзьям материалы (раздаем их всем нашим собеседникам). На основе конкретных фактов они показывают то, что из себя представляет нынешняя украинская власть, какие позиции излагают официальные лица Украины (начиная с президента), как они относятся к обязательствам, которые на них налагает Устав Организации Объединенных Наций, решения ООН, ОБСЕ и Минские договоренности. Они подписали Комплекс мер и разрушили его при попустительстве (а то и при поощрении) наших западных коллег.

Продолжаются переговоры: по обеспечению нейтрального военного статуса Украины в контексте гарантий безопасности для всех участников этого процесса; демилитаризации Украины, чтобы с её территории никогда не исходило никаких угроз Российской Федерации; прекращению политики нацификации страны, закрепленной в целом ряде законодательных актов, в том числе необходимость отмены всех дискриминационных ограничений, наложенных на русский язык, образование, культуру и СМИ.

Вопрос: Россия неоднократно заявляла о безальтернативности СВПД. Появилась информация, что США могут предложить новое соглашение без участия России. В таком случае существуют ли какие-то встречные инициативы Москвы?

С.В.Лавров: Это очередные попытки «переложить всё с больной головы на здоровую». С нашей стороны никаких запредельных требований не было и нет. Все наши права в рамках взаимодействия с Ираном по проектам, предусмотренным СВПД, надежно защищены. Если американцы пока не достигли окончательного решения поддержать договоренность о возобновлении СВПД, наверное, им хочется эту вину переложить на кого-то еще. Х.Амир Абдоллахиан сказал, что пока дело упирается в непомерные требования США.

Вопрос: «Ядерная сделка» может разморозить экспорт иранской нефти. Это отразится каким-то образом на экспорте российской нефти? Существуют ли механизмы нивелирования подобных последствий для отношений Москвы и Тегерана?

С.В.Лавров: «Ядерная сделка» не может разблокировать экспорт иранской нефти, а точно его разблокирует. Это принципиальная часть договоренности, которую мы активно поддерживали.

Что касается влияния предстоящего выхода иранской нефти на мировой рынок, то его ощутит все сообщество стран-экспортеров и стран-импортеров. Существуют механизмы, чтобы не допускать волатильных неожиданностей. Прежде всего, это организация ОПЕК+, в которой участвует Иран. В ситуациях, сопряженных с появлением новых объемов углеводородов на мировом рынке, она вырабатывает договоренность о том, как оптимально распределять квоты. Уверен, что предстоит конструктивная работа, как только все вопросы, связанные с выходом иранской нефти на рынок, будут урегулированы.

Вопрос: Россия в Совете Безопасности ООН, приведя масштабные доказательства, подняла вопрос о биолабораториях на Украине. Есть ли к этому интерес со стороны международного сообщества? Готовы ли они говорить об этом? Будет ли Москва возвращаться к этой повестке?

С.В.Лавров: Не назвал бы реакцию мирового сообщества «интересом». Это скорее реакция, которая ближе к негативному изумлению и настороженности. Вскрытые факты показывают колоссальные масштабы нелегитимной деятельности США по распространению своих военных биологических лабораторий по всему миру. Их сотни, в том числе почти 30 на одной Украине. Многие созданы в ряде других стран бывшего СССР ровно по периметру границ России, Китая и других расположенных здесь стран.

Будем требовать рассмотрения этой проблемы в контексте обязательств всех стран, участвующих в Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического и токсинного оружия и об их уничтожении. С удвоенной энергией будем добиваться, чтобы американцы прекратили блокировать наше предложение, внесенное еще 20 лет назад, о необходимости создать при этой Конвенции специальный механизм верификации любых тревожных сообщений о том, что где-то появляются препараты, из которых можно сделать биологическое оружие. Они не хотят такого механизма, т.к. он будет обеспечивать транспарентность любой деятельности, связанной с биологией. Как раз транспарентность американцы видеть не желают. Им сподручнее всё делать под своим контролем, чем они до сих пор и занимались.

Убежден, что мировое сообщество убедилось (и еще убедится) о недопустимости подобной деятельности, чреватой смертельными угрозами для огромного количества мирных граждан.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати