ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Графический юмор в Испании: история и метаморфозы

10:54 31.12.2021 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

На снимке: рисунок из испанского журнала «ElJueves» и ряд других карикатур местных мастеров.

Как утверждают авторитетные эксперты, именно в Испании больше всего обожают юмор и сатиру. Основным источником тамошнего сарказма считается пренебрежение к опасности. Недаром в большинстве городов королевства до сих пор сохраняется далеко не бескровная и смертельно опасная как для тореро, так и быков, коррида, а в июльский праздник в Памплоне столетиями не прекращается предельно рискованный для его участников массовый бег с быками по улицам города, что всегда было и остается одним из сюжетов безжалостных карикатуристов.

Испанцы, конечно, ценят и самоиронию, но больше у других народов, чем у себя. Карикатура, графический юмор в разных формах существует в стране уже несколько сот лет, еще с тех пор, когда ещё так не называлась, а была просто графикой с ироничным или сатирическим подтекстом.

…История графического юмора в Испании, как и в некоторых других странах, довольно долгая и туманная.

Конечно, сначала, как сказано в Библии, было слово. Потом древний человек начал воплощать его в изображениях на стене пещеры. А еще через многие века появились возможности рисовать на бумаге. Но не будем блуждать по закоулкам и глубинам истории карикатуры. Ограничимся лишь короткими штрихами. Например, из исследований графического юмора известно, что карикатура – это «удивительный жанр, который создан для того, чтобы сильным мира сего служить в роли того самого средневекового шута, которому единственному в королевской свите было позволено говорить Хозяину правду». Это мнение одного из историков сатирического жанра. И вывод: только эзоповым языком карикатуры можно с юмором рассказывать о вещах и явлениях чрезвычайно серьёзных и драматичных. Таково мнение авторитетного специалиста.

Ещё до рождения сатирической прессы в Испании были гениальные художники, которые начали творить в сатирическом духе. Замечательный основоположник будущей карикатуры – испанский художник Франсиско Гойя в XVIII веке поразил Испанию в 1797 – 1799 годах серией гравюр под названием Капричос (Los Caprichos). Это были 84 офорта.

Самая известная его работа – «Сон разума рождает чудовищ».

Как утверждали искусствоведы, своими рисунками в форме гротеска Гойя выступил против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс, нравственных пороков общества. Как пишут историки, 19 февраля 1799 года серия была выпущена. А спустя четыре дня (за это время было продано всего 27 экземпляров из 240) по решению церковной инквизиции она была изъята из продажи. Что было потом? «Гойя был вынужден прийти к королю Карлу IV извиниться за то, что позволил себе выпустить такую серию. И в качестве жеста примирения он передает ему собрание из 499 репродукций своих произведений, в том числе 80 типографских пластин, а также все непроданные экземпляры вместе с рукописными страницами. С этого момента при жизни Гойи ни одна из его серий, созданных впоследствии, не увидела свет».

Именно в «Капричос» впервые в европейском искусстве было в сатирической форме заявлено о беззащитности человека в его отношении к судьбе.

…Следует учитывать, отмечают историки-исследователи карикатурного искусства, что практически все население Испании в те давние времена было неграмотно, и «карикатура позволяла знать в лицо современных «героев» и следить за событиями, ведь карикатура — художественное произведение, рассчитанное на широкую аудиторию и ее язык должен быть понятен широким слоям населения. Темы выбираются в большинстве случаев из хорошо известных в данной культурной среде сюжетов: новости, выступления политиков, местный фольклор, ситуации из жизни известных людей, литература и т.д. Кроме этого выбор тем зависел также от политической обстановки и государственной цензуры»…

В Испании были времена жестких запретов в эпоху инквизиции и наполеоновской и франкистской диктатур и подпольной борьбы с ними, были «оттепели» и новые цензурные ограничения. Потом наступил переходный период после кончины каудильо Франко. В стране произошел бум сатирической прессы. И он, с переменным успехом, продолжается до сих пор.

В наше время в желтой и сатирической прессе Испании работают карикатуристы в «жанре полной вседозволенности вплоть до откровенных порно-карикатур, потому что секс там считается самым смешным предприятием в жизни человека, и сальные шутки в устной и художественной форме звучат довольно часто или даже на каждом шагу изображаются в глянцевых журналах, отражаясь и в шоу по телевидению...  

Местные специалисты в этой области определили, что карикатура – это одно из выражений изобразительного искусства, которое с наибольшим синтезом вобрал в себя суть того или иного лица, суть события, ситуации. Так считают и сами карикатуристы, авторы графического юмора в Испании.

Правда, порой доходит до полного абсурда и переходит все моральные «красные линии». Так, например, несколько лет назад испанский сатирический журнал «El Jueves» («Четверг») опубликовал карикатуру на пророка Мухаммеда. Издание сделало это в знак солидарности с печально известным французским журналом «Charlie Hebdo», который затем подвергся кровавой смертельной мести со стороны верующих мусульманских экстремистов. Редакционная коллегия журнала El Jueves, как и многие карикатуристы на современном Западе, убеждает, что журналисты не должны заниматься самоцензурой «перед лицом угроз», поэтому публикация карикатуры на пророка Мухаммеда, по их мнению,  - это профессиональный долг издания. Журнал издается в Барселоне с 1977 года, его полное название — «Четверг, газета которая выходит по средам»…

В Испании и сегодня можно услышать такой анекдот: Мадридский учитель, оказавшись в деревне, спрашивает самого способного ученика в местной сельской школе: «Скажи, кто украл у нашей страны скалу Гибралтар?». Ученик испуганно: «Только не я, сеньор!..». И что интересно, подобные истории испанские художники неоднократно пытались изобразить в своих сатирических гравюрах.

…Теперь несколько примеров из плеяды современных испанских карикатуристов.

В уходящем году испанский мастер графического юмора художник Асьер Санс выиграл всемирный конкурс карикатур World Humor Awards, где продемонстрировал  кусок обычного сырого мяса, который своей конфигурацией напоминал профиль экс-президента США Дональда Трампа.

Это был шестой конкурс карикатуристов мира, который в августе проходил в итальянском городе Сальсмаджоре. Свои работы представили около 250 художников из 75 стран.

Как сообщили на сайте конкурса, испанец Асьер Санс победил в номинации «Юмористический портрет». На представленном им изображении свиной отбивной отчетливо угадываются черты 45-го президента США, передал корреспондент РИА «Новости».

Другой известный профессиональный испанский художник, Рикардо Мартинес, живущий в Мадриде, рисует шаржи и карикатуры для различных изданий, а также занимается созданием комиксов. В своём творчестве использует образы не только известных политиков, художников, актёров, музыкантов, но и обычных людей, животных, выдуманных персонажей. Его карикатурное творчество, считают специалисты, можно считать очень разнообразным. Рисунки Мартинеса можно увидеть, если заглянуть в один из газетных киосков Мадрида, где во множестве красуются обложки красочных испанских журналов, пестрящих юмористическими и сатирическими сюжетами. 

…Утверждают, что талантливые художники - настоящие алхимики. «Чтобы получился шедевр, нужно соблюсти все нужные пропорции. Побольше острой социальности, пару ложек сатиры, полстакана красивой рисовки и юмор на кончике ножа». Таков один из рецептов испанского художника Рафаэля Альвареса. И подобная технология изготовления карикатур одна из самых успешных, а потому и ныне распространенных в Испании. Да, наверно, и в других странах. И каждое время, как водится, будет диктовать художникам новый визуальный язык сатиры и юмора. Вопреки кризисам и застоям.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати