В 17-м веке столица Литвы Вильнюс была крупнейшим центром еврейской культуры Европы, город называли северным Иерусалимом. До начала второй мировой войны жителями Вильнюса были преимущественно евреи, но в годы оккупации Литвы фашисты истребили практически всю еврейскую общину.
С 22 июня 1941 года по август 1944-го немецкие нацисты вкупе с литовцами-пособниками уничтожили более 90% еврейского населения Литвы. Точные цифры неизвестны, но можно вести речь примерно о 200 тысячах граждан Литвы еврейской национальности. Убивали их планомерно и жестоко, садистски. Сжигали в синагогах, как в Зарасае. Закапывали живьем, как в Укмерге. Топили в реках, как в пригородах Каунаса. Изуверски пытали, как в Кретинге, чтобы расстрелять морально сломленных в лесу в Квещай у палангского шоссе. Евреев вырезали под корень.
Одна из первых массовых расправ произошла в Каунасе. 23 июня 1941-го её начал Фронт литовских активистов — эмигрантская организация, сумевшая проникнуть в республику вместе с передовыми отрядами нацистов и привлечь к погромам тысячи местных националистов. За неделю они уничтожили в Каунасе около 4 тысяч евреев. Расправы совершались при помощи топоров, вил, железных ломов и шлангов, через которые жертв накачивали водой до смерти. Убийства сопровождались грабежами, изнасилованиями и мародёрством. До нашего времени дошли воспоминания немца, ставшего очевидцем того, как молодой литовец перебил ломом около 50 евреев, которых к нему подводили его соучастники. После этого тела были сложены в кучу, стоя на которой убийца играл на аккордеоне и пел литовский гимн. 25 июня в Каунас прибыл командир айнзацгруппы А бригадефюрер СС Вальтер Шталекер, поддержавший действия местных националистов. В июле гитлеровцы начали ликвидировать евреев в IX форте Ковенской крепости. Казни здесь продолжались вплоть до 1944 года и унесли жизни порядка 50 тысяч человек. Только в конце октября 1941 года гитлеровцы уничтожили здесь свыше 9 тысяч евреев, половина которых — маленькие дети.
Параллельно расправы над евреями начались и в Вильнюсе. Лидеры еврейской общины попытались обратиться за помощью к влиятельным литовцам, с которыми у них были связи, но те им отказали. «2 июля в Вильнюс прибыли представители айнзацгруппы A. При поддержке литовских коллаборационистов они начали проводить акции по уничтожению местных евреев. Вблизи железнодорожной станции Понары (Панеряй) проводились массовые расстрелы. Были объявлены премии за выдачу евреев, скрывающихся от карателей. Жизнь взрослого мужчины оценивалась в 10 рублей», — рассказал историк Сергей Белов.
Выжившие после первых казней евреи с июля 1941 года не могли больше ходить по тротуарам и центральным улицам, посещать парки и пользоваться общественным транспортом. Им запрещалось даже здороваться друг с другом на улице. Они были обязаны носить опознавательные знаки. Евреям было разрешено покупать продукты лишь в специальных магазинах. На эти цели им отводилось только два часа в день, с 16:00 до 18:00, когда товаров, как правило, уже почти не оставалось.
В сентябре около 40 тыс. вильнюсских евреев, уцелевших после погромов и акций устрашения, были согнаны в гетто. Оно было разделено на две части: большое гетто, в котором содержались около 30 тыс. человек, и малое гетто, рассчитанное на 11 тыс. пленников. На то, чтобы собрать вещи, им выделили всего полчаса. Люди могли взять с собой лишь то, что можно унести в руках. Оставленное в их домах имущество было практически сразу разграблено местными жителями.
21 июля 1943 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер принял решение о ликвидации всех гетто на оккупированной территории СССР. «Ликвидация еврейского гетто Вильнюса началась 23 сентября. Несколько тысяч его обитателей были вывезены в концлагеря Эстонии, Польши и Латвии, расстреляны или направлены в лагеря на территории Литвы. Четыре тысячи человек были напрямую отправлены в лагерь смерти Собибор. Лишь несколько сотен евреев смогли бежать и присоединиться к партизанам», — рассказал Сергей Белов.
Официальная литовская история утверждает, что в Холокосте участвовало около 2500 литовцев. Конечно, это сильно заниженная цифра. Свидетели того ужаса рассказывают, что даже 12-летние мальчишки и 15-летние подростки с азартом помогали взрослым отлавливать евреев, вынюхивали следы, вытаскивали из разного рода укрытий. Еще большее количество граждан занимались грабежом, мародерством, официально становились владельцами движимого и недвижимого имущества уничтоженных.
Вот что пишет в своих дневниках охотник за нацистскими преступниками, подполковник НКВД Нахман Душанский, кстати, литовский еврей: «Со временем мы имели поименный список на 8800 человек, непосредственно участвовавших в расстрелах, служивших в карательных полицейских частях, в „шуцманшафтбатальонах", сформированных из литовцев, и всю документацию, позволявшую отследить по месяцам кровавый путь каждого полицейского карательного батальона, начиная со дня его формирования, и отдельно — полный список командного состава этих батальонов».
Почти 9000 профессиональных убийц — и это далеко не полный список. Но в любом случае это в четыре раза больше, чем утверждает современная литовская история.
Подготовил Петр Журавлев по материалам Baltnews, RT, Rambler
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs