Как это не покажется парадоксальным, но пандемия оказала за последний год существенное влияние на отношения по линии «СМИ – Читатель», во всяком случае, в тех странах, кого коснулось недавнее исследование английского информационного агентства «Reuters». Несколько дней назад были опубликованы результаты опроса, который готовил «Институт исследований журналистики Рейтер» - «Digital News Report 2021» по итогам работы в течение минувшего года в 46 странах мира.
На эту тему уже появилось немало публикаций в иностранной печати, часть из которых мы процитируем в этом обзоре. Результаты этого исследования интересны тем, что, на наш взгляд, дают более-менее объективную картину того, какие перемены произошли в восприятии публикой Запада той пропаганды, поток которой идет на них из СМИ. И результаты в некоторой степени необычные.
Так, например, опрос показал, что Соединенные Штаты занимают последнее место среди 46-ти охваченных опросом стран по уровню «доверия» к СМИ – лишь только 29 процентов американцев выразили уверенность в их «правдивости». В отчете отмечено, что после президентских выборов 2020 года ряд американцев отказываются от просмотра новостей или «вообще избегают новостей»: «Интерес к новостям резко упал в Соединенных Штатах – примерно на 11 процентных пунктов, до 55 процентов – после избрания президента Байдена… Почти все это падение интереса произошло за счет правых политических сил… В некоторой степени это не удивительно, поскольку опрос проводился после бурных событий на Капитолийском холме в январе и ухода Дональда Трампа… И данные опроса выказывают признаки того, что многие бывшие сторонники Трампа могут вообще отказаться от новостей». Это вызвано «крайней политической поляризацией в США». «Наше исследование выявило чрезвычайно высокий уровень недоверия в США – 75% тех, кто считает, что «они правы», уверены, что освещение их взглядов в СМИ несправедливо», - говорится в отчете Reuters.
Известный журналист и медиа-критик Гленн Гринвальд, работавший в The New York Times и The Guardian, пишет: это неудивительно, что доверие американцев к средствам массовой информации упало, но «самое удивительное в том, что корпоративный сектор СМИ США терпит неудачу во всех отношениях: в финансовом, в культурном отношении – к нему рушится доверие».
Но в отчете также говорится, что «доверие к СМИ выросло в ряде стран и в целом во всем мире». Кто в лидерах? «Финляндия остается страной с самым высоким уровнем (65%) общественного доверия к СМИ», - говорится в отчете.
Это – лишь некоторые оценки, высказанные по поводу публикации отчета, а теперь обратим внимание на сам отчет, вернее, на некоторые его моменты, поскольку материал весьма крупный, и анализировать его здесь полностью вряд ли уместно. Желающие могут познакомиться с ним по этой ссылке «Executive summary and key findings of the 2021 report».
Итак, что же там увидел Reuters в результате своего исследования?
Скрепивший своей подписью этот текст журналист и один из координаторов опроса Ник Ньюман (Nic Newman) отмечает, что «и более года спустя после своего начала пандемия «коронавируса» продолжает омрачать и здоровье наших сообществ, и индустрию новостей». Он подчеркивает, что этот кризис вместе со своими «ограничениями» просто «ускорил упадок печатных газет, что еще больше повлияло на прибыль многих некогда “гордых” и независимых медиа-компаний... У нас полно историй о том, как увольняют журналистов, поскольку рекламодатели испугались глобального экономического спада». Но кризис, с другой стороны, ускорил развитие новых бизнес-моделей, таких как «подписка» и «членство в клубах СМИ», хотя в большинстве случаев эти новеллы не позволяют компенсировать тающие доходы газет и журналов.
Заметно, что «кризис показал ценность точной и надежной информации», и во многих странах видно, как аудитория обращается к проверенным брендам СМИ. Интересно, что по итогам опроса выяснилось: разрыв между «лучшими», классическими масс-медиа и «остальными» увеличился, равно как и разрыв в доверии между официальными новостными и социальными сетями. «Глобальное распространение ложной информации» и «теорий заговора о коронавирусе» заставляют читателей обращаться к проверенным источникам информации, а не черпать «новости» из социальных сетей. Именно поэтому, отмечает Ник Ньюман, «мы провели подробное исследование, чтобы понять роль различных социальных сетей для распространения вводящей в заблуждение и ложной информации».
Далее – основные результаты исследования-опроса:
- Доверие к новостям выросло на 6% в год пандемии коронавируса – 44% респондентов заявили, что «доверяют большинству новостей».
- В ряде стран, особенно, в странах с сильными государственными СМИ, наблюдается рост использования новостей от известных брендов, пользующихся доверием.
- Телевизионные новости продолжали демонстрировать высокие показатели, но почти везде в печатных изданиях, газетах наблюдался резкий спад, поскольку ограничения повлияли на их физическое распространение, ускорив переход к цифровым СМИ.
- Большинство респондентов (74%) говорят, что они по-прежнему предпочитают новости, которые отражают широкий диапазон взглядов и позволяют им самим решать, как оценивать новости.
- Большинство также считает, что средства массовой информации должны стараться быть нейтральными по каждому вопросу (66%), хотя некоторые более молодые группы полагают, что «беспристрастность» может быть «неприемлемой» или «нежелательной», например, «в вопросах социальной справедливости».
- Использование социальных сетей для распространения новостей развивается преимущественно в группах молодых людей и людей с более низким уровнем образования.
- Приложения для обмена сообщениями, такие как WhatsApp и Telegram, стали особенно популярными на Глобальном Юге.
- Глобальные опасения по поводу ложной и вводящей в заблуждение информации несколько усилились: от 82% в Бразилии до 37% в Германии. Те, кто пользуются социальными сетями, чаще говорят, что подвергались дезинформации о «коронавирусе», чем те, кто не является пользователями Сетей.
- Facebook рассматривается, как основной канал распространения ложной информации почти повсюду. («Facebook is seen as the main channel for spreading false information almost everywhere»)
- TikTok охватывает четверть (24%) пользователей младше 35 лет, при этом 7% используют его, как платформу для новостей, особенно в некоторых регионах Латинской Америки и Азии.
- Люди в возрасте 18-24 лет (так называемое поколение Z) имеют более слабую связь с веб-сайтами и почти в два раза чаще предпочитают получать доступ к новостям через социальные сети, агрегаторы или мобильные оповещения.
- Ценность традиционных местных и региональных СМИ все больше ограничивается небольшим количеством тем, таких как местная политика и преступность. Другие интернет-сайты и поисковые системы считаются лучшими для ряда другой местной информации, включая темы «погоды», «жилья», «работы» и «чем заняться», которые и раньше были частью того, что привлекало внимание к местным СМИ.
- Использование смартфонов для новостей (73%) росло самыми быстрыми темпами за многие годы, при этом «зависимость» от них также растет из-за пандемии «коронавируса».
- Использование портативных и настольных компьютеров и планшетов для новостей остается стабильным или сокращается.
- Хотя общая связь между «доверием» и «увеличением охвата новостями» является слабой, ключевыми бенефициарами еженедельного использования, похоже, являются крупные коммерческие и общественные новостные компании, особенно те, которые «имеют репутацию надежных онлайн-новостей». Веб-сайты государственных СМИ показали себя особенно хорошо.
- Видно снижение интереса к новостям в ряде стран – доля тех, кто говорит, что они «очень заинтересованы», упала в среднем на пять процентных пунктов с 2016 года: на 17 процентных пунктов в Испании и Великобритании, на 12 пунктов в Италии и Австралии и на 8 во Франции и Японии. В число дефицитных входят Болгария (-12), Венгрия (-6), Чили (-4) и Аргентина (-3).
- Общее «доверие» к новостям (44%) сильно выросло (+6%) за последний год почти во всех странах, равно как и доверие к источникам. К странам с «чистой положительной оценкой доверия» относятся Финляндия и Нидерланды.
- Различия по возрасту разительны: самая младшая группа (до 25 лет) чувствует себя наименее представленной в СМИ.
Приведем одну из таблиц этого доклада. По ней видно, как оценивается финансовая эффективность работы СМИ в сегодняшних условиях:
- 31% уверены, что распространение новостей менее прибыльно в наши дни,
- 53% опрошенных не беспокоятся о финансовом положении государственных и коммерческих новостных медиа,
- 27% респондентов могли бы поддержать государственную помощь для СМИ:
В завершении доклада организаторы международного опроса делают несколько выводов. Среди них (цитируем):
- Коммерческие издатели, которые все еще полагаются на доход от печатной или цифровой рекламы, пережили тяжелые времена, но ускорение цифровых планов, как следствие, может поставить некоторых на долгий путь к выживанию.
- Потребители быстро усвоили новое цифровое поведение во время карантина, и это открывает новые цифровые возможности.
- Платный контент в цифровых СМИ непопулярен – подавляющее большинство потребителей не готовы платить за онлайн-новости.
- Один из самых поразительных результатов в данных этого года – радикально отличающиеся привычки молодых людей до 25 лет (так называемое поколение Z) даже по сравнению с представителями поколения миллениума. Эти «цифровые аборигены» с меньшей вероятностью будут посещать новостной веб-сайт или быть привержены «беспристрастным новостям» и с большей вероятностью скажут, что они «используют социальные сети в качестве основного источника новостей». Они используют новые мобильные сети, такие как Instagram и TikTok. Привлечение этой аудитории оказывается сложной задачей для редакций, которые, в основном, укомплектованы журналистами, которые относятся к новостям совершенно по-другому.
- В эпоху, когда потребление новостей стало более массовым, фрагментированным и раздробленным, медиа-компании оказались перед выбором: они могут попытаться построить более глубокие отношения с определенной аудиторией или демографической группой, представляя и отражая их взгляды и стремления.
- Либо медиа-компании могут попытаться преодолеть это разрыв в отношениях с читателями с помощью предоставления услуг, которые работают для максимально возможного количества людей – услуг того, чего, по словам большинства, оно хочет.
- Встала проблема – а сможет ли журналистика, уравновешивающая различные точки зрения, в достаточной степени привлечь аудиторию, но при этом избежать втягивания в партийные и культурные баталии, которые были особенностью СМИ в последние годы?
- Шок от COVID-19 в сочетании с ускоряющимися технологическими изменениями обостряет ситуацию, заставляя более фундаментально переосмыслить то, как журналистика должна работать в следующем десятилетии: как с точки зрения бизнес-технологий, так и с точки зрения классического понимания этой важной профессии.
…Приведя интересные пассажи из доклада «Института исследований журналистики Рейтер», отметим, что это исследование важно сделанными выводами. И в России было бы полезно посмотреть, какова сейчас аудитория иностранных СМИ с её пристрастиями и антипатиями, для того, чтобы иметь более точное представление о процессах, происходящих и довольно быстро развивающихся в западном обществе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs