«Скорее змея закурит трубку, чем БЭК (Бразильский экспедиционный корпус) отправится в бой», - шутили бразильцы. Но это всё же случилось — их экспедиционный корпус оказался на фронтах Второй мировой войны.
В пику поговорке гражданского населения, на военной форме военнослужащих корпуса на рукаве расположился шеврон, с изображением змеи, курящей трубку; солдаты корпуса получили прозвище «Курящие змеи» и наносили на миномёты и на снаряды фразу «Змея курит». Выражение представляет собой аналог русского выражение «скорее рак на горе свистнет», но приобрело совсем другой смысл в португальском языке.
Бразилия была единственной страной Южной Америки, которая не только объявила «для проформы» войну гитлеровской Германии, причем еще 22 августа 1942 года, но и отправила в Европу контингент своих вооруженных сил. Солдаты и офицеры этой далекой тропической страны, прежде не имевшие опыта столь масштабных войн, с честью вынесли выпавшие на их долю испытания.
Главой государства в то время был Жетулиу Варгас — авторитарный лидер с диктаторскими полномочиями. Командование бразильской армии планировало сформировать для отправки на фронт три – четыре дивизии общей численностью в 100 тысяч человек, но вскоре столкнулось с целым рядом серьезных проблем – от нехватки вооружения и сложности логистики до затруднений с укомплектованием дивизий личным составом. В результате Варгас остановился на формировании лишь одной пехотной дивизии численностью в 25 тысяч человек. Кроме того, в состав экспедиционного корпуса вошел и авиационный отряд. Возглавил Бразильский экспедиционный корпус военный министр Бразилии маршал Эурику Гаспар Дутра.
Командование войск союзников приняло решение задействовать бразильские части в Италии, где в то время велись наиболее ожесточенные бои с гитлеровскими войсками. 30 июня 1944 года первый отряд БЭК высадился в Неаполе. Сержант Мунгуба записал в своем походном дневнике: «Мы прибыли в Неаполь. Впечатления ужасные. Город в запустении. В порту остовы затонувших кораблей и толпы попрошаек. Ни одного целого здания. Когда меня послали на войну, я пошел беспрекословно. Но все время спрашивал себя: почему я должен сражаться за Бразилию не в Бразилии? Но теперь по прибытии в Италию я понял – в тысячу раз лучше сражаться за Родину на чужой земле. Страдания и разрушения слишком велики». Бразильским солдатам предстояло заменить американцев и французов, которые перебрасывались из Италии на юг Франции. Фактическое командование Бразильским экспедиционным корпусом осуществлял генерал Жуан Батиста Маскареньяш де Мораиш (1883-1968), который еще в 1943 году был назначен командиром 1-й экспедиционной пехотной дивизии, а после того, как командованию пришлось отказаться от планов по созданию других дивизий, возглавил и весь корпус в целом, сменив на этом посту маршала Дутру.
С самого начала боевых действий в Италии бразильская дивизия столкнулась с целым рядом трудностей, которые существенно омрачали повседневное несение службы. Во-первых, оказавшись в составе американского корпуса и будучи вынужденными регулярно взаимодействовать с американскими подразделениями, бразильские солдаты и офицеры не понимали или плохо понимали, что от них требуется. Английским языком владели лишь немногие военнослужащие корпуса, особенно если говорить о рядовых и унтер-офицерском составе.
Во-вторых, униформа бразильской армии сразу показала свою полную негодность для использования в европейских условиях. Мундиры бразильских солдат были настолько тонкими, что даже в итальянском климате нести службу в них было практически невозможно. Особенно если учитывать, что уроженцы Бразилии, в которой не бывает зимы в нашем ее понимании, были совершенно неприспособленными к европейским холодам. На Апеннинах же температура воздуха порой опускалась до – 20 градусов.
Кроме того, внешне бразильская форма очень напоминала форму войск гитлеровской Германии, что также представляло большую проблему – по бразильцам могли ударить свои. Чтобы не допустить гибели солдат от холода и «дружественного огня» со стороны союзников, бразильской дивизии было выделено американское обмундирование. Американцы вооружили бразильскую дивизию и даже взяли ее на продовольственное обеспечение. Но еще более серьезной проблемой было полное отсутствие боевого опыта у солдат и офицеров бразильской дивизии. Здесь, в Европе, шла настоящая серьезная и современная война, а не карательные операции против повстанцев или пограничные стычки с соседними странами, к которым привыкли латиноамериканские армии. «Никто, от генералов до рядовых, не знал, что такое настоящий бой. Мы научились воевать, преодолевая трудности», - вспоминал спустя семьдесят лет после войны Жулиу ду Валье, служивший в санитарно-эвакуационном подразделении бразильской дивизии. В словах бразильского ветерана сомневаться не приходиться – бразильцы действительно научились воевать за считанные месяцы, причем воевали весьма неплохо.
Знаковой для Бразильского экспедиционного корпуса стала битва при Монте-Кастелло, длившаяся с 25 ноября 1944 по 21 февраля 1945 гг. В этом длительном сражении бразильским солдатам пришлось столкнуться с 232-й гренадерской дивизией вермахта. Бразильские солдаты поняли, что они способны и могут прекрасно воевать. «Я был сапером. У меня от каждого взрыва коленки дрожали! Пусть никто не говорит, что у него не дрожали. А когда штурмовали Монте-Кастелло мы пошли в штыковую. Тело к телу, освобождали дом за домом. Я сержанта немецкого застрелил, мне за это медаль дали», — вспоминал один из ветеранов Бразильского экспедиционного корпуса через много лет после войны.
Благодаря успешным действиям бразильской дивизии союзники получили возможность дальнейшего наступления. Следующим триумфом БЭК была битва при Монтезе 16 апреля, а 29-30 апреля 1945 года бразильское командование приняло капитуляцию 148-й немецкой дивизии вермахта и итальянских дивизий «Монте-Роза», «Сан-Марко» и «Италия». За неделю боев южноамериканцы взяли в плен 14 700 солдат противника, 800 офицеров и двух генералов.
Службу в Бразильском экспедиционном корпусе прошли многие видные впоследствии политические, общественные, культурные деятели Бразилии, среди которых Афонсу Альбукерке Лима, в 1967-1969 гг. занимавший пост министра внутренних дел Бразилии, известный экономист и представитель теории зависимости Селсу Фуртаду, будущий президент страны Умберту ди Аленкар Каштелу-Бранку и многие другие. Создатель Бразильского экспедиционного корпуса маршал Эурику Дутра в 1946-1951 гг. занимал пост президента Бразилии, а генерал Жуан Батиста Маскареньяш де Мораиш дослужился до маршальского звания и возглавил генеральный штаб вооруженных сил.
За все время боев Бразильский экспедиционный корпус потерял убитыми 457 человек, ранеными — 2 722. Сегодня про вклад «курящих змей» в победу над нацизмом кроме как в самой Бразилии почти никто не помнит. Многие окопные дневники ветеранов корпуса не переведены даже на английский язык.
Память о корпусе увековечила шведская хеви-метал-группа Sabaton в песне «Smoking Snakes».
По материалам сайтов «Военное обозрение», Was.media, издания «Новейшая история стран Латинской Америки», Строганов А.И.,
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs