ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Пресс-конференция глав МИД России и Судана по итогам переговоров в Москве

16:47 12.07.2021 •

Уважаемые дамы и господа,

Рады приветствовать в Москве делегацию Судана во главе с Министром иностранных дел М.Аль-Махди. Наши переговоры были весьма полезными. Обсудили весь комплекс двусторонних отношений, сотрудничество в ООН и проблемы, связанные с усилием международного сообщества по урегулированию конфликтов на Африканском континенте.

В январе этого года мы отметили 65-летие установления дипломатических отношений. За этот период наш политический диалог, экономическое сотрудничество, гуманитарные связи вышли на качественный новый уровень.

Сегодня подтвердили нашу нацеленность на дальнейшие усилия по выполнению договоренностей, которые достигаются на высшем уровне. В частности, в ходе беседы в октябре 2019 г. Президента России В.В.Путина с Председателем Верховного Суверенного Совета Судана А.Бурханом, которая состоялась «на полях» саммита Россия-Африка в Сочи.

В феврале прошлого года «на полях» Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности у нас состоялись продолжительные переговоры с Премьер-министром Судана А.Хамдуком.

В экономической области у нас функционирует Российско-Суданская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Совсем недавно суданские друзья назначили нового сопредседателя — Министр нефти, газа и минеральных ресурсов, наш сопредседатель — Министр природных ресурсов и экологии А.А.Козлов. Завтра у госпожи Министра состоится с ним встреча. Уверен, что она будет полезной для определения сроков следующего заседания межправительственной комиссии и действующей под ее эгидой рабочей группы по идеологии.

Мы также поддержали продолжение деятельности Российско-Суданского делового совета, который объединяет бизнес сообщества двух стран.

Подтвердили нашу неизменную поддержку усилиям суданского руководства по достижению национального согласия в переходный период развития страны, а также по решению сложных внутренних социально-экономических проблем. В частности Россия последовательно выступает за необходимость приступить к снятию санкций, введенных СБ ООН еще в 2004 г. и в современных условиях не только утративших смысл, но и ставших препятствием на пути развития страны.

Говорили о необходимости наладить международное сотрудничество, которое будет опираться на Устав ООН без двойных стандартов и которое будет способствовать урегулированию различных конфликтов, особенно на Ближнем Востоке, Севере Африки и на остальной части Африканского континента исключительно мирными, политико-дипломатическими методами.

С таких позиций обменялись мнениями о положении дел в палестино-израильском, сирийском урегулировании, в ситуации вокруг Ливии по итогам, состоявшейся недавно Берлинской конференции. Договорились продолжать тесную координацию по этим и другим вопросам в рамках ООН.

Проинформировали наших коллег о том, как в России выполняются договоренности, достигнутые в октябре 2019 г. на первом в истории саммите Россия-Африка и о том, какие шаги планируем предпринять в сотрудничестве с руководством Африканского союза (АС) по подготовке новой встречи на высшем уровне между нашей страной и всеми государствами АС.

Договорились активизировать работу Российско-Суданского Рабочего комитета высокого уровня под председательством заместителей министров иностранных дел двух стран, который занимается мониторингом выполнения договорённостей по всем направлениям нашего сотрудничества.

Хочу поблагодарить госпожу Министра за то, что она приняла наше приглашение. Это позволило нам сегодня продуктивно наметить пути дальнейшего развития сотрудничества.

Вопрос: Помимо приближения окончательного срока вывода американских войск из Афганистана, в Вашингтоне дают понять, что в Центральной Азии возможно создание точек поддержки американских сил в регионе. Не противоречит ли это договорённостям в рамках ОДКБ в области безопасности?

С.В.Лавров: Американцы много что давали понять за 20 лет своего присутствия в Афганистане, начиная от провозглашения победы демократии и заканчивая достаточно поспешным уходом, побросав огромное количество техники и другого оборудования. Не их надо спрашивать о том, какие планы у стран Центральной Азии, а соответствующие страны этого региона. Напомню, что помимо Центральной Азии они уже обращались к Пакистану. Пакистанское руководство публично сказало, что они даже не обсуждают такой вариант. Аналогичное заявление сделал Узбекистан.

Что касается других стран Центральной Азии, то действительно Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Все вопросы о присутствии иностранных военных на территории любого члена ОДКБ подлежат, согласно Уставу, согласованию в этих рамках. Я не думаю, что интересам безопасности в этом регионе отвечало бы появление новых американских военных объектов в Центральной Азии.

Показательно, что никто из этих стран никаких обращений о необходимости провести соответствующие консультации в ОДКБ не подавал. Помимо обязательств в рамках ОДКБ существуют и чисто прагматические соображения. Американское руководство в Пентагоне заявляет, что они хотели бы иметь возможности расположить свои военные ресурсы вокруг Афганистана для того, чтобы при необходимости наносить удары по афганской территории. Не думаю, что в чьих бы то ни было интересах превращать себя в заложника такой политики, таких намерений США, вызывая на себя ответный удар.

Если американцы, располагая более, чем 100-тысячным контингентом НАТО, в течение 20 лет ничего не смогли сделать находясь внутри страны, каких результатов они собираются достичь существенно меньшим присутствием за пределами Афганистана. Думаю, что здесь ответ достаточно понятен. 

Скорее всего речь идёт о желании просто обеспечить своё военное присутствие в Центральной Азии и тем самым оказывать влияние на обстановку в этом регионе. Думаю, все это понимают и будут исходить из тех обязательств, которые уже существуют в рамках различных структур.

Вопрос (обоим министрам): 1 июля с.г. Президент Российской Федерации В.В.Путин внёс на ратификацию в Государственную Думу Российской Федерации соглашение о строительстве в Судане российского пункта ВМФ. При этом ранее суданская сторона заявляла о пересмотре этого соглашения. Обсуждалась ли эта тема на переговорах? Какие остаются нерешённые вопросы и самое главное, будет ли построен этот пункт?

С.В.Лавров: Мы этот вопрос обсуждали. Проинформировали о том, что в России начался процесс ратификации. Как Вы понимаете, сейчас Парламент на каникулах. Поэтому по их завершении Государственная Дума Российской Федерации определит график рассмотрения этого документа. Видимо это произойдёт уже в новом составе Госдумы.

Министр иностранных дел Судана М.Аль-Махди сообщила, что в Судане также готовят начало процесса ратификации. Он будет реализован в соответствии с теми процедурами, существующими для этой цели в суданском Парламенте.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати