Финская школа: без инспекторов и экзаменов

00:00 30.08.2010 Ольга Иванова, редактор журнала «Международная жизнь»


В финской системе образования первым пунктом стоит - равные возможности образования независимо от пола, возраста, экономической ситуации и материнского языка. Базовые принципы финской системы образования: индивидуальный подход в обучении и общении с каждым учеником, высокое образование учителей, централизованное управление и поддержка на местах. А рассказывая о важнейших принципах развития учебного процесса в Финляндии, учителя выделяют такое: культура, доверие и поддержка важны в повседневной школьной жизни. И тут я понимаю - то, что нам кажется привычным звуком, для финнов, действительно, базовый принцип. Они в это верят, они над этим работают.

Перед тем как я попала в финскую школу, случай подарил мне встречу с интересным человеком. Павел Шмаков в свое время был директором Академического колледжа при Казанском государственном университете, который, сожалению, закрыли в 2001 году. Павел - по основной специальности учитель математики - перебрался в Финляндию. Здесь он занимается школьными олимпиадами и тем, что пропагандирует в финских школах такую вещь, как кружки. Ну, оказывается, не все есть в финских школах, нет у них в 7- 9-х классах факультативов по биологии, физике и математике. Дополнительные музыкальные и спортивные занятия есть, факультативов - нет. И, видимо, чтобы восполнить этот пробел, фортуна круто изменила жизнь прогрессивного российского учителя. Кстати, по итогам 2009 года в закрытом голосовании школьников Павел Шмаков занял первое место. Он самый любимый учитель в школе, а его школа в прошлом году была признана лучшей школой мира.

«Образование в Финляндии действительно дает универсальные навыки, как говорится, "на все случаи жизни", - рассказывает Павел. - Если в России школьным лозунгом может быть "Больше знаний!", то здесь - "Больше полезных знаний!". Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов. И ребенок становится подготовленным к такому житейскому вопросу. Вот, кстати, типичный пример задачи по математике: "Гитару уценили на 15 процентов, а потом - еще на 10 процентов. Сколько стоит гитара?» Кстати, и обучение в школе бесплатное. Учебники, тетради и все необходимые канцелярские принадлежности предоставляются школьникам бесплатно». 

В Финляндии профессия учителя считается одной из самых творческих и свободных в стране. К примеру, в вузах на специальность "учитель", а особенно "учитель младших классов" самый большой конкурс (доходит до 12 человек на место), и это правда. Как и то, что для школьников действительно важны и знания, и творчество, и активная жизненная позиция.

Именно Павел привел меня в лицей при Хельсинкском университете, который неформально все называют между собой Norssi. В этом лицее работает замечательный преподаватель математики, внешне чем-то похожий на сказочника Андерсена - Йоханнес Паасонен.

Йоханнес преподает уже достаточно долго, чтобы иметь возможность сравнивать, насколько изменилось образование в Финляндии. Он окончил школу в Хельсинки в 1963 году, пошел работать учителем, а в 1972-м грянули нововведения и все очень сильно изменилось. Йоханнес считает, что успех финнов в образовании связан с тем, что школьникам приходится очень много читать. Даже каждая математическая задача занимает как минимум полстраницы в учебнике. Финские дети сегодня - самые читающие в мире, а это означает очень много. Второе слагаемое успеха, по мнению Йоханнеса, - это высокий имидж в обществе профессии учителя и как результат - очень высокий профессиональный уровень каждого педагога. В других странах такого нет.

"Мы не контролируем наши школы, у нас нет инспекций. Доверие - важная составляющая нашей работы", - подчеркивает директор лицея Хели Халонен. Я тут же вспоминаю бесконечные аттестации и проверки, которые существуют в наших школах. Причем готовятся к каждой из них чуть ли не за полгода, напрягая и без того уставших детей по полной учебной программе.

Не успеваю осознать важность этой информации, как поступает другая: в финских школах при переходе из класса в класс экзамены не сдают. Вплоть до 12-го класса. Вопрос стоит так: либо готовить детей к жизни, либо - к экзаменам. Сравниваю: у нас начиная с первой недели сентября, когда директор школы заранее предупреждает родителей, какие именно экзамены придется сдавать их детям в конце года, все силы направлены лишь на то, чтобы достойно пройти эти испытания.

Martinkallio - так называется школа в Турку. В школе чистота - дети ходят в одних носках. Директор Ритва Никонен угощает нас фруктами: "Я подумала, что традиционные кофе и печенье слишком банально". По просьбе директора перед нами выступают школьный психолог, медсестра и социальный работник. Здесь считают, что психическое и физическое здоровье детей, а также социальные проблемы учеников - самые важные вопросы. Нас повели в столовую, накормили школьным обедом - салат из капусты, котлеты, картофельное пюре. Запивать на выбор - водой, налитой в кувшины прямо из-под крана (она здесь очень чистая), или молоком. И сладкое - разноцветное желе. Школьники, директор и учителя, медсестра едят вместе с нами. И точно так же, как и любой рядовой ученик, мы и директор убираем за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам.

 

В школе – необыкновенная тишина и спокойствие. Даже на переменках не слышно ни криков, ни визга, ни топота. Все ученики бесшумно передвигаются по школе в носочках, причем все в белых, а обувь стоит перед входом в школу. Для детишек – это привычное дело, потому что и дома они снимают обувь и ходят по дому, как и взрослые, в носках.

Что очень важно и в чем я вижу секрет финского успеха - в том, что власть, наука, бизнес и образование работают в одной связке. Одно дополняет другое, и при такой расстановке сил образовательная система работает на «успех».


Версия для печати