ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Иран вступил в клуб мирного атома

00:00 27.08.2010 • Владимир Юртаев, кандидат исторических наук, член Европейского общества иранистов.

В Исламской Республике Иран (ИРИ) 21 августа 2010 г. произошло долгожданное событие – состоялся физический пуск энергоблока первой иранской атомной электростанции в Бушере. Тем самым завершился первый этап развертывания в Иране программы мирного атома. Можно поздравить иранский народ с этим крупным достижением. Вопрос о ядерной энергетике в стране возник в начале 1971 г. при шахе, когда началась разработка проектов, призванных превратить страну к 2000-му году в «пятую индустриальную державу мира». Предполагалась, в частности, покупка и установка 20-25 ядерных реакторов, которые работали бы только на импортированном уране. В 1974 году Иран при содействии США, Германии (ФРГ), Франции и Великобритании достиг договоренности о строительстве двух АЭС в Бушере (провинция Фарс) и двух АЭС в Дарховейне в районе г. Ахваз (провинция Хузестан). Однако только немецкая компания Kraftwerk Union A.G. (Siemens/KWU) приступила к работе по сооружению двух блоков мощностью по 1300 МВт каждый для АЭС в Бушере. Учитывая несогласие западных стран, и в том числе США, на производство ядерного топлива в Иране, была достигнута договоренность о предоставлении Комиссариату по атомной энергии Франции заема в размере 1 млрд. долларов сроком на 15 лет в обмен на 10% долю продукции завода по обогащению урана, который тогда строился в долине р. Роны. После свержения шахского режима в 1979 г. все контракты были расторгнуты, и строительство АЭС в Бушере прекратилось. На тот момент было полностью завершено строительство здания АЭС и на 80% выполнен монтаж установок. В ходе ирано-иракской войны станция подвергалась бомбовым ударам и была сильно повреждена, особенно во время налетов весной и летом 1988 г. В 1991-1992 гг. иранцы провели серию работ по восстановлению разрушенного и демонтажу поврежденного оборудования. Однако западные страны под давлением США отказались от сотрудничества с Ираном в области атомной энергетики.

25 августа 1992 года останется в истории как дата начала российско-иранского партнерства в области атомной энергии. Тогда были подписаны два межправительственных соглашения – «О сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» и «О сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции». Для получения первого значимого результата понадобилось 18 лет. Собственно работы по строительству АЭС длились 15 лет. Это не только большая победа ИРИ, но и урок для иранского руководства. Сложная работа по созданию новых технологий не терпит «подстегиваний» технологического процесса и не должна зависеть от политической конъюнктуры.

Принимавший участие в открытии АЭС глава Росатома С. Кириенко отметил, что «проект атомной станции «Бушер» – уникальный проект, аналогов которому нет в мире... Уникальность этого проекта заключается в том, что специалистам удалось создать станцию на старых фундаментах с использованием оборудования, которое закладывалось немецкой компанией более 30 лет назад. С учётом этих 36 лет ожидания физический пуск АЭС в Бушере для иранского народа символичен». Эксплуатацией АЭС Бушер займется совместное российско-иранское предприятие, меморандум о создании которого подписали 21 августа 2010 г. руководитель «Атомстройэкспорта» Дан Беленький и глава компании Nuclear Power Production and Development Махмуд Ахмадия. Россия планирует участвовать в созданном на паритетной основе СП не больше двух-трех лет.

Итак, Россия и Иран завершили первый совместный проект, положивший начало существованию иранской атомной энергетики. Возможности дальнейшего сотрудничества пока не определены и, по словам вице-президента ИРИ, руководителя Организации атомной энергии ИРИ Али Акбара Салехи, «все зависит от решений, которые будут приняты президентом и правительством»i.

Реакция ведущих мировых держав была предсказуемо сдержанной. Во-первых, для развитых стран это событие является рутиной. Во-вторых – все принципиальные вопросы были согласованы заранее.

По словам представителя Государственного департамента США Дарби Холладея (Darby Holladay), США признают, что Бушерский реактор разработан для мирного использования ядерной энергии и не создает угрозы распространения ядерного оружия. Участие России в проекте по созданию реактора, который предназначен для использования в гражданских целях, «подчеркивает, что Иран не нуждается в собственных обогатительных мощностях, если его намерения являются исключительно мирными». Однако мнение Америки относительно Бушерского реактора «не снимает глубокой обеспокоенности мировой общественности по поводу ядерных намерений Ирана, в особенности, его стремления обогащать уран на своей территории. Холладей специально отметил, что Вашингтон и его партнеры из числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, в который входят Великобритания, Китай, Франция, Россия и США, а также не входящая в Совет Германия, одобрили «модель», предусматривающую поставки топлива в Иран из Россииii.

Берлин обратился к Тегерану с призывом отказаться от планов обогащения урана на иранской территории в связи с началом физического пуска первого энергоблока АЭС «Бушер», сооружаемой российскими специалистамиiii.

Министр иностранных дел Израиля назвал запуск АЭС в Бушере шагом «абсолютно неприемлемым» и призвал международное сообщество оказывать большее давление на Тегеран с тем, чтобы остановить процесс обогащения урана. Согласно заявлению Тель-Авива, ядерный Иран станет угрозой существования Израиляiv.

В МИД России убеждены, что АЭС «Бушер» демонстрирует, как Иран мог бы выиграть от сотрудничества с международным сообществом, если предпринял бы конкретные шаги для обеспечения уверенности в исключительно мирном характере своей ядерной программы»v.

До последнего момента в западных СМИ продолжалось активное обсуждение возможной военной акции против иранских атомных объектов со стороны США и/или Израиля. Физический пуск АЭС в Бушере 21 августа фактически закрыл эту дискуссию, поскольку угроза повторения чернобыльской катастрофы способна остудить даже самые горячие головы. Да и сами иранцы 17 августа 2010 г. в заявлении представителя МИД ИРИ Рамина Мехманпараста предупредили, что, согласно международному законодательству, нанесение удара по электростанции считается международным преступлением, и последствия такого удара не будут ограничены территорией той страны, по которой его нанесутvi.

Теперь следует ожидать, очевидно, разработку более сложных сценариев очередного американского блицкрига в Азии.

Видимо поэтому, даже не дожидаясь открытия Бушерской АЭС, акционеры проектируемого магистрального газопровода Nabucco на встрече в Анкаре приняли решение не строить вспомогательную ветку до Ирана. Первоначально проект предполагал поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливеviiИсламская Республика Иран остается для Вашингтона за «красной чертой».

Будущее исламской революции для высшего иранского руководства вне сомнения. Однако ситуация очень непростая. Исламская республика продолжает находиться в шаге от эпицентра продолжаемой американцами «бури в пустыне», нацеленной, в том числе, на ликвидацию одного из государств-лидеров исламского мира.

Видимо, не случайно церемония открытия АЭС произошла 21 августа. Уже на следующий день, 22 августа 2010 г., Президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад лично представил первый иранский беспилотный бомбардировщик «Каррар» («Атакующий»). «Он создан как посол смерти для врагов человечества, но главная миссия этого летательного аппарата – мир и дружба. Его целью является также удерживание врагов в парализованном состоянии на своих базах», заявил президент Ирана, добавив, что беспилотник представляет собой средство сдерживания и создан для обороныviii. Не случайно выбрано и название для беспилотника. Ведь известное в Иране словосочетание «Хейдар-е Каррар» – это эпитет первого шиитского имама Али, особо чтимого в шиитском исламе и в Иране, мученически погибшего в борьбе за справедливость.

В тот же день военная готовность Тегерана была дополнена демонстрацией решимости кардинально изменить международную ситуацию путем создания альтернативной мировой системы.

22 августа 2010 года президент ИРИ М. Ахмадинежад, обращаясь к меджлису (парламенту) и правительству отметил, что «Иран установил особые отношения как минимум с 40 странами мира в банковской и страховой сферах, в области импорта и экспорта. Второй его шаг состоит в том, чтобы правительство воспользовалось ситуацией для создания нового международного порядка для выхода из-под господства капиталистического строя». Первым шагом станет всесторонняя экономическая самообеспеченностьix.

 

i Иранский ядерный долгострой останется под присмотром России лишь на пару лет // http://www.gzt.ru/topnews/politics/-iranskii-yadernyi-dolgostroi-ostanetsya-pod-/320568.html

ii США: построенная Россией иранская АЭС не несет никакой «угрозы». 23.08.2010 // www.inosmi.ru/asia/20100823/162363308.html

iii МИД ФРГ призывает Иран отказаться от планов обогащения урана на иранской территории. 23.08.2010 // http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&_n=1&news_id=67414

iv Запуск АЭС в Бушере – Израиль призвал усилить давление на Иран // http://www.newsru.com/world/22aug2010/busher.html

v http://www.gzt.ru/topnews/politics/-iranskii-yadernyi-dolgostroi-ostanetsya-pod-/320568.html

vi http://www.newsru.com/world/17aug2010/po_iranu.html

viii Иран готовится к атаке // http://vz.ru/politics/2010/8/22/427087.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати