«Мы призываем Россию отменить определение Чешской Республики и Соединенных Штатов как «недружественных стран» и воздержаться от любых других шагов, не совместимых с Венской конвенцией о дипломатических отношениях»,- говорится в итоговом заявлении НАТО, принятом по итогам прошедшего саммита в Брюсселе.
При этом в документе одной из угроз для Североатлантического альянса названы «агрессивные действия России», которые представляют собой угрозу евроатлантической безопасности.
«Помимо своей военной деятельности, Россия также активизировала свои гибридные действия против союзников и партнеров по НАТО, в том числе через доверенных лиц. Это включает в себя попытки вмешательства в выборы союзников и демократические процессы; политическое и экономическое давление и запугивание; широко распространенные дезинформационные кампании; вредоносную киберпреступность; и закрытие глаз на киберпреступников, действующих с ее территории, в том числе тех, кто нацелен на критическую инфраструктуру в странах НАТО и разрушает ее», - говорится в заявлении.
7 июня официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия не уходит от диалога с НАТО и готова к реальному обсуждению вопросов деэскалации и предотвращения инцидентов. «Но без привлечения военных экспертов переговоры по этим темам практически не имеют смысла. И господину Столтенбергу об этом прекрасно известно», - констатировала Захарова. Ранее генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг призвал Москву провести заседание Совета НАТО - Россия. «Мы пригласили российское правительство на новую встречу более года назад, но положительного ответа не последовало», - указал Столтенберг. По его словам, вот уже на протяжении 19 месяцев встреч Совета не происходило. «Отношения НАТО и России за последнее время достигли уровня, ниже которого не опускались со времен окончания холодной войны», - подчеркнул он.
В начале июня министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия уже не один год предлагает Североатлантическому альянсу договориться о конкретных, сугубо практических мерах деэскалации. «Во-первых, договориться о дистанции, ближе которой ни наши, ни натовские военные самолеты, военно-морские суда не будут сближаться. Это первое предложение. Второе – согласовать дистанцию, на которую учения НАТО и России будут отведены от линии соприкосновения, чтобы не возникало никакой истерики, когда Россия проводит учения на своей территории, а НАТО проводит «игры», озаглавленные «Защитник Европы», когда 30 тыс. военнослужащих, огромное количество техники (включая переброшенную из-за океана) концентрируются прямо на наших границах. Техника доставлена из стран, не соседствующих с Российской Федерацией. Такого рода стратегия и тактика весьма конфронтационны и рискованны с точки зрения своей провокационности. Наша инициатива «на столе». Если кто-то видит в позиции Российской Федерации какие-то далекоидущие опасные замыслы, то мы их готовы обсуждать. А вот НАТО, к сожалению, на это не готова. Когда нас призывают встречаться с коллегами из Североатлантического альянса, возобновить деятельность Совета Россия-НАТО, мы говорим, что готовы. Пусть военные начнут разговаривать о том, какова сейчас реальная ситуация «на земле», в том числе с учетом грубейшего нарушения натовскими коллегами договоренностей, заключенных в конце 1990-х гг., о том, что НАТО не будет размещать существенные боевые силы на территории новых членов. Все это уже давно забыто и нарушено. И в Прибалтике, и в Норвегии на постоянной основе располагаются вооруженные силы Североатлантического альянса. Они называют это размещение «ротационным», но «ротация» становится постоянной», - сказал Сергей Лавров.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs