ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

В Екатерининском дворце вновь открыт Лионский зал

11:37 02.06.2021 • Ольга Громова, музыковед, заслуженный работник культуры РФ, основатель и первый генеральный директор - главный редактор государственной радиостанции классической музыки «Орфей»

1717 год. Правление Петра I. Супруга царя - будущая российская императрица Екатерина I повелевает возвести для себя дворец в живописных местах неподалёку от Петербурга... Так начинается история Царскосельского Екатерининского дворца - летней резиденции трёх российских царствовавших императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Один из самых красивых дворцов планеты, расположенный всего в 26 километрах от центра Петербурга, ныне в городе Пушкин, Екатерининский дворец привлекает к себе туристов со всех уголков мира. Его посещение традиционно входит в обязательную туристическую программу в рамках знакомства с окрестностями Санкт-Петербурга.

В мае этого года в Екатерининском дворце произошло долгожданное событие: окончательно восстановлена вся знаменитая, так называемая «Золотая анфилада», построенная зодчим Бартоломео Франческо Растрелли. Восстановлена она благодаря тому, что открылся после реставрации один из самых роскошных интерьеров дворца — Лионский зал, достроенный при Екатерине II Чарлзом Камероном - шотландским архитектором, считающимся ныне основоположником русского классицизма в архитектуре... 

Восстанавливать уникальный зал и весь дворец пришлось совсем не по причине безжалостного времени, разрушающего произведения искусства и архитектурные сооружения...

В августе 1941 года, через два месяца после начала Великой отечественной войны, начались обстрелы Ленинграда и Пушкинского района. Они не затронули дворец, и по воспоминаниям сотрудницы музея Веры Владимировны Лемус, одной из последних покинувшей Царское Село, известно, что на тот момент он был в целости и сохранности.

Фашисты вошли в Пушкин в ночь с 16 на 17 сентября 1941 года. Именно с этого момента начинается варварское разграбление дворца и в том числе Лионского зала. Всё, что хранителям не удалось спрятать, всё, что являлось убранством и самой сутью здания, что невозможно вывезти, а это полы, стены, резьба, иконы - всё это подверглось мародёрству или уничтожению. Часть паркета сняли и увезли, другой частью топили печи, все иконы вырезали, оставив один фон, а иногда и вовсе ничего. Золотые шелковые ткани, изготовленные на мануфактуре во французском городе Лион - откуда и пошло само название зала, варварски содрали со стен. За три года фашисты почти полностью уничтожили дворец. Когда после освобождения города, в январе 1944 года, хранители вернулись сюда, их глазам предстала ужасная картина: одни голые изуродованные стены… Территории же дворцовых парков нацисты превратили в большие кладбища, могилы были и перед зданием, и на газонах, на откосах...

Ещё гремели сражения войны, а в Пушкине уже началась история возрождения - история уже мирного подвига советских людей: военных, музейщиков и простых ленинградцев, которые сами будучи измождёнными, приходили-приезжали и помогали возрождать дворец. Все вместе они проделали колоссальную работу: разминировали, убрали всё неподобающее месту, расчистили завалы, вывезли мусор, выкопали скульптуры из укрытий в парках, отыскали множество музейных вещей. Работы производились по плану Анатолия Михайловича Кучумова – искусствоведа, хранителя, удостоенного впоследствии Ленинской премии за свой гигантский труд, в том числе за составление подробнейшего плана-графика поисковых работ, в котором он расписал, что необходимо сделать, найти, восстановить.

И дворец начал возрождаться. Происходили поистине чудесные события! Так, в Германии, в Берлине, в 1947 году тот же Анатолий Михайлович Кучумов обнаружил в элеваторе немецкого порта фрагменты подлинного паркета. Паркет вернули в Царское Село. Больше полувека, разобранный на щиты, хранился он в фондах музея и ждал своего часа, когда десять мастеров за 547 дней восстановили его первоначальный вид.

Уже в наши дни - новая редкая удача. Во Франции в городе Лион в архивах ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», выполнявшей императорский заказ в 1860-х годах, в книге заказов XIX века оказалось описание оригинального шёлка Лионского зала. Современной фабрике «Прелль», продолжающей до сего дня традиции «Лами и Жиро», было доверено изготовление 320 метров шелка «Золотой бутон» для портьер, обивки мебели и декорирования стен зала.

Из Афганской провинции Бадахшан доставили более двух тонн редчайшего тёмного лазурита. Его распиливали на тончайшие миллиметровые пластины и выкладывали на фанере, идеально подбирая по цвету. Таким способом «русской мозаики» были воссозданы лазуритовые порталы дверных и оконных проёмов, изготовлены столики, вставки на мебели.

Сотрудники музея отмечают, что это была масштабная реставрация, проходившая в несколько этапов. На финальном - работало более сотни мастеров. По архивным документам, дворцовым описям, акварелям,  были созданы вновь также угловые камины, зеркала в бронзовых рамах, двери из ценных пород дерева в технике маркетри...

И вот через 76 лет после окончания войны Лионский зал предстал во всей своей красе и блеске. Дух захватывает от этой красоты! Изумительный неповторимый разноцветный паркет из ценных и экзотических пород деревьев сверкает инкрустациями из перламутра, насыщенно-синий лазурит, производящий эффект ночного звёздного неба, контрастируя с золотым шёлком стен, отражается в зеркалах, переливается в люстре и светильниках... «Уверена, что теперь туристы со всего мира будут стремиться в Екатерининский дворец не только ради Янтарной комнаты, но и ради этого интерьера невероятной красоты. Ведь в роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате» – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова...

Да, нигде в мире ничего равного, созданного из таких материалов, нет. И не важно, что шелк на стенах притягивает пыль и требует специального режима влажности, а перламутр под ногами невероятно хрупок... Ведь главная характеристика этих покоев — головокружительная роскошь и совершенная красота как возможность рая на земле… 

Спасительно для людей, что есть вечная красота. Хранители отмечают, что история в стенах их дворца не меняется, несмотря на изменяющуюся жизнь за его окнами. И очень радостно, что во дворце наряду с экскурсиями, напоминающими посетителям о том, как красиво, нарядно и помпезно жили наши предки, появились и экскурсии, рассказывающие о подвижниках, которые посвятили свою жизнь воссозданию дворцов, возрождению их из руин…

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати