15 апреля 2021 года. Байден выступает с короткой речью об отношениях США с Россией.
Фото с экрана телетрансляции
Американцы решили перейти Рубикон?
Выступление Байдена, посвященное отношениям США с Россией – вернее, понимание этих отношений в исполнении новой администрации – наводит на размышления относительно двух вариантов (как минимум) объяснения того, что мы имеем неудовольствие видеть в политике Вашингтона.
Первое допущение: они хотят войны, но воевать хотят чужими руками. И первые отряды – нет, не самих солдат янки – у тех даже два военных корабля сбежали от Черного моря подальше, чтобы не попасть под раздачу. Они натравливают на Россию своих ландскнехтов-наемников, уже готовых перейти Рубикон.
В последние часы послы РФ были вызваны в МИД Великобритании и Польши, где им были представлены претензии от двух самых верных союзников Вашингтона. Посмотрим, как среагируют другие члены НАТО. Ввяжутся ли в эту авантюру? Или – по кустам…
Второе допущение: сразу после разговора Байдена с Москвой, организованного одной частью чиновников администрации, моментально последовал ответ другой части из этой неоднородной и пестрой по интересам компании, взявшей Белый дом. И они быстренько дезавуировали весь возможный позитив от прямого контакта двух президентов. А это значит, как выразился один комментатор, «началась схватка пауков в вашингтонской банке».
И Байден был вынужден выступить лично.
От лица администрации Белого дома вещают… анонимы
Пока все ожидали его заявленного доклада – да-да все ждали большой, программной, развернутой и даже воинственной речи – в самой столице США «на разогреве» общались с прессой неназванные «старшие официальные лица администрации» - «Senior Administration Officials».
Тон и информация, донесенная анонимно до журналистов – имена и должности раскрыты не были – звучали провокационно и крайне резко. Заметно, что они просто разорвали в клочья все предложения Байдена о некоем налаживании контактов с Москвой, что были внесены в пресс-релиз по итогам переговоров с Владимиром Путиным:
«…Обсудили ряд региональных и глобальных вопросов, в том числе, намерение США и России продолжить диалог о стратегической стабильности по ряду вопросов контроля над вооружениями и возникающих проблем безопасности, основываясь на продлении срока действия нового Договора СНВ… Президент Байден подтвердил свою цель построения стабильных и предсказуемых отношений с Россией в соответствии с интересами США и предложил в ближайшие месяцы встречу на высшем уровне в третьей стране для обсуждения всего спектра проблем, стоящих перед США и Россией».
Трех суток не прошло, и такое впечатление, что в Белом доме стремительно поменяли всю команду, поскольку её представители просто дезавуировали намерения своего POTUSa. Там «левая рука не знает, что делает правая».
Вслушайтесь в то, что донесли до прессы по утру 15 апреля те самые «старшие официальные лица администрации»:
- Мы ясно дали понять, что стремимся к стабильным и предсказуемым отношениям с Россией. Мы не ищем, мы не желаем нисходящей спирали. Мы думаем, что можем и должны этого избежать. Но мы также ясно дали понять, публично и в частном порядке, что мы будем защищать наши национальные интересы, и что Москва будет платить за действия российского правительства, направленные на нанесение ущерба нашему суверенитету.
- В своем первом разговоре с президентом Путиным вскоре после его инаугурации президент Байден выразил нашу серьезную озабоченность по поводу ряда вредных действий России за рубежом и указал, что Соединенные Штаты отреагируют.
- На этой неделе и сегодня это то, что мы делаем: мы предпринимаем дополнительные действия, чтобы отреагировать на действия российского правительства и его разведывательных служб, направленные непосредственно против американского суверенитета.
- Некоторые элементы нашей реакции на эти действия останутся невидимыми. Наши действия, о которых было объявлено сегодня, представляют собой наш общественный ответ, который мы намерены воспринимать как решительный, но соразмерный.
- В деле «SolarWinds» (хакерская атака – С.Ф.) мы ранее называли Службу внешней разведки России виновником широкомасштабной кампании кибершпионажа, в ходе которой использовалась платформа «SolarWinds Orion» и другие инфраструктуры информационных технологий.
- Санкции – это один из компонентов сегодняшнего ответа. Сегодня президент Байден подписал новое распоряжение о санкциях, которое предоставляет администрации усиленные полномочия для реагирования и сдерживания вредоносной иностранной деятельности России. Это дает четкий сигнал российскому правительству, что мы не примем его дестабилизирующего поведения, которое причиняет вред Соединенным Штатам, нашему народу, нашим союзникам и партнерам, и что мы ответим экономически значительными издержками, если эта деятельность продолжится или усилится. (Под санкции попало такое учреждение, как Крымский СИЗО-1. Глубоко копают… – С.Ф.).
- Казначейство сегодня издало директиву, запрещающую финансовым учреждениям США участвовать на первичном рынке рублевых или нерублевых облигаций, выпущенных после 14 июня 2021 года Центральным банком Российской Федерации, Фондом национального благосостояния России или Минфина.
- Эта директива дает правительству США право расширять санкции в отношении суверенного долга в отношении России в случае необходимости.
- Минфин сегодня назначил шесть российских компаний, которые оказывают поддержку киберпрограммам российских спецслужб, начиная от предоставления экспертных знаний и заканчивая разработкой инструментов и инфраструктуры и содействием злонамеренной кибер-деятельности.
- Минфин также наложил санкции на 32 юридических и физических лица, осуществляющих направленные правительством России попытки повлиять на президентские выборы в США в 2020 году и проводить другие формы дезинформации и кампании влияния против партнеров, союзников и других правительств.
- Министерство финансов – в партнерстве с ЕС, Великобританией, Австралией и Канадой – сегодня наложило санкции на восемь физических и юридических лиц, связанных с продолжающейся российской оккупацией и репрессиями в Крыму.
- Соединенные Штаты высылают 10 российских чиновников из дипломатической миссии России в Вашингтоне.
- Разведывательное сообщество США с низкой или средней степенью уверенности оценивает, что российские разведчики стремились поощрять атаки Талибана (экстремистское движение, запрещено в России) на военнослужащих США и коалиции в Афганистане в 2019 году и, возможно, ранее, в том числе посредством финансовых стимулов и компенсаций… Наш вывод основан на информации и доказательствах связи между преступными агентами в Афганистане и элементами российского правительства.
- Безопасность и благополучие военнослужащих США, а также наших союзников и партнеров является вопросом высочайшего интереса национальной безопасности США. Наши мужчины и женщины в военной форме защищают нашу страну от вреда и продвигают наши интересы и ценности по всему миру. Они будут продолжать это делать, и мы не можем и не примем таких нападений на наш персонал. (Верх лицемерия и цинизма – С.Ф.).
- Предпринимая эти действия, мы также хотим дать понять, что у нас нет никакого желания участвовать в эскалационном цикле с Россией. Мы предполагаем, что эти ответы должны быть соразмерными и адаптированными к конкретным прошлым действиям, которые предпринимала Россия.
- Мы указали, что стремимся к стабильным и предсказуемым отношениям в будущем. Президент Байден говорил с президентом Путиным ранее на этой неделе и прямо передал это. И в этом духе он предложил провести встречу на высшем уровне в ближайшие месяцы в третьей стране Европы, чтобы обсудить весь спектр вопросов в наших отношениях. Русские не ответили на это, чтобы сказать, будут ли они – будет ли президент Путин участвовать в таком саммите.
- Мы считаем, что в ближайшие месяцы двум лидерам будет жизненно важно сесть и обсудить весь спектр проблем, стоящих перед нашими отношениями. И это ответственность лидеров значимых стран, таких как Россия и США, - собраться вместе, чтобы найти стабильный и эффективный путь вперед и не дать любому эскалационному циклу выйти из-под контроля.
Цель американской атаки – российская финансовая система
Особо интересно в этом спиче пояснения относительно американского нападения на суверенный долг России. Они по себе судят, и вычислили, что самое уязвимое место – это финансовая система:
«Мы предпринимаем сегодня действия по установлению индивидуальных и соразмерных санкций на российском рынке суверенного долга за действия, которые прямо нацелены против американского суверенитета. Это принципиальный вопрос. Нет веских причин, по которым американский народ должен напрямую финансировать правительство России, когда режим Путина неоднократно пытался подорвать наш суверенитет.
Запрет вступает в силу 14 июня этого года. Цель здесь – обеспечить упорядоченный процесс и ограничить вторичные эффекты для США или мировых финансовых рынков… Помните, что это – основной рынок, который финансирует российское правительство. Рынок суверенного долга в рублях составляет около 185 млрд, около четверти этих облигаций принадлежит иностранным инвесторам. Отстранение американских инвесторов от покупателей на этом рынке может вызвать более широкий сдерживающий эффект, который приведет к увеличению стоимости заимствований для России, наряду с бегством капитала и ослаблением валюты. И все эти силы оказывают существенное влияние на экономический рост и инфляцию в России».
То есть, это – чистый государственный терроризм, нацеленный на провоцирование «бегства капитала» из России и «ослабления российской валюты» в целях оказания негативного «существенного влияние на экономический рост и инфляцию в России». Они хотят нас разорить…
Убого мыслят.
Концовка этого брифинга для прессы такова.
«Чтобы укрепить наш коллективный подход к укреплению кибербезопасности, мы объявляем о двух важных шагах:
Во-первых, Соединенные Штаты активизируют наши усилия по продвижению рамок ответственного поведения государства в киберпространстве и по сотрудничеству с союзниками и партнерами для противодействия злонамеренным действиям в киберпространстве, подобным тому, что, как мы видели, совершает Москва.
Во-вторых, мы укрепляем нашу приверженность коллективной безопасности в киберпространстве. Министерство обороны ежегодно проводит важные кибер-учения для повышения уровня безопасности, кибероператоров и общего потенциала. Мы будем приглашать партнеров, и Великобритания, Франция, Дания и Эстония уже согласились присоединиться к планированию учений «CYBER FLAG» в этом году».
В общем, «разогрели» обстановку.
440 секунд Байдена
А потом к публике – почти в полночь по московскому времени – вышел Байден.
Да, до этого POTUS ещё успел направить в Конгресс письмо, в котором объявил чрезвычайное положение в США в связи с «угрозами со стороны России». Ну – суть угроз была донесена до прессы на цитируемом выше брифинге. Интересно, там кто-нибудь будет выпрыгивать из окон с воплями «Русские идут!», как это сделал в конце 1940-х годов спятивший военный министр Форрестол?
В общем, за день американская администрация нагородила такого, что теперь разгребать придется годами… И они там искренне верят в свою непогрешимость и победу?
А Байден был короток и округл донельзя. Вот полный текст того, что он донес до аудитории за несколько минут своего спича. Это как в том рассказе Салтыкова-Щедрина: «От него кровопролития ждали, а он чижика съел».
Во всяком случае, Байден, если он отвечает за свою администрацию, начал «играть в хорошего и плохого полицейского в одном лице». И раздвоение личности ему не к лицу…
А, если предположить, что он за всю администрацию не отвечает, поскольку её не контролирует, и там идет борьба кланов? По тону и содержанию утреннего и вечернего настроя 15 апреля 2021 года в Белом доме можно сделать и такой вывод – очень уж «концы расходятся», не удается их «связать на груди».
Так что ж Байден сказал миру?
«Ранее на этой неделе я говорил с президентом России Путиным о характере наших отношений, отношений между нашими двумя странами. И я был искренним, уважительным. Беседа была откровенной и уважительной. Две великие державы, несущие значительную ответственность за глобальную стабильность. И президент Путин, и я несем значительную ответственность за управление этими отношениями. Я очень серьезно отношусь к этой ответственности, как и он. Уверен.
Россия и американцы – люди гордые и патриотичные. И я верю, что русский народ, как и американский народ, инвестирует в мирное и безопасное будущее нашего мира. Во время президентской кампании я полагал, что, если бы меня избрали президентом, я бы отреагировал на любую попытку повлиять на наши выборы. А поскольку выборы священны, они являются суверенным делом и выражают волю американского народа. И мы не можем позволить иностранной державе безнаказанно вмешиваться в наш демократический процесс. И я сказал, что если получится так, что в наших выборах есть постороннее участие, я отвечу.
Позже, когда мы узнаем больше о кибер-вторжении «SolarWinds», я ясно дал понять, что отвечу, как только мы определим, кто на самом деле проводил взлом и о масштабе произошедшего.
Когда президент Путин позвонил мне в январе после того, как я принес присягу, и поздравил меня, я сказал ему, что моя администрация будет очень внимательно изучать теперь, когда у нас есть доступ ко всем данным, чтобы оценить роль России, а затем определить, какой ответ мы бы сделали.
Когда мы снова разговаривали на этой неделе, я сказал ему, что в ближайшее время мы будем реагировать взвешенно и соразмерно, потому что мы пришли к выводу, что они вмешивались в выборы, а атака «SolarWinds» была совершенно неуместной. Сегодня мы одобрили несколько шагов, в том числе высылку нескольких российских чиновников за их действия. Я также подписал указ, разрешающий новые меры, включая санкции, в отношении конкретных вредных действий, которые Россия предприняла против интересов США.
Я ясно дал понять президенту Путину, что мы могли бы пойти дальше, но я решил этого не делать. Я предпочел быть соразмерным.
Соединенные Штаты не стремятся начать цикл эскалации и конфликта с Россией. Мы хотим стабильных, предсказуемых отношений. Если Россия продолжит вмешиваться в нашу демократию, я готов предпринять дальнейшие действия в ответ. Я, как президент Соединенных Штатов, обязан сделать это. Но на протяжении всей истории долгой конкуренции наши две страны смогли найти способы управлять напряженностью и не допускать ее выхода из-под контроля.
Есть также области, в которых Россия и США могут и должны работать вместе. Например, в первые дни моего правления мы смогли быстро продлить на пять лет договор СНВ и сохранить этот ключевой элемент ядерной стабильности между нашими странами. И это было в интересах Соединенных Штатов, России и, откровенно говоря, всего мира. И мы это сделали.
Когда я разговаривал с президентом Путиным, я выразил уверенность в том, что общение между нами лично и напрямую должно иметь важное значение для продвижения к более эффективным отношениям, и он согласился с этим. С этой целью я предложил нам лично встретиться этим летом в Европе на саммите, чтобы рассмотреть ряд проблем, стоящих перед обеими нашими странами.
Наши команды сейчас обсуждают такую возможность. И после того саммита, который должен будет состояться, и я верю, что он состоится, Соединенные Штаты и Россия могли бы начать диалог о стратегической стабильности, чтобы продолжить сотрудничество, контроль над вооружениями и безопасность.
Мы можем решать важнейшие глобальные проблемы, которые требуют совместной работы России и Соединенных Штатов, включая сдерживание ядерных угроз со стороны Ирана и Северной Кореи, прекращение этой пандемии в глобальном масштабе и преодоление экзистенциального кризиса изменения климата.
Я также дал понять президенту Путину, что Соединенные Штаты непоколебимо поддерживают наших союзников и партнеров в Европе. В этом ключе я выразил обеспокоенность наращиванием российской военной мощи на границе с Украиной и в оккупированном Крыму. Я подтвердил поддержку США суверенитета и территориальной целостности Украины и настоятельно призвал его воздерживаться от любых военных действий.
Пришло время деэскалации. Путь вперед лежит через вдумчивый диалог и дипломатический процесс. США готовы и дальше конструктивно продвигать этот процесс.
Суть моих идей в следующем. Там, где Соединенные Штаты заинтересованы в сотрудничестве с Россией, мы должны и будем сотрудничать.
Если Россия пытается нарушить интересы США, мы ответим.
Мы всегда будем защищать нашу страну, наши институты, наших людей и наших союзников».
И всё…
Что более всего интересно Байдену, какие проблемы он называет «глобальными»?
– Ядерные угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи.
- Прекращение пандемии коронавируса в глобальном масштабе.
- Преодоление экзистенциального кризиса изменения климата.
Волнуют ли эти темы Москву?
Да и как с ним, с POTUSом разговаривать после того, как Байден только что прочертил «красные линии» и ещё подписал бумаги, ущемляющие суверенитет и интересы России?
В общем, Джо «в поход собрался на Москву». Дойдет ли, если даже на 10 минут речи у него сил не хватило – по хронометражу получилось 440 секунд?
Мнение втора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs