Фото: Алексей Бронников, Государственный Эрмитаж
В Главном штабе открылась выставка «Сесил Битон и культ звёзд», подготовленная Эрмитажем совместно с Архивом студии фотографа (Cecil Beaton Studio Archive) в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» при участии британского Фонда друзей Эрмитажа. Ретроспектива Сесила Битона, проводимая в России впервые, дает возможность зрителям увидеть трансформацию звёздной индустрии XX века, а через биографию самого фотографа и дизайнера можно без труда проследить за развитием феномена культа звезд и «селебрити» культуры.Экспозиция насчитывает100 работ, сделанных звездой британской и мировой фотографии XX века в разные периоды его почти полувековой карьеры. Выставка готовилась не один год, и экспонаты, наряду с Архивом студии Сесила Битона, предоставили музеи Виктории и Альберта в Лондоне, архивы журналов Vogue, Vanity Fair и частные коллекционеры.
Церемония онлайн открытия
Фото: Алексей Бронников, Государственный Эрмитаж
Ежегодно в начале декабря проходят Дни Эрмитажа, отмечаемые в честь Св. Екатерины, покровительницы музея. Обычно в главном музее страны принимают много гостей, организуют праздничные мероприятия, дарят подарки посетителям, открывают новые выставки. Традицию решили не нарушать, только внесли поправки в духе времени – многие из специальных мероприятий перенесли в дистанционный формат.
Открытие состоялось в режиме онлайн, а кураторы провели виртуальную экскурсию по экспозиции. Директор музея Михаил Пиотровский начал свое приветствие с экрана с того, что поблагодарил всех, кто сделал возможным провести эту выставку сейчас, когда закрыты границы между странами. «Выставка добралась до Эрмитажа очень вовремя. Она – мост, символ связи между музеями, между странами и прекрасный результат сотрудничества. Такая выставка – это еще и искусство как лекарство. Это - рассказ о красивой жизни, причем когда люди делают ее красивой, когда фотограф по-своему преображает звезд…», – сказал Пиотровский. Красоты на выставке действительно много, причем самой изысканной, а дизайн экспозиции, выполненный бюро PS Culture, на редкость гармонично ее подчеркивает.
Экспозиционный дизайн выставки
Фото: Алексей Бронников, Государственный Эрмитаж
Выставка состоит из нескольких разделов и начинается с винтажных отпечатков 1920-1930-х годов, когда Битон фотографировал для журналов Vogue и Vanity Fair. В то время будущий классик в основном снимал лондонскую богему, работал в жанре светского портрета и fashion-фотографии, а позднее стал иллюстратором, сценографом, дизайнером по костюмам, причем его глубокое понимание механизмов моды и известности остается актуальным и по сей день. Снимок его сестры Нэнси в образе падающей звезды — одна из культовых работ Битона раннего периода.
Сесил Битон. Нэнси в образе падающей звезды, 1929
Кроме дара фотографа и дизайнера, Сесил Битон обладал еще и литературными талантами. Одно из его высказываний вполне можно взять как эпиграф к его собственной жизни: «Будь смелым, будь разным, будь непрактичным, будь тем, кто отстаивает неприкосновенность цели и образное видение в борьбе против рабов правил, порождений банальности, рабов посредственности», писал он. Молодой Битон был дружен с художниками-сюрреалистами, и снимок, известный как «Модель в белой панаме от “Suzy”», где голова модели торчит из шляпной коробки, — дань тому времени и тем эстетическим течениям.
Сесил Битон. Модель в белой панаме от «Suzy», 1934 год
Большой интерес вызывают не только самые известные фотографии Сесила Битона, но и работы, рассказывающие о «кухне» модной съемки середины века — серии контрольных отпечатков с авторскими пометками, коллажи, снимки со следами ретуши. Куратор выставки Дарья Панайотти говорит, что наследие фотографа бережно сохраняется: «Мы работали с архивом Сесила Битона в Лондоне, где снимки до сих пор хранятся в том же каталожном порядке и в тех же шкафчиках, в которых их хранил сам автор. Нам было важно показать его наиболее известные работы, благодаря которым он стал одним из самых известных фотографов двадцатого века, и те работы, в которых видно, как он создавал эти образы».
В 1970 году он и сам попал в международный список Зала Славы самых стильных людей и был признан иконой стиля, а два года спустя удостоен титула сэра.
Сесил Битон. Автопортрет, 1930-е годы
В довоенные годы Битон становится знаменитым по обе стороны Атлантики, в его портретной галерее – светские львицы, голливудские звезды, известные писатели и дизайнеры своего времени, а позднее и рок-звезды. Среди его персонажей Коко Шанель, Кристобаль Баленсиага и Ив Сен Лоран, Грейс Келли и Джоан Кроуфорд, Пабло Пикассо и Элизабет Тейлор, Мик Джаггер и Мэрилин Монро. Его восхищали те, кто обладал врождённой «star quality», качествами звезды — как, например, Марлен Дитрих или Одри Хепбёрн. Именно с Одри Хепбёрн связана еще одна вершина его карьеры: за лучший дизайн костюмов и лучшую работу художника-постановщика в фильме «Моя прекрасная леди» он получил два «Оскара».
Сесил Битон. Одри Хепберн на съемках фильма
«Моя прекрасная леди», 1963 год
Хотя выставка и рассказывает о многих знаменитых людях XX века, с которыми дружил и работал Битон, Михаил Пиотровский отметил глубоко демократический характер экспозиции: «Это тот пример искусства, который делает роскошь доступной всем. И то, что на самом деле делает и сам Эрмитаж – высокое искусство становится доступным. И в работах Сесила Битона, и в его замечательных комментариях».
Отдельная глава его карьеры и жизни – съемки королевской семьи. В 1942 году перед его объективом появилась юная принцесса Елизавета, позднее — ее сестра Маргарет. Именно Битон сделал фотография королевы Елизаветы II всего за день до ее коронации, а в 1953-м именно Сесил стал автором ее официальных коронационных портретов уже в статусе королевы. Оригинал легендарного фото можно увидеть в Эрмитаже.
Сесил Битон. Официальный коронационный фотопортрет Королевы Елизаветы II. 1953 год
Фото: Алексей Бронников, Государственный Эрмитаж
«Коронационный портрет Елизаветы II находится в сердце экспозиции — как и все остальные, она, конечно, селебрити в полном смысле этого слова. Назвать Сесила Битона главным виновником такого положения вещей, конечно, было бы преувеличением. Но это он в XX веке создал узнаваемый образ британской монархии — настолько хрестоматийный, что панки Sex Pistols взяли именно битоновский портрет на обложку своего сингла God Save the Queen», — говорит куратор выставки Дарья Панайотти.
Особое внимание в экспозиции кураторы уделили связям Сесила Битона с русской культурой, которой он всегда интересовался, а в 1935 году даже побывал в СССР – в Москве и Петербурге, куда теперь символично вернулись его работы. Один из разделов посвящен балетной фотографии и съемкам для «Русских балетов». Поклонник дягилевских сезонов и аристократии, он фотографировал Феликса Юсупова и звезд русских балетных трупп, наследников дягилевской антрепризы. «Его герои – это люди из высшего света России, оказавшиеся в эмиграции и принесшие свою манеру элегантности в качестве подарка Европе. Эта вся красота, рождающаяся не просто так, а из интеллекта, судьбы, умения. Это все уроки, особенно полезные сегодня», — добавил в своем видео выступлении Михаил Пиотровский.
Сесил Битон. Балерина М. Плисецкая, 1964 год
Фото: Алексей Бронников, Государственный Эрмитаж
Позднее Битон много снимал Рудольфа Нуреева, Марго Фонтейн и Майю Плисецкую.
Хьюго Викерс, британский биограф фотографа и один из авторов каталога выставки пишет, что «Нуреев любил лежать на полу в доме Сесила и рассматривать свои портреты. Если снимок ему не нравился, протыкал его ножом для бумаг». В альбомах, в которые Сесил Битон вклеивал вырезки из журналов и газет, фотографии, рисунки, шаржи, которые казались ему значимыми, много карточек русской примы Анны Павловой.
Есть на выставке и раздел, посвященный Битону – военному фотографу. В годы Второй мировой войны он работал на Министерство информации, много ездил по миру, освещая боевые действия Британии в Африке и Юго-Восточной Азии. Лондон времен войны, запечатленный на фотографиях Битона, отражает уникальное видение и стиль, присущий мастеру.
Нынешняя фотовыставка – в русле новых традиций музея. В Эрмитаже уже показывали таких признанных мастеров мировой фотографии, как Ирвин Пенн и Анни Лейбовиц.
К выставке, которая продлится до 14 марта 2021 года, подготовлен иллюстрированный двуязычный каталог на русском и английском языках. В будущем году «Сесил Битон и культ звёзд» увидят зрители Великобритании и Италии.
Фото предоставлены пресс-службой Государственного Эрмитажа
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs