Робин Роуд. Принцип «Надежды», 2017
В Москве в исторических интерьерах музея-усадьбы Муравьевых-Апостолов открылась выставка 12 фотографов-финалистов восьмого сезона Prix Pictet – авторитетной международной премии, присуждаемой за выдающиеся произведения, посвященные проблемам устойчивого развития, экологии и острым социальным вопросам. Московская выставка, которая продлится до середины марта – часть мирового турне, в которое по традиции отправляются работы финалистов премии. Позади Лондон, Токио и Цюрих, а впереди – не менее 15 городов мира, в которых за текущий год покажут лучшие образцы фотоискусства, собранные в шорт-листе премии. В российскую столицу выставку привозят обязательно и, как подчеркнул на открытии директор премии Майкл Бенсон (Michael Benson), это - знак уважения русской и советской фотографической школе и признание интереса широкой аудитории к этому искусству.
В исторических интерьерах музея-усадьбы Муравьевых-Апостолов
С момента основания конкурса – он существует с 2008 года - каждый цикл был посвящен определенной теме. В разные годы это были «Пространство», «Земля», «Рост», «Власть» и другие. В нынешнем сезоне была выбрана тема «Надежды» и зрителям, вслед за участниками конкурса, предлагается найти свою интерпретацию, что означает это понятие для всех и для каждого в отдельности. Абстрактные формулировки подразумевают одновременно и стилевое разнообразие, и возможность художественного высказывания, но главное, на чем основывается отбор номинантов – это яркое раскрытие выбранной темы и высочайший профессиональный уровень работ. В конкурсе, как и в предыдущие годы, приняли участие более 600 фотографов из разных стран, приславших на сайт премии более 4800 работ, так что для экспертного жюри отбор финалистов был нелегкой задачей. Российские мастера также не раз становились финалистами премии: так в 2017 году в итоговый список вошли работы известных фотографов Сергея Пономарева и Павла Вольберга.
Джоана Чомали. Из серии работ Ça va aller («Все будет хорошо»)
Лауреатом нынешнего сезона конкурса была признана фотограф изКот-д'Ивуар Джоана Чомали (Joana Choumali) – первая женщина фотограф из Африки, удостоенная этой награды. Свое видение «надежды» она выразила в серии работ Ça va aller («Все будет хорошо»), за которую и получила признание авторитетного жюри и высокую оценку зрителей. В серию вошли снимки города Гран-Басам в Кот-д’Ивуаре, сделанные спустя три недели после террористической атаки на местном пляже в 2016 году. Председатель экспертного совета сэр Дэвид Кинг, назвал серию ее работ «неповторимым и самобытным размышлением-медитацией о способности человеческого духа отстоять право на надежду и преодоление трудностей даже в самых трагических обстоятельствах.»
Кроме остроты темы знаковой оказалась и техника ее работ – своеобразный символ всепроникающей цифровой эпохи. На церемонии вручения премии, которая прошла в Лондоне в Музее Виктории и Альберта сама фотограф объяснила, что снимала кадры на свой телефон, чтобы не беспокоить людей недавно переживших горе, потом перевела изображение на ткань и покрыла образы красочной и изысканной вышивкой. По словам художницы именно так – стежок за стежком – она сама справилась с тем, что видела и испытала пережила.
Открывая московскую экспозицию директор премии Prix Pictet Майкл Бенсон подчеркнул, что все, без исключения, работы финалистов — это сочетание репортажной фотографии и высокого фотоискусства, ведь именно этим славится Prix Pictet. Но в некоторых работах эта особенность конкурса выражена наиболее ярко, и именно такова серия южноафриканского ветерана фотографии Гидеона Менделя (Gideon Mendel) , хотя он и не стал лауреатом.
Гидеон Мендель. Из серии «Завещание выцветшей памяти», 2016
«Эти снимки сделаны в 80-е годы в ЮАР, в разгар борьбы с апартеидом, в которой автор принимал активное участие. Много лет спустя Мендель достал из ящика негативы и слайды, которые сильно пострадали. Фотограф был просто поражен этим эффектом, увидев в этом аллегорию увядания воспоминаний о том жестоком времени», – сказал Майкл Бенсон в нашей беседе. Все представленные на выставке авторы демонстрируют широкий диапазон подходов к фотографии, и вместе с тем их работы служат ярким свидетельством уязвимости нашего мира. Так Маргарет Кортни- Кларк (Margaret Cortney- Clark) из Намибии в серии работ с поэтическим названием “Слезы грусти перед надвигающимся дождем» пытается отобразить все многообразие культур и народов, населяющих эти огромные залитые светом пустынные территории, а люди, зачастую вынуждены мигрировать туда, где есть влага и пища. Единственное , что удерживает их – это надежда, что жизнь в этих местах не исчезнет, несмотря на все трудности.
Зрители на экспозиции выставки
Рена Эффенди (Rena Effendi) – уроженка Азербайджана, и много работала на постсоветском пространстве, в том числе в Украине и Грузии, но на данный конкурс представила серию, снятую в Румынии “Трансильвания: на траве”, в которой приоткрыла для зрителей уходящий мир сельских жителей в этой части Европы. Жители региона тесно связаны с землей, традиционными ценностями и уважением к природе, и в ее работах еще живет надежда, что прежний образ жизни может чудесным образом сохраниться. Надо сказать, что это далеко не первое обращение молодого, но уже титулованного фотографа к теме экологии и развития. Еще в 2006 году она проехала через Азербайджан, Грузию и Турцию вдоль 1700-километровой трассы нефтепровода, связавшего эти страны. По пути она собирала нерассказанные прежде истории, а ее камера запечатлела, что спрятано за рекламными манифестами экономического благоденствия. Вышедший тогда фотоальбом «Линия Жизни» — это книга о чудесных мечтах, которым не суждено сбыться.
Рена Эффенди. Из серии “Трансильвания: на траве”
Премия, основанная швейцарской Pictet Group, прочно утвердила свое место в мире профессиональной фотографии, обозначив за десять с лишним лет свою уникальность и высокий авторитет. Среди других подобных премий ее отличает не только солидный бюджет – победитель получает премию в 100 тысяч швейцарских франков – но и выраженная социальная направленность.
Выставка финалистов Prix Pictet уже в четвертый раз проходит в уютных залах усадьбы на Старой Басманной -- ведь филантроп, швейцарский финансист и основатель музея Кристофер Муравьев-Апостол, восстановивший на свои средства московский дом своих знаменитых предков – один из крестных отцов премии. В интервью МЖ после открытия экспозиции Кристофер Муравьев-Апостол сказал: «По теме нынешняя выставка, как нельзя лучше совпадает с тем, что мы стараемся делать в музее, после того как отреставрировали дом. Ведь дом сам по себе – это символ надежды. Если бы вы видели состояние этого дома двадцать лет назад …. Но если веришь, то всегда есть надежда. Одна из первых выставок, которая проходила здесь в музее – это была выставка «Genesis» знаменитого фотографа Себастьян Сальгадо. Она тоже была связана с устойчивостью, и эта тема сейчас близка нам всем. А нынешняя выставка – это устойчивость еще и с надеждой! И это даже лучше. В этот раз работы лауреатов интересны не только из-за темы, но и в список финалистов попали работы очень сильных авторов. Одна из лучших за все время существования премии.»
Кристофер Муравьев-Апостол открывает выставку
Сегодня дом-музей Муравьевых-Апостолов – не только площадка для уникальных выставок, но и шире - мост между культурами, в том числе и между прошлой, столь бережно воссозданной в проекте уникальной реставрации, и культурой современной.
Пока выставка сезона 2018- 2019 путешествует по миру, организаторы премии обсуждают, чему будет посвящен девятый сезон конкурса Prix Pictet. Тему объявят в июне этого года.
Выставка продлится до 13 марта.
Фото предоставлены пресс-службой музея-усадьбы Муравьевых-Апостолов
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs