ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Новые ценности архимандрита Кирилла

10:40 02.02.2020 • Михаил Леонов, журналист

Печальные политические события, произошедшие в 2014 году в Киеве, послужили своего рода водоразделом для новейшей истории Украины. Как для самого государства, так и для многонационального многомиллионного его населения. Майдан разделил не только историю на «до» и «после», но и внес разделения и противостояния практически в каждую семью. То, что раньше было обыденными составляющими жизни и взаимоотношений, теперь стало критически важным. Язык, на котором говорят муж, жена, дети соседи; церковь в которую они ходят (не ходят); история и её интерпретации; герои и подлецы – все смешалось в этом странном котле ненависти, противостояния и непонимания.

Церковь, как и общество, также не избежала своего водораздела. У людей, ориентирующихся в церковной тематике, на слуху имена таких одиозных личностей как митрополиты Александр (Драбинко) и Симеон (Шостацкий), не нуждаются в особых комментариях и Епифаний (Думенко) или Евстратий (Зоря).

Однако, существуют личности малоизвестные в широких кругах, что, впрочем, не мешает (а может даже и способствует) оставаться им не менее значимыми и требующими определенного внимания.

На страничках издания «Сноб» было опубликовано интервью с Архимандритом Кириллом (Говоруном), священником Московской Патриархии Русской Православной Церкви (!), теперь уже заштатным клириком УПЦ МП. О самом интервью и о некоторых заявлениях, высказанных о. Кириллом, несколько ниже, а пока давайте знакомиться.

Уроженец Черкасской области Сергей Николаевич Говорун оканчивает киевские духовные Семинарию и Академию в 90-ых годах. Свою церковную деятельность он начинает сотрудником ОВЦС РПЦ МП в 2001 году, где спустя пять лет получает сан диакона и вскоре и священника. В 2007 году, неся послушание в Киевской Митрополии УПЦ МП, Митрополитом Владимиром (Сабоданом) постригается в монашество, через год занимает пост председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви и в том же году возводится в сан архимандрита. Помимо этого он -заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сотрудник Йельского университета – всего не перечесть.

И вот, в декабре 2013 года, в самые первые дни Майдана, Архимандрит Кирилл пишет: «И вот теперь на Майдане мы наблюдаем яркий пример осознания обществом своей собственной субъектности. На Майдане рождается или уже родилось сообщество, которое является хрестоматийным примером гражданского общества — его почти чистый субстрат.Это сообщество идентифицирует себя на основе общих ценностей: достоинства, честности, ненасилия (здесь и далее выделено мною – авт.), взаимопомощи, готовности к самопожертвованию»[1]. Можно было бы удивиться, как о. Кирилл сумел рассмотреть в майданных кровавых событиях и выступлениях неонацистов, расстреливавших и громивших всё и вся, достоинство, честь и ненасилие, если бы не знать одного неприглядного факта его биографии - Архимандрит Кирилл, как оказалось, являлся информатором американского Госдепа. Это подтверждает секретное донесение от 9 января 2009 г. посла США на Украине Уильяма Тейлора, обнародованного сайтом Wikileaks[2]. Бывает же такое! Ну, как говорится, Бог ему судья!

Вернемся к интервью этого, то ли политика, то ли «богослова» изданию «Сноб».

Свою позицию и свое отношение к истине о. Кирилл показывает с первого же абзаца. Говоря о том, что победоносного марша созданной Фанаром на Украине ПЦУ не произошло и к раскольникам присоединилось лишь порядка пятисот приходов, о. Кирилл ни словом не упоминает о том, что большинство приходов переходить и не собирались – лишь насильственные действия с использованием административного ресурса и националистических боевиков обеспечили эту «победу».

«Для Украины хорошо, - вещает клирик Московской Патриархии, - что в ней сосуществуют две параллельные канонические православные структуры, которые, если говорить светским языком, будут конкурировать между собой». Каноническая структура, называемая Церковью, дорогой о. Кирил, на Украине одна – это Украинская православная церковь (УПЦ МП), к которой Вы, вроде бы, имеете самое прямое отношение. Не говоря уж о том, что кому, как не выпускнику семинарии и академии было бы не знать основного положения экклезиологии, провозглашающего быть одному епископу во главе одной Церкви на одной территории. Не говоря уж о том, что ряженые псевдо-епископы УАПЦ и УПЦ КП, в нарушение всяческих канонов «принятые в общение» патриархом Варфоломеем, епископами называться никак не могут, и никак не могут представлять (или составлять) какую-либо Церковь.

А нынешний раздрай между раскольничей УПЦ КП и новосозданной Фанаром ПЦУ и появление новых параллельных единокафедрных «епископов», «хиротонисуемых» Филаретом в пику Епифанию и вовсе никакой «благодатной конкуренции» привнести не могут априори. Церковь, простите, не корпорация или ООО, чтобы конкурировать на рынке товаров или услуг в предоставлении более дешевых товаров. Хотя в этом случае все это весьма похоже на коммерческую конкуренцию.

«Откровения» о существовании раскола на двух уровнях - экзистенциальном и организационном, - о котором о. Кирилл говорит далее, и вовсе претендуют на новую философско-богословскую «теорию», пытающуюся объяснить необъяснимое и неприемлемое канонами и историей Церкви.

Какой, оказывается, прогрессивной к вызовам современности оказалась, по словам о. Кирилла, ПЦУ, в вопросе допустимости богослужения на родном (украинском) языке! При этом он ни словом не говорит своим читателям о хорошо известном всем факте, что еще покойным Митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом) УПЦ МП благословила совершение ВСЕХ богослужений (при желании общины верующих) на украинском. Странная забывчивость, но чего не бывает при конкуренции...

И как же было обойтись без риторики, националистической аргументации и апологетики Майдана! «Автокефалия стала реакцией на агрессию российского государства против Украины, в которой активно или пассивно принимали участие и РПЦ, и УПЦ (МП). И в украинском обществе, которое искало средства противостояния российской агрессии, запрос на самостоятельную церковь значительно вырос», - вот, оказывается, где находится религиозное «счастье» украинской нации! Свидетельства многочисленности паствы канонической УПЦ МП, их многотысячные крестные ходы, их неприятие и многомиллионное нежелание и неприятие этой самой «благодатной» автокефалии ничего не значат в глазах о. Кирилла.

Лжет о. Кирилл и тогда, когда говорит о том, что «…так называемая доктрина «Русского мира», артикулированная именно Русской православной церковью, стала идеологической подоплекой войны» на юго-востоке Украины. Он не желает видеть тот очевидный факт, что эволюция гражданского сознания и дистанцирование Крыма и Донбасса явились естественным следствием националистического шабаша на Украине, инициированного совершенно иными силами, весьма далекими от Русской Православной Церкви и православия вообще.

Ну что тут еще скажешь?! Окидывая взглядом все идиологемы о. Кирилла (Говоруна), вынужден констатировать, что в них наличествует какая-то раздвоенность личности и принцип двойных стандартов. И здесь не играет существенной роли – вынужденная это позиция или естественная. Мнения могут быть разные, но в этом случае возникает стойкое впечатление, что он живет и «проповедует» по тем правилам, которые установлены в обществе его кураторов. Уж очень похожи все его сентенции на уже не раз произнесенные ранее различными ревнителями майдана и его «ценностей».

Отец Кирилл, вы уж определитесь – вы слуга Церкви (и какой?) или политик?! Судя по вашим последним выступлениям, вам будет легко сменить рясу на цивильный костюм. Да и место в политике вам уже, скорее всего, заготовлено.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати