Фото: quickfireinc.wordpress.com.
Страны Персидского залива сдержанно отреагировали на решение правительства Индии отменить особый статус штата Джамму и Кашмир. Как сообщает обозреватель Associated Press Айя Батрави, подобная позиция объясняется их экономическими интересами. Ежегодный товарооборот Дели с арабскими странами Персидского залива составляет более 100 млрд. долларов, и местные власти не желают терять ценного партнера. Еще одна причина – события «арабской весны», потрясшие весь ближневосточный регион и заставившие местные власти обратить внимание на местные оппозиционные и сепаратистские настроения.
Крупнейшая страна региона Саудовская Аравия призвала к сдержанности и ограничилась лишь озабоченностью по поводу назревшего кризиса. Другие страны Персидского залива - Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман - похоже, не сделали никаких заявлений. Объединенные Арабские Эмираты пошли еще дальше, явно присоединившись к Индии, назвав решение о понижении статуса Кашмира «внутренним делом» официального Дели.
Реакция Саудовской Аравии на подавление военных действий в контролируемом Индией Кашмире осложняется ее тесными связями с Индией и Пакистаном, которые вели две войны за спорный Гималайский регион, а также идеологическим соперничеством с Турцией и Ираном за превосходство в исламском обществе.
Премьер-министр Пакистана Имран Хан в последние дни обратился к лидерам Саудовской Аравии и Бахрейна, чтобы обсудить действия Индии в Кашмире, но неясно, найдет ли он поддержку арабов, если попытается поднять этот вопрос на заседании Совета Безопасности ООН.
В арабских странах Персидского залива проживает более 7 миллионов индийских экспатриантов, которые принимают активное участие в экономической жизни, работая врачами, инженерами, учителями, водителями, строителями.
Нигде в регионе эти отношения не проявляются так отчетливо, как в Объединенных Арабских Эмиратах, где индийцы превосходят по численности арабское население в три раза. В 2018 году объем двусторонней торговли превысил 50 млрд. долларов, что делает Индию вторым по величине торговым партнером ОАЭ.
По данным Министерства иностранных дел Индии, индийские инвестиции в ОАЭ составляют 55 миллиардов долларов, а индийцы являются крупнейшими иностранными инвесторами на рынке недвижимости Дубая. Тем временем DP World, глобальный портовый оператор Дубая, планирует создать логистический центр в контролируемом Индией Кашмире.
«Религиозная напряженность сделала Кашмир еще одной областью борьбы между Саудовской Аравией, Ираном и Турцией за борьбу мусульманских стран во всем мире», - сказал Хасан аль-Хасан, эксперт по отношениям между странами Персидского залива в Международном институте стратегических исследований.
«Турки и иранцы пытаются укрепить влияние в Кашмире. Поэтому я сомневаюсь, что Эр-Рияд захочет уступить Анкаре и Тегерану место в этом символическом соревновании за роль лидера мусульманского мира», - сказал он.
Турция, чей ежегодный объем двустороннего товарооборота с Индией составляет не более 7 млрд. долларов, поддерживает Пакистан. В недавно состоявшемся разговоре между президентом Турции Реджепом Эрдоганом и премьер-министром Имраном Ханом вновь было подчеркнуто, что Анкара выступает за право Кашмира на самоопределение.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs