Официальный представитель МИД Китая Гэн Шуан заявил о том, что Китай в ответ на американские поставки военной техники и снаряжения на Тайвань на сумму 2.2 млрд. долл., введет санкции против американских поставщиков оружия Тайваню. «Продажа оружия Тайваню нарушила основные нормы международного права, международные отношения и принцип одного Китая и три китайско-американских совместных коммюнике», заявил он.[1]
Речь идет о соблюдении положений трех совместных документов, которые признавали существование в мире "одного Китая", считали Тайвань неотъемлемой частью страны, а правительство КНР - единственным законным правительством в стране. Как говорится в одном из официальных китайских комментариев, Вашингтон также пообещал в них шаг за шагом сократить объем продажи оружия Тайваню вплоть до окончательного решения этого вопроса. Но одновременно с этим США продолжают политические и военные контакты с Тайванем, в соответствие с законом об отношениях с островом, тем самым вмешиваясь во внутренние дела Китая.[2]
Под китайские ограничения могут попасть Honeywell International Inc, которая производит двигатели для танков Abrams, и частный производитель реактивных самолетов Gulfstream Aerospace, который принадлежит General Dynamics. Военной составляющей бизнеса этих компаний санкции не повредят, поскольку продажа американского оружия в Китай запрещена после событий на Тяньяньмэнь в июне 1989 г. Но может пострадать гражданская составляющая, поскольку компании из санкционного списка поставляют в Китай лифты и аэрокосмическое оборудование.
Китайская сторона уже прибегала к подобным ответным мерам на поставки американского оружия в 2015 г. Сейчас «санкционный» ответ Пекина можно объяснить тем, что нынешняя сделка по своим масштабам - самая крупная из заключенных с Тайванем после того, как Дональд Трамп стал президентом США.
К тому же, сообщение Госдепартамента США о продаже оружия было приурочено к зарубежной поездке президента Тайваня Цай Инвэнь. Она отправилась на Гаити и в некоторые другие страны Карибского моря, которые продолжают сохранять дипломатические отношения с Тайванем вопреки нажиму со стороны КНР. А по пути глава тайваньской администрации остановилась в Нью-Йорке, где тайваньская миссия устроила в честь нее прием. Цай также переговорила по телефону со спикером Палаты представителей Нэнси Пелоси и с сенаторами и членами Конгресса. США и Тайвань, как подчеркнула Цай, «придерживаются демократических ценностей», и потому «связи будут крепнуть». В Пекине это расценили как вызов.[3]
В марте 2019 г. Соединенные Штаты подписали соглашение о продаже Тайваню четвертого поколения реактивных истребителей F-16V. Китай считает продажу таких вооружений Тайваню, как реактивные истребители и подводные лодки, «красной чертой», поскольку они реально способны изменить баланс сил в акватории Тайваньского пролива и регионе в целом. В прошлом Китай оказывал давление на другие страны с целью предотвращения продажи таких видов оружия Тайваню.
Объявленные китайские санкции, как пишут в американской прессе, имеют скорее символическое, чем практическое значение, поскольку они не повлияют на состояние рынка вооружений. Однако этот символизм имеет вполне реальный практический смысл: Пекин показывает, что не намерен отступать, используя против Вашингтона его же санкционное оружие, которое становится обоюдоострым.
Подобные ответные меры китайской стороны также предрекают усиление напряженности в американо-китайских отношениях¸ особенно на фоне неурегулированных торгово-экономических разногласий. Если американская сторона не откажется от анонсированной сделки по продаже оружия, можно прогнозировать эскалацию конфликта, вплоть до взаимного демонстративного проведения военных учений в Тайваньском проливе и замораживания американско-китайского сотрудничества по линии военных ведомств.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs