ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

255 лет со времени открытия Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге (1764)

10:53 05.05.2019 • Ангелина Наумова,

255 лет назад Екатериной Великой был предпринят важнейший шаг в деле организации женского образования – открытие Смольного института благородных девиц Санкт-Петербурга.

16 мая (5 по старому стилю) 1764 года Екатериной II был подписан указ о создании в столице «Императорского воспитательного общества благородных девиц» при Воскресенском Новодевичьем Смольном монастыре. Наряду с правительницей, инициатором открытия первого женского среднего учебного учреждения выступил ее личный секретарь Иван Иванович Бецкой. Воспринявший идеи просветителей за долгое путешествие по Западной Европе, он возвратился в Россию с глубоким убеждением в необходимости воспитания детей обоих полов как «новой породы людей». Бецкой стал основным автором «Генерального учреждения о воспитании обоего пола юношества» и «Устава Воспитательного общества благородных девиц», отразивших ключевые линии политики империи в образовательной и педагогических сферах и идеи, положенные в их основание. Так, «Генеральное учреждение» задало направление на огосударствление образования, создание учреждений интернатного типа, доминирование воспитания над непосредственно обучением с целью «образования человека и гражданина». Представители высших общества Эпохи Просвещения глубоко верили во всесильность воспитания, а Иван Бецкой и Екатерина II разделяли это убеждение и реализовывали его на практике. Так, Смольный институт стал закрытым учреждением, куда набирали девочек дворянского происхождения с шестилетнего возраста и обучали их в течение двенадцати лет. Институтки изучали разнообразные дисциплины: арифметику, несколько иностранных языков, историю, религиоведение, географию, музыку, рисование, кулинарное искусство, правила этикета и другие; занимались физическими упражнениями. Безусловно, в образовательном плане были свои издержки, и одни науки и искусства преподавались гораздо лучше других, но это не препятствовало основному направлению заведения – воспитанию. Умение девушки вести себя в обществе, держаться сдержанно, скромно, изящно, при необходимости, вежливо поддержать беседу ценилось значительно больше в Российской империи, чем ее познания в арифметике или истории. Деятельность Смольного института, таким образом, соответствовала требованиям того времени, так как в нем обучение этикету, манерам и воспитание моральных и нравственных качеств доминировало над процессом получения знания. Так, многие выпускницы Смольного выходили замуж за видных государственных деятелей и военных офицеров, часть из них становилась фрейлинами при императорском дворе или же оставалась в институте в качестве учительниц и инспектрисс. Хотя самому образованию при названном подходе наносился ущерб, не стоит, тем не менее, недооценивать значимость открытия института Екатериной II. Из его стен выходили знаменитые поэтессы и писательницы Олимпиада Шишкина, Мария Ватсон, Нина Комарова (Хабиас), классик русской кулинарной литературы Елена Бурман, финская оперная певица Александра Ангер, доктор химии Вера Попова и многие другие знаменитые деятельницы своего времени. И, что наиболее важно, Смольный институт благородных девиц стал первым в своем роде женским учебным заведением Российской империи, послужив примером для последующего создания учреждений с подобной ему организацией обучения и управления.

 

Источники:

Мареич К. История Смольного института // Статья на сайте «Культура.рф». URL: https://www.culture.ru/materials/211612/istoriya-smolnogo-instituta

Мордвинова З. Е. Становление универсального образования в России: гендерный аспект. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/smolnyy-institut-v-epohu-imperatritsy-ekateriny-ii-1764-1796

Усачева Р. Ф., Днепров Э. Д. Зарождение женского образования в XVIII веке / Женское образование в России // [Электронная версия]. URL: https://flibusta.appspot.com/b/388852/read?17yh4Ptk#t1

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати