Южно-Африканская Республика, Претория
В преддверие парламентских выборов в ЮАР, намеченных на 8 мая, одна из стран организации БРИКС усиленно готовится к самому масштабному и напряженному за последние четверть века со времен падения режима апартеида событию. Во всех без исключения городах политическими партиями страны ведутся активные предвыборные кампании – все улицы украшены множеством листовок в поддержку своих кандидатов, функционеры партий буквально ежедневно посещают дома простых граждан и агитируют за их голоса.
Эти выборы станут шестыми после перехода страны к демократии в 1994 году. Они определят, кто станет следующим президентом и получит право сформировать новый кабинет министров. От правящей партии «Африканский Национальный Конгресс» (АНК) выступает текущий президент Сирил Рамафоза, который занял кресло лидера в феврале 2018 года после скандальной отставки Дж. Зумы из-за обвинений в коррупции. Партия вынуждена бросить все ресурсы на сохранение большинства в парламенте и обеспечение С. Рамафозе полного президентского срока, поскольку в этом году картина для Конгресса складывается весьма сложная. Нынешнюю социально-экономическую обстановку в ЮАР трудно охарактеризовать стабильностью – официальный (!) уровень безработицы в стране балансирует на отметке в 27%, ведущие государственные корпорации-монополисты в лице энергетического гиганта «Eskom», авиатранспортной «South African Airlines» и военно-промышленной «Denel» находятся в долговой яме. Причем в случае с «Eskom», это уже сказывается на техническом состоянии электростанций, что неоднократно приводило страну к масштабным веерным отключениям электроэнергии на срок до месяца и, как следствие, огромным финансовым потерям. Кроме того, неоднозначная ситуация в сфере оказания муниципальными властями базовых социальных услуг для граждан также все чаще становится предлогом для возникновения спорадических протестных акций практически во всех регионах республики. В последнее же время, они буквально стали нормой и для столичного региона, в особенности в Йоханнесбурге и его окрестностях. Все это связывают, конечно же, с правящей партией, которая находится у власти уже 25 лет подряд, хотя стоит отметить, что большинство населения склонны винить в сложившейся ситуации экс-президента Зуму.
Экс-президент Дж. Зума (слева) и нынешний лидер С. Рамафоза
Именно поэтому, эксперты указывают, что рейтинг АНК сейчас как никогда низок – всего 40-42%, тогда как рейтинг доверия действующему президенту Рамафозе – около 70%. В юаровском обществе его приход к власти в прошлом году окрестили «Рамафорией» (по аналогии с эйфорией) и возложили на него большие надежды в деле развития экономики страны, борьбы с коррупцией и уменьшения уровня безработицы. Те же ожидания сохраняются и поныне, южноафриканцы действительно хотят увидеть его у руля страны на полный президентский срок, но при этом весьма скептически относятся к партии, поскольку ассоциируют всю партийную верхушку с экс-президентом и огромным списком коррупционных дел. Все это делает шансы АНК удержать парламентское большинство весьма хрупкими. Тем не менее, ожидается, что в этом году, хоть и с минимальным перевесом, но правящая партия сохранит свои доминирующие позиции во власти.
Основными конкурентами на политическом поприще ЮАР для Конгресса являются крупнейшая оппозиционная партия либерального толка «Демократический альянс» (ДА) во главе с Ммуси Маймане и леворадикальная партия популистского толка «Борцы за экономическую свободу» (БЭС) с ее лидером Джулиусом Малемой. Эксперты указывают, что по результатам опросов они предположительно смогут набрать по 13 и 10 процентов соответственно. Также, на этих парламентских выборах выявился новый серьезный фактор – резкий рост количества новых партий довел их общее число до рекордных 48, причем часть из них фактически являются осколками от основных партий, к примеру, «Народный конгресс» и «Африканский конгресс трансформации» были образованы из последователей АНК, а партия «GOOD» из сторонников ДА. Другие же партии и вовсе позиционируют себя вокруг либо религиозных, либо острых социальных идей, таких как стремление вернуть чернокожему населению их исконные южноафриканские земли в собственность (т.н. партия «Земля для черных» /Black First Land First/). Все это в совокупности делает политический климат ЮАР еще более волатильным.
Предвыборные плакаты АНК
Кроме того, социологи утверждают, что на данный момент около 20% южноафриканских граждан еще не определились, за кого они хотят отдать свои голоса. Именно за эту часть населения в настоящий момент ведется жесткая информационная борьба между партиями.
Канцелярия президента республики уже объявила, что после завершения выборов и оглашения результатов, инаугурация нового лидера страны пройдет 25 мая. Символично, что в тот же день празднуется так называемый «День Африки» (ранее, «День освобождения Африки»). В самой канцелярии указывают, что выбор даты подтверждает приверженность правительства к продвижению континентальной повестки и курса на укрепление отношений с африканскими странами. Кроме того, примечательно, что церемония пройдет не по традиционной схеме – как правило, инаугурация президента всегда происходила в «Здании Союза» (Union Building) в Претории, на этот раз, событие произойдет на стадионе Лофтус Версфельд, где, по словам представителя канцелярии президента, можно обеспечить значительно большее количество гостей. На церемонии ожидается присутствие глав различных государств, религиозных представителей, руководства политических партий и представителей региональных, континентальных и международных организаций, таких как «Сообщество Юга Африки» (САДК), Африканского Союза и ООН.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs