Образ «Города Будущего».
Фото от weforum из материала к Докладу для World Economic Forum.
Маркс был прав – коммунизм начнут реально формировать именно те самые развитые страны Запада, где он станет «прорастать» из глубин капитализма. Схема грубоватая, но она хорошо объясняет последовательность шагов в развитии Человечества.
Не удивляйтесь этой преамбуле – вопрос о «Мире Будущего, где нет собственности, личного транспорта, привычной работы и загрязнения окружающей среды», чем, однако, не коммунизм? – уже поставлен не где-нибудь, а на площадке Мирового экономического форума (World Economic Forum – WEF). И не кем-нибудь, а представителем одной из самых благополучных стран Европы – Дании, хорошо развитой даже на фоне соседних европейских государств.
Министр экологии Дании Ида Аукен (Ida Auken) выступила на сессии WEF, предвосхитив свое обращение к собравшимся целым эссе на эту тему – «Welcome to 2030. I own nothing, have no privacy, and life has never been better» - «Добро пожаловать в 2030 год: я не владею ничем, у меня нет собственности, а жизнь лучше, чем когда бы то ни было».
Текст этого эссе стоит того, чтобы его процитировать! Хотя бы для оценки пожеланий евросчастливцев про то, как им увиделось – не в научно-фантастических романах, а наяву – Будущее. Маркс тихо улыбается в бороду…
Ида Аукен (на снимке), которая сейчас – датский министр, а те дни, когда написала это эссе, была депутатом своего Парламента, предвосхищает вот какие события:
Фото от BB.LV
«Добро пожаловать в 2030 год! Добро пожаловать в мой город, или лучше сказать — в «наш город». Мне ничего не принадлежит. У меня нет своей машины. Нет своего дома. Я не владею одеждой и бытовой техникой.
Вам это может показаться странным, но нас, жителей города, такая жизнь более чем устраивает.
Все, что раньше считалось продуктом, теперь стало услугой. Транспорт, жилье, еда и все, что необходимо в повседневной жизни, достается нам бесплатно, так что особого смысла владеть чем-то попросту нет.
Сначала бесплатной и общедоступной стала связь. Потом, когда бесплатной стала и экологически чистая энергия, дела пошли гораздо быстрее.
Цены на транспорт резко упали. Личный автомобиль превратился в бессмыслицу, потому что мы всегда можем вызвать беспилотник или летающую машину для более длительных путешествий, и они приедут через несколько минут. Как только общественный транспорт оказался дешевле, быстрее и удобнее машины, процесс передвижения стал гораздо более упорядоченным.
Сейчас мне уже сложно представить, что когда-то мы добровольно терпели пробки на дорогах, не говоря уже о загрязнении воздуха от двигателей внутреннего сгорания. И о чем мы только думали?
До друзей я иногда добираюсь на велосипеде. (Ну, Копенгаген – город маленький – С.Ф.). Мне нравится на нем кататься: удовольствие и тренировка — два в одном. Такая прогулка дарит настоящее наслаждение.
Забавно, что некоторые вещи никогда не надоедают: нам по-прежнему нравится ходить, кататься на велосипеде, готовить, рисовать и выращивать цветы. Все эти занятия напоминают нам о том, что наша культура возникла из тесной связи человека и природы.
В нашем городе не принято платить арендную плату, потому что пространство используется всякий раз, когда «хозяина» нет дома. Например, когда я ухожу, в моей гостиной проходят деловые встречи.
Иногда мне хочется самой что-то приготовить. Это легко устроить — необходимая техника оказывается у моей двери буквально через пару минут. Поскольку транспорт теперь бесплатный, мы прекратили набивать свои дома этим хламом. Зачем держать машинку для приготовления пасты или блинницу в кухонном шкафу, когда их можно просто заказать?
Экономика пошла по пути замкнутого цикла. Когда продукты превращаются в услуги — кому нужны недолговечные вещи? Все должно быть прочным, восстанавливаемым и пригодным для переработки. В нашей модели экономики материалы быстро расходуются и легко превращаются во что-то иное.
Экологические проблемы остались в прошлом, так как мы используем только чистые источники энергии и методы производства. Воздух чист, вода тоже, и никому в голову не придет нарушать границы природных заповедников, поскольку все знают, насколько они важны для благополучия человечества. В наших городах множество зеленых зон, повсюду цветы и деревья.
Я до сих пор не понимаю, почему раньше мы заполняли все свободное пространство бетоном.
Походы по магазинам? С трудом припоминаю, что это вообще такое. Обычно человек просто выбирает, чем бы хотел воспользоваться в данную минуту. Иногда процесс может даже увлечь, но чаще всего я доверяю эту работу продуманному алгоритму. Он лучше меня знает, что мне понравится.
Когда искусственный интеллект и роботы взяли на себя такое количество традиционной работы, у нас появилось время, чтобы хорошо питаться, высыпаться и проводить больше времени с другими людьми. (Вот оно у Маркса: главная ценность при коммунизме – свободное время, необходимое для самосовершенствования – С.Ф.)
Понятия «час пик» больше не существует, ведь мы можем работать когда угодно. Правда, не уверена, что этот процесс все еще можно называть работой. Больше похоже на специальное время для размышлений, созидания и развития.
Прежде все искали лишь развлечений, и люди не хотели забивать себе голову вопросами посложнее. Однако в последний момент мы все же поняли, как использовать технологии себе во благо, а не просто, чтобы убивать время.
Я очень волнуюсь о тех, кто живет за пределами города. О тех, кого мы потеряли по пути. О тех, кто решил, что технологии — это слишком. О тех, кто почувствовал себя жалким и ненужным, когда роботы и искусственный интеллект взяли на себя большую часть привычной работы. О тех, кого не устраивала политическая система, и кто отвернулся от нее. За пределами города люди живут другой жизнью. Одни образовали замкнутые общины. Другие просто доживают свою жизнь в заброшенных домах, в деревеньках XIX века.
Порой меня раздражает, что мы лишены приватности. Отслеживается каждый мой шаг. Я знаю, что где-то записывается все, что я делаю, о чем думаю и о чем мечтаю. Надеюсь, никто не станет использовать эти данные против меня? (Последний вывод достаточно наивен – С.Ф.).э
В целом, мне нравится такая жизнь. Она намного лучше той, которой мы жили, пока не поняли, что мы не можем следовать привычной модели.
Ведь сколько было кошмарных проблем: болезни цивилизации, изменение климата, кризис беженцев, ухудшение состояния окружающей среды, перенаселенные города, загрязнение воды и воздуха, социальные волнения и безработица.
Мы потеряли слишком много людей, прежде чем поняли, что есть другой путь».
Показательное эссе.
А, может быть, именно такие европейцы и выведут Старый Свет, падающий в яму кризиса, к Новой Жизни?
Во всяком случае, перед нами – хоть и наивная, но программа Развития. А именно программ Развития и создания Образа Будущего и не хватает – что у нас в России, что на Западе. Пережёвывание даже самой вкусной пищи – чем занимаются сейчас практически во всех более-менее развитых странах, где сектор общепита (рестораны, кафе, бары) стал самым динамично растущим с начала XXI века – это не Цель и Смысл жизни Человечества. Согласны?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs