Беседовал: Игорь Алексеев
Вы говорили, что нынешний год будет трудным для болгарского туризма, что вы имели в виду, представляя подобный прогноз?
Подтверждаю, что год будет динамичным и трудным. С момента создания Министерства туризма, это произошло в 2014 году, мы отмечаем постоянный рост туристического потока, который достиг по итогам 2018 года 9,2 млн. иностранных гостей, но, полагаю, что трудно будет поддерживать подобного рода интерес на протяжении последующих лет. Мы испытываем трудности и с учетом возросшей конкуренции, прежде всего за счет развития соседних рынков, прежде всего Турции. Наши партнеры предлагают разнообразные специфичные программы, чтобы привлечь дополнительный туристический поток, увеличить интерес туристов именно к своему направлению.
Политические кризисы также мешают, например Brexit?
В отношении к Brexit ситуация вышла за рамки возможного прогнозирования, мы до сих пор не знаем, будет ли достигнуто соглашение между Британией и ЕС, и это ведет к уменьшению раннего резервирования со стороны туристов из Великобритании. Полагаю, что лишь к концу марта у нас появятся более-менее объективная информация по этому вопросу. А в начале апреля мы сможем сделать соответствующий прогноз.
Как себя чувствует Болгария в агрессивной конкурентной среде?
Мы продолжаем свою работу, правительство во главе с премьер-министром Бойко Борисовым нас поддерживает. Туризм это горизонтальный сектор, поэтому, также, рассчитываем на поддержку местных администраций. Наши туристические продукты должны быть максимально инновативными, сочетать хорошее качество и разумную цену. Мы должны обеспечить возможность комбинирования маршрутов, например, солнце и море великолепно сочетаются с культурно-историческим туризмом, СПА-туризмом, знакомством с национальной кухней. Мы стараемся разработать индивидуальный подход к каждому из наших гостей, поэтому аналогичным образом организуем и рекламно-информационную кампанию, ориентированную на целевые группы. Наш бюджет на рекламу весьма ограничен, мы не можем использовать все традиционные возможности, поэтому рассчитываем на профессиональный подход.
Как вы оцениваете потенциал российского туристического рынка?
Российский туристический рынок очень большой и именно поэтому Россия, для меня лично, всегда была стратегическим партнером и важнейшим туристическим рынком. Отношения с российскими коллегами исключительно хорошие и я благодарю их за поддержку практически на всех политических уровнях. Недавно вместе с болгарскими парламентариями я была в Москве, и мы имели возможность провести много полезных переговоров. С сентября в России туристическая отрасль перешла в ведение Министерства экономического развития и мы запланировали целую серию совместных мероприятий, а в настоящее время уточняем наши совместные планы, планируем провести несколько совместных болгаро-российских экономических форумов, посвященных туризму. В апреле планируем провести общее собрание Ассоциации российских туроператоров в Болгарии, организовать нескольких информационных туров, чтобы они на месте могли познакомиться с болгарским туристическим продуктом. Для нас важно найти оптимальную форму сотрудничества с российскими коллегами, известно, что российский рынок отличается тем, что его клиенты принимают решения о путешествиях в последний момент, а ведущим критерием для многих из них является стоимость тура. Наши серьезные конкуренты, они тоже и наши партнеры, Турция, Сербия, Тунис, Египет, Греция, Кипр и Хорватия, используют механизмы прямой поддержки сектора, то , что мы, к сожалению, не можем предложить. Но различные варианты привлечения чартеров в Болгарии рассматриваются, надеюсь, что мы будем конкурентны в полном смысле этого слова. Мы уже установили контакты с новым руководством Ростуризма. С госпожой Зариной Догузовой, полагаю, мы встретимся в рамках моего посещения выставки "Интурмаркет" в Москве, с 9 по 11 марта. Работаем активно с российскими университетами в Москве, я готовлюсь выступить с лекцией в МГИМО. Нам предстоит подписать серию соглашений о сотрудничестве в секторе с представителями шести регионов России, а также напрямую с Ассоциацией русских регионов. На территории Российской Федерации мы постараемся обеспечить свое масштабное присутствие.
Как ваши российские коллеги оценивают болгарское направление?
Основные рекомендации связаны со стоимостью туров. Однако наши цены, с моей точки зрения, исключительно комфортные и конкурентные, особенно по показателю цена - качество в высоком сегменте - 4 - 5 звезд. Для нас трудно привлечь дополнительные субсидии, поэтому наша конечная цена, пока, не может быть сопоставима с ценой конкурентов, пользующихся подобной привилегией. Но у нас есть хороший высококачественный продукт по разумной цене. На данный момент мы отмечаем снижение числа раннего бронирования на 10-15% на российском рынке по сравнению с прошлым годом, но рассчитываю, что наше участие в выставках и кампания в России помогут исправить положение, к началу апреля мы будем готовы представить более актуальные прогнозы на летний туристический сезон.
Насколько изменился русский турист, что сегодня его привлекает в Болгарии?
На первом месте стоят вопросы безопасности и спокойствия, на различных уровнях наш премьер Борисов гарантировал россиянам безопасность и спокойствие в Болгарии. Второе, это качество отдыха, которому соответствуют наши 4 - 5 звездные отели. Русских туристов интересует разнообразие, не просто солнце и море, а возможность принять СПА и провести другие оздоровительные процедуры, познакомиться с культурно-историческим наследством, особенностями местной кухни. Мы разрабатываем различные направления, которые отвечают на эти ожидания, в том числе религиозные маршруты.
Традиционная тема - визы
С начала февраля, благодаря усилиям вице-премьера Захариевой, нам удалось договориться об увеличении количества визовых центров в России до 59. Практически в каждом большом городе на территории РФ каждый турист может подать заявление на получение визы. Мы обсуждаем и другие возможности, в том числе введение многократных туристических виз. Уже сейчас выдаем пятилетние визы для собственников жилья на территории Болгарии, бесплатные визы для детей до 16 лет и пенсионеров, бесплатные визы для участников фестивалей. Приятно, что успели договориться о снижении таксы за обработку документов в визовых центрах.
В 2018 году Болгария приняла 9,2 млн. иностранных туристов, международный туризм принес в бюджет 7,3 млрд. левов, а каковы максимальные возможности Болгарии?
Чем больше, тем лучше. Мы должны выполнить свою работу, превратить Болгарию в круглогодичное туристическое направление. На данный момент основной туристический поток приходится на июнь - сентябрь, когда в Болгарии побывало 5,4 млн иностранных туристов (с июня по сентябрь 2018 г.). Но есть потенциал для дальнейшего увеличения, особенно, если рамки сезона будут расширены, по Черноморью начиная с апреля месяца. В этом году мы прилагаем серьезные усилия для активизации внутреннего туризма, с акцентом на малоизвестные места. Сейчас туристы хорошо знакомы с побережьем Черного моря, зимними курортами, но мало знают достопримечательности Болгарии в других регионах, поэтому мы пытаемся реализовать и этот потенциал. Есть резервы развития. Мы ставили задачу привлечь туристов больше, чем насчитывается жителей в стране, и достигли этой задачи. Сейчас в течение двух-трех лет намерены поднять эту планку до 10 млн. человек, но возможности гораздо больше.
А что лично вам нравится в Болгарии больше всего?
Мне нравится все, летом я одну неделю бываю на северном, а потом на южном побережье Черноморья. Зимой много бываю на зимних курортах. В другое время стараюсь посетить и другие территории практически по всей стране и постоянно открываю новые и очень интересные направления. Пропустила некоторые маленькие города, но надеюсь, что и туда успею попасть. Вижу энтузиазм, с которым местные жители стремятся привлекать гостей - своими традициями, обычаями. Будем стараться показать нашим гостям маленькие места такие, к примеру, как Костандово, небольшое село в районе Велинграда, где производят самые лучшие ковры, которые использую и в Лувре, и королевском дворе Великобритании, к сожалению не многие из наших гостей, да и сами болгары об этом мало что знают. Открыла для себя село в 22 км от города Стара Загора, где расположен самый старый монастырь Европы Святой Атанасий, старейший в Европе.
Болгария - одна из самых богатых стран по своему культурно-историческому наследию и нам важно больше информировать о ее достопримечательностях, тем более, не будем забывать, что туризм подтягивает за собой экономику регионов. Будем улучшать качество болгарского туристического продукта.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs