1-го и 2-го февраля 2019 г. Москве в Нотно-музыкальной библиотеке имени П.И.Юргенсона прошел I Международный вокальный конкурс World Music Heritage, целью которого было дать молодым участникам шанс попробовать свои силы и получить независимую профессиональную оценку своего мастерства. Конкурс собрал 50 исполнителей из Франции, Китая, Армении, Грузии и России в трех возрастных группах.
По решению международного жюри, званий лауреата первой степени и победителя конкурса была удостоена представительница Китая Хо Сяоцэнь. По словам Хо, она приехала в Россию в 2014 году с мечтой учиться в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского и надеется, что эта победа поможет ей найти хорошую работу.
Член жюри, заслуженная артистка России, солистка московского театра «Геликон-опера» Алиса Гицба, так отозвалась о конкурсе и его результатах:
«В целом уровень участников был средним. Безусловно, люди участвовали неслучайные: солидная профессиональная подготовка, наличие отличного материала, музыкальное образование. Было все. И это касается всех групп. Младшая группа – все невероятно обаятельные, прощаешь многое, но дети - это особая статья. Судить их очень сложно, не хотелось никого обидеть. Средняя - удивили своей виртуозностью. Старшая – к сожалению, увлекаются громким пением и уродуют свой тембр.
Но одно можно утверждать смело - все участники показали наличие материала, с которым можно и нужно работать.
На общем фоне китаянка, которая получила первое место, и шла, надо сказать, с большим отрывом, продемонстрировала совершенно другой уровень, выучку и технику. Конечно, довольно часто мнения членов жюри расходились, особенно у итальянцев и россиян. Шкала ценностей все-таки чуть различается. Русские дают много бонусов, думая о перспективах исполнителя, а итальянцы судили по факту, то, что имеется на данный момент. Но расхождения не были столь принципиальны. В выборе финалистов мнения жюри совпали. Замечу, что судейство было непредвзятым, очень демократичным и все нашли взаимопонимание».
Победителя конкурса ждал приз – право выступить на сцене Камерного зала Московского международного Дома музыки совместно с уже признанными мастерами, некоторые из которых были членами жюри. Поэтому во время музыкальной битвы «Италия vs Россия» именно Хо Сяоцэнь исполнила здесь арию Джульетты из оперы Беллини «Капулетти и Монтекки». После концерта Хо рассказала, что очень волновалась, ведь зал был полон зрителями. Победительница была очень благодарна членам жюри за предоставленную возможность петь с ними на великолепной оперной сцене и надеется, что у нее будет шанс еще раз выступить с ними в будущем. Поэтому она намерена более серьезно заниматься вокалом.
В первом отделении итальянско-российской музыкальной битвы прозвучали оперные произведения Пуччини, Чайковского, Россини, Моцарта, Бойто.
Программа второго отделения включала в себя знаменитые песни и романсы двух стран. Кьяра Тиротта по-русски спела «Я ли в поле да не травушка была» П.И.Чайковского. Рафаэле Фаччола исполнил на языке оригинала русскую народную песню «Ах, ты душечка». Максим Крылов ответил неаполитанской песней композитора Родольфо Фальво Dicitencello vuje («Скажите, девушки, подружке вашей»). Криками «Браво!» и бурными аплодисментами российская публика провожала музыкантов, которые в завершении концерта все вместе исполнили знакомые каждому «Смуглянку» и «Подмосковные вечера».
I Международный вокальный конкурс World Music Heritage и музыкальная битва «Италия vs Россия» были организованы клубом почитателей классической музыки «Орфей». Его основателем и идейным вдохновителем является певец, музыкант и композитор Максим Крылов, который ответил на наши вопросы.
Как вам удается привлекать к совместной работе музыкантов из разных стран?
Жизнь складывается таким образом, что постоянно встречаешься с новыми людьми, музыкантами. И с некоторыми складываются замечательные отношения. Мы стараемся работать с теми людьми, с кем у нас установился личный дружеский контакт, с которыми у нас общие взгляды, с теми, кого всегда ждешь и рад видеть и слышать.
Как дружба между людьми помогает в творчестве?
Это не совсем простой вопрос. Иногда гораздо проще работать с человеком, который просто выполнит профессионально свою работу. Иногда с друзьями гораздо тяжелее. Но дружба, это как любовь, вера, семья - это непреходящие ценности и основы. Именно они всегда скрепляли людей, и именно за них стоит бороться до последнего. Если желаете, до последней ноты. И я абсолютно уверен, что так должно быть всегда и у всех.
Дружбе между двумя странами, между музыкантами, людьми не помешает ничто! Та любовь и уважение, те трепетные чувства к русской музыке, которую испытывают наши итальянские друзья очень трогает! Я уверен, русская публика это очень чувствует и отвечает взаимностью.
Каким образом формировалось жюри конкурса?
Естественно, что на вокальном конкурсе жюри должно состоять из профессиональных певцов и педагогов экстра-класса. Так и было. Жюри состояло из солистов лучших театров мира («Метрополитен-Опера», «Ла Скала» и других). Более того, жюри было представлено практически всеми типами голосов: меццо-сопрано, сопрано, колоратурное сопрано, баритон, бас.
Почему для концерта "Италия vs Россия" вы выбрали формат музыкальной битвы?
А почему бы нет? Ведь музыкант и певец всегда сражается за сердца и любовь слушателей. И некая, безусловно дружеская, «битва», или, как сейчас модно говорить, «баттл» двух великих певческих и музыкальных культур вполне уместна. Во всяком случае, кулачных боев на берегу Москвы-реки никто не планировал, это точно!
Какие впечатления остались у участников музыкальной битвы?
Я убежден, все счастливы! И с нетерпением ждут следующего «поединка»!
Кто, на ваш взгляд, победил? Что для вас значит победа, когда дело касается искусства?
Вы знаете, как бы банально это ни звучало, победило именно искусство. Искусство делает потрясающие вещи. Мне рассказали, что после завершения концерта 2-го февраля слышали такие отзывы: «Сегодня нам прибавили еще 5 лет жизни...». Подобные слова - не просто свидетельство победы, это счастье для всех нас, всех кто пел и играл, кто организовывал.
Более того, то, что это мероприятие, включая международный конкурс вокалистов, организованное с огромным трудом и прошедшее с огромным успехом в Москве, без привлечения государственных бюджетов и спонсоров, живет и собирает полные залы, дарит людям радость, открывает новые имена и голоса, и есть, без сомнения, победа настоящего искусства.
Какие у вас планы на будущее - гастроли, концерты, может быть, новые битвы?
Впереди действительно много планов, в апреле в Москве стартует детский фестиваль-конкурс World Music Heritage.Young Talents. В августе планируется удивительный и абсолютно уникальный проект, где певцы из России, да и, при желании, всего мира, в течение двух недель смогут учиться у итальянских маэстро, перенимать опыт у итальянских певцов и певиц на родине bel canto, выступать на различных площадках, в том числе на сцене итальянского театра с оркестром. Это настоящий мост между двумя странами, между двумя культурами, и мы его строим. Ну, а в феврале будущего года сделаем все, чтобы публика вновь услышала наши «сражения». И, конечно же, II Международный конкурс вокалистов World Music Heritage 2020.
Во время музыкальной битвы певцы своими шутками вызывали хохот в зале. Публика была в восторге. Что дает артистам юмор на сцене во время исполнения классических произведений?
Классические произведения – это не только чопорные, самодовольные мины великих и чересчур серьезные лица слушающих. Нет! Это вся палитра эмоций!
Опера, академическая музыка - это круто, это здорово, а иногда и очень весело. Это по-настоящему! Это настоящая жизнь, а если ария или песня о чем-то веселом или уместна какая-то сиюминутная импровизация, шутка, то почему нет? Классическая музыка самая современная и самая интересная из всех. Уверяю вас!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs