ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Новый морской поход Киева – зачем и кому это выгодно?

13:03 21.12.2018 • Денис Батурин, политолог

Антироссийский оркестр играет все более агрессивно. Через несколько недель после провокации в Черном море президент Украины Петр Порошенко, упоминая этот инцидент, заявляет в интервью американскому каналу Fox News: «…это война. Это не шутка, не инцидент и не кризис».[i]

17 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Украиной резолюцию о «проблеме милитаризации» Крыма и акваторий Азовского и Черного морей. [ii]

Симптоматично, что на последнем заседании контактной группы по Донбассу украинские представители говорили о Крыме и Азовском море, а не о Донбассе. «На заседании Марчук (Евгений Марчук, представитель Украины в Контактной группе по Донбассу – Д.Б.) призвал ОБСЕ немедленно начать постоянный мониторинг ситуации безопасности в акватории Керченского пролива, Азовского и Черного морей. Он напомнил, что мандат СММ ОБСЕ распространяется на всю территорию Украины и предложил установить постоянный пункт мониторинга в Керчи».[iii] Интересно – почему Контактная группа по Донбассу заговорила о Крыме? Хотя Россия в лице президента и министра иностранных дел уже давно и четко сформулировала свою позицию – принадлежность Крыма не обсуждается.

Следующим в стройной хронологии событий стало заявление секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова о том, что Украина готовит новый проход военных кораблей через Керченский пролив: «Это для нас принципиально. Если мы остановимся и отступим, то Россия фактически выполнит свою задачу по захвату Азовского моря, предъявит миру новые морские границы в Черном море, де факто легализовав оккупацию Крыма».[iv] Турчинов пригласил поучаствовать в этом «славном» походе представителей международных организаций, в частности, ОБСЕ, а также отметил, что «было бы логичным участие в походе кораблей НАТО». Если не будет кораблей, то он выразил надежду, что альянс отправит «хотя бы представителей».

Восторженную поддержку данной инициативе в сети Facebook выразил лидер Меджлиса крымскотатарского народа (запрещен в РФ) Рефат Чубаров: « Полностью поддерживаю… При этом, на каждом корабле по два-три иностранных парламентария от ПА ОБСЕ, ПА СЕ, Европарламента, ПА ЧЭС…» В последнее время Чубаров стал экспертом широкого профиля, и кроме «борьбы за права» крымских татар стал специалистом в украинском православии, горячо поддерживая историю томоса для УПЦ Киевского патриархата.

19 декабря стало известно, что сенаторы США внесут в конгресс резолюцию, призывающую отменить строительство газопровода «Северный поток-2» из-за «угрозы европейской энергетической безопасности» и российской «агрессии» в Черном море, чтобы гарантировать свободу судоходства в Керченском проливе.[v] Как можно видеть, в поисках новых аргументов США старательно выстраивают связь между «Северным потоком – 2» и ситуацией в Черном море.

В текущем моменте причины определенного смещения внимания Киева (и Вашингтона!) от Донбасса к Керченскому проливу очевидны. Порошенко нужен пиар, максимально оторванный от угроз реальной политики, которые заключаются в необходимости нести ответственность и предъявлять результат. Если продолжать трудную работу в рамках минского процесса – необходимо выполнять Минские соглашения. А если идти путем национал-патриотизма – надо начинать активные боевые действия против непризнанных республик. Первое грозит проблемами внешнеполитического и внутреннего характера, второе – неосуществимо по внутриполитическим и экономическим причинам, а также памяти украинской армии об Иловайске и Дебальцево. Одним словом – Донбасс неудобен и даже опасен.

Но это не значит, что о нем забыли. Стоит относиться серьезно к готовности нынешнего руководства Украины, положить страну, ее военных на алтарь антироссийской политики. Готовя обострение на море, Киев, создает возможности провокаций на Донбассе, чтобы создавать одновременно разные зоны конфликта. Предполагать такой сценарий позволяет информация военного представителя ДНР Эдуарда Басурина: «Нашей разведкой отмечается концентрация сил и средств противника на горловском направлении и в районе Светлодарской дуги. Нашим защитникам на горловском направлении будет противостоять группировка противника в составе шести бригад, общей численностью до 20 000 человек…В настоящий момент в районе Горловки подтверждено нахождение четырех украинских бригад: 72-й механизированной, 58-й мотопехотной, 1-й танковой и 81-й аэромобильной. В ближайшее время ожидается прибытие 30-й и 93-й механизированных бригад, двух дивизионов РСЗО «Ураган» и дивизиона трехсотмиллиметровых реактивных систем «Смерч». Также уже получены данные о сосредоточении в указанном районе свыше 120 танков, более 250 арторудий и минометов, свыше 110 установок реактивных систем залпового огня».[vi] Но, повторюсь, Донбасс – опасная линия наступления для Киева, и там это осознают. Вернемся к заявлениям Киева по Черному и Азовскому

Ситуация в Черном и Азовском морях видится Украине и ее патронам более перспективной и безопасной. Она устраивает антироссийский Запад тем, что готовность идти на обострение выразила Украина, которая не является членом НАТО, и никаких обязательств в связи с этим альянс не несет.

Несомненно, Россия в любом случае будет препятствовать нарушению своих территориальных вод, блокировать потенциальную угрозу Крымскому мосту и несанкционированный проход через Керченский пролив кораблей под флагом любой страны. 

Но главная опасность висит в воздухе: «любая провокация на донбасском фронте, против Крыма или на других участках российско-украинской границы может по принципу домино привести к полномасштабному столкновению на широком фронте».[vii]

Если это является основной задачей Украины и ее западных патронов, то они, к сожалению, на верном пути.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати