ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польские и греческие претензии к Берлину превысили триллион евро

13:34 31.10.2018 • Дмитрий Бабич, журналист-международник

Вопрос о компенсациях европейским странам – жертвам нацистской агрессии постепенно становится одной из серьезных проблем Евросоюза. К этой теме все чаще обращаются крупные польские и греческие политики, включая президентов Польши и Греции. Хотя эти они и не говорят напрямую о неприязненных чувствах по отношению к Германии, очевидно, что за идеями о взыскании сотен миллиардов евро «недоплаченных» репараций стоят современные разногласия внутри Евросоюза. Попытка со стороны руководства этих стран взыскать «недоплаченные» средства именно с Германии явно рассчитана на то, чтобы завоевать доверие у польского и греческого населения, обвиняющего в своих бедах Германию.

Основания для таких обвинений есть, поскольку с 2014 года именно немцы играли первую скрипку в «европейской тройке» (Европейский центральный банк, Еврокомиссия и МВФ), которая ограничивала траты бюджета Греции по социальным статьям, объясняя такие действия необходимостью поддержания нормального платежного баланса в Греции. [i] В Польше правительство партии «Закон и справедливость», а также значительная часть СМИ выражают недовольство угрозами поддержанной Германией Еврокомиссии начать процедуру наложения санкций на Польшу по статье 7 договора о Евросоюзе за попытку исполнительной власти поменять состав Верховного Суда страны. [ii] Такого рода санкции пока не подразумевают экономического давления на Польшу со стороны ЕС, но могут в ближайшей перспективе привести к лишению Варшавы права голоса в Европейском Совете. А Европейский Совет (не путать с Советом Европы) – важный действующий орган, принимающий решения по общеевропейской политике, напрямую влияющей на благосостояние граждан в Польше.

Правительство ФРГ отказывается серьезно рассматривать «репарационные» претензии Польши и Греции. Большой вопрос – в какой степени запросы этих стран основаны на праве, а в какой – на эмоциональной оценке действительно страшных потерь и разрушений, нанесенных вермахтом и другими силовыми структурами нацистской Германии? Польский президент Анджей Дуда, выступивший недавно с самым ярким выступлением на эту тему, пока не привел правовых оснований для польских претензий к Германии по поводу ущерба, нанесенного в военные годы Польше. Между тем, речь с польской стороны идет о значительных суммах: как сообщало агентство PAP со ссылкой на оказавшийся в распоряжении журналистов документ Бюро анализа польского сейма, Польша имеет основания требовать с Германии 48,8 миллиарда долларов репараций. [iii] По данным гамбургского журнала Der Spiegel, если следовать логике вычислений партийных «экспертов» «Закона и справедливости», польские претензии могут вырасти до 840 миллиардов евро. [iv]

Президент Дуда, известный своими резкими выступлениями в адрес России, в своих претензиях к Германии ограничился эмоциональным перечислением известных исторических фактов: «Репарации – не закрытый вопрос»,- заявил Дуда в интервью газете Bild am Sonntag. –« Группа наших экспертов работает над этой темой в польском парламенте. Члены сейма проведут дебаты и примут решение о наших дальнейших шагах. Напомню, что Варшаву тогда сравняли с землей. А изыскания наших экспертов показывают, что мы так никогда и не получили компенсации за это». [v]

Претензии Греции тоже исчисляются сотнями миллиардов, но греческие эксперты, в отличие от польских коллег, уже выступили с подробными расчетами по этой теме. По сообщению близкого к Еврокомиссии Интернет-ресурса EU-Observer, группа греческих парламентариев из разных фракций подготовила доклад, предъявляющий Германии претензии на 299 миллиардов евро за несколько лет немецкой оккупации греческих земель. [vi]

Представитель правящей в Греции партии «Сириза» Костас Дузинас заявил в интервью британской газете «The Guardian»: «Это эмоциональный вопрос, который все еще вызывает сильный отклик в нашей стране, и как представители власти, мы твердо намерены поднять этот вопрос». [vii] Господин Дузинас, который много лет проработал профессором права в Биркбеке (University of London), отвечает, что до последнего времени этот вопрос не ставился греческой стороной так остро, поскольку Греция была под «финансовой капельницей» ЕС, получая в первую очередь от Германии дотации на выплату «неподъемного» греческого долга, составляющего 178 миллиардов долларов. Но теперь, по мнению Дузинаса, время для расчета с Берлином пришло, и Греция не собирается от этого расчета отказываться.

В соответствии с изысканиями греческих парламентариев, репарационные претензии Афин складываются из двух частей. Во-первых, это ущерб, нанесенный немецкими войсками и властями во время оккупации Греции третьим рейхом в 1941-1944 гг. Этот ущерб греки оценили в 288 миллиардов евро. Во-вторых, речь идет о «займе», который Гитлер буквально силой выбил у Греции в 1943, заставив греческий госбанк выплатить Германии 476 млн. рейхсмарок из валютного запаса банка. Теперь этот ущерб Греция оценивает в 11 миллиардов евро. Таким образом, суммарные претензии Греции к Берлину составляют 299 миллиардов евро. Греки не стали включать в счет человеческие потери: общее количество греческих граждан, умерших от голода и лишений, вызванных войной, оценивается в 400 тысяч человек. Особо эмоциональный момент – почти тотальное уничтожение еврейской общины Греции.

Ответ немецких юристов на претензии Варшавы также складывается из нескольких элементов. Во-первых, Берлин отмечает, что правительство просоветской Польской Народной Республики (ПНР) еще в 1953 году отказалось от дальнейших репарационных претензий к Германии. Во-вторых, Берлин утверждает, что Варшава и Афины просто упустили время. По мнению Берлина, последняя возможность поднять этот вопрос у Польши и Греции была в 1990 году, когда шли переговоры по формуле «два плюс четыре» относительно воссоединения ФРГ и ГДР. В тот момент внимание Варшавы было сосредоточено на сохранении границы по рекам Одеру и Нейссе, а Греция рассчитывала улучшить свое положение за счет оказавшейся вовсе не «золотой» европейской интеграции. По этим двум причинам Варшава и Афины тогда и слова не сказали о своих претензиях.

Штефан Зайберт, официальный представитель правительства Германии, заявил по этому поводу: «У федерального правительства нет причин сомневаться в правовой чистоте отказа от репараций со стороны Польши в 1953 году». [viii] Но тут немецкое руководство может попасть в ловушку, которую Германия себе подставила: дело в том, что в течение многих лет после уходы коммунистов от власти в Польше в 1989 году союзники ЕС и Берлина в Польше говорили, будто режим ПНР был «незаконным», «оккупационным», что он не отражал воли польского народа и т.д. Это было нужно для того, чтобы лишать пенсий бывших руководителей ПНР, бывших представителей судебных и силовых структур социалистического периода. (Эти люди в свою защиту логично утверждали, что не нарушали законов ПНР, а судить человека на основе принятых ПОСЛЕ законов – нельзя по принципу «закон обратной силы не имеет».) Тогда Берлин против такой трактовки послевоенной польской истории не только не возражал – он всячески ее поддерживал. Хотя трактовка эта противоречила «восточной политике» канцлера Вилли Брандта начала 1970-х годов, направленной на признание сложившихся режимов в Польше и ГДР.

Теперь не только Польша, но и Россия, могут указать Берлину на непоследовательность его позиции по вопросу признания законности ПНР. Выходит, когда речь идет о выгодных для Берлина моментах, Германия считает ПНР законным государственным образованием, а вот когда предоставляется возможность свести счеты со старыми противниками времен «холодной войны» - не признает.

Но как показывает жизнь – кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники. Так что, похоже, главная часть выяснения отношений в этой непростой истории – впереди.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати